Тема: СПП с придаточными определительными. 9 класс.
Учитель: Ибраимова Ж.Е
Цели урока
1) находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
2) правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
3) составлять схемы предложений с придаточными определительными.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование урока: компьютер
Раздаточный материал: бумага, карандаши
ХОД УРОКА
-
ТРЕНИНГ «Я желаю тебе»
-
Оргмомент
-
Актуализация. Прежде чем перейдем к новой теме давайте вспомним ранее изученное, но прежде разделимся на группы по цвету фигуры.
1 задание : «Восстанови схему» (таймер 2 мин.)
А) защита постеров
Б) выставление оценок на стикерах с объяснением( и в оценочный лист)
(рассаживаются по местам)
2 задание . Поиграем в «Да-нетку»( за каждый правильный ответ- фигуру)
-
СПП состоят только из придаточных предложений
-
Придаточное может стоять только после главного
-
Независимое П в составе СПП называется главным
-
СПП с придаточными изъяснительными отвечают на вопросы падежей
-
Где, куда, откуда-сочинительные союзы места
-
Или, либо, то-то- сочинительные союзы разделительные
-
Утром, когда я выходил из дома, было тепло- союз из
-
Союзы и союзные слова являются членами предложения
-
Словно, точно, будто- союзы степени
-
СС и П изучает синтаксис
Подведем итоги
(Возвращаемся к постеру) Какую синтаксическую единицу мы рассматриваем?
Какие придаточные в СПП мы еще подробно не рассматривали? Записываем тему урока, классная работа. Формулируем цель. (знать, уметь)
Вспомним, что мы знаем о придаточных определительных. Таблица ЗУХ
-
ЗНАЮ
УЗНАЛ
ХОЧУ УЗНАТЬ
ВОПРОСЫ ПРИДАТОЧНЫХ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ
С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ К ГЛАВНОМУ П.
Место в П
-
Изучение новой темы. Делимся на группы «Найди свою половинку»
-
Работа над постерами. Параграф 23-24,с. 63.
-
Защита постеров.
-
Оценивание при помощи смайликов, стикеров
-
-
Закрепление.
-
Упражнение №1 из учебника, с. 60. Задание: прочитать, выписать выделенные предложения. Слабый уровень: определить тему текста, найти придаточные определительные
-
Сильный уровень: определить тип придаточного, составить схемы данных предложений.
-
Цифровой диктант. Задание: Учитель называет П., называя порядковый номер каждого, а школьники заполняют по соответствующим колонкам номера П.
1.Распустились почки на деревьях, прилетели птицы.
2. Не выходи на улицу, потому что уже стемнело.
3. Светило солнце, но было очень холодно.
4. Я поднял книгу, упавшую со стола.
5. Я поднял книгу, которая упала со стола.
6. Гнев-это страсть, а страсть исключает рассудок и логику.
7. Русский народ смышлён и понятлив, усерден и горяч ко всему благому и прекрасному.
8. Корень учения горек, зато плод сладок.
9. Льстят затем, чтобы господствовать под видом покорности.
10. Мы спокойны: клевете и зависти не сделать белого чёрным.
11. Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днём.
12. О, я была уверена, что ты придёшь назад.
13. Не слушайте никогда того, кто говорит дурно о других и хорошо о вас.
5.3. Творческая работа. Задание: составить П. по данным схемам. Определить тип придаточного.
Для слабых: для сильных
1. [ ук. сл. + сущ. ], (какой — = ).
2. [ сущ. ], ( где = — и — ).
3. [ сущ.], ( который = ).
5.4 Выборочный диктант. Записать и указать СПП с придаточными определительными, составить схемы.
1. Если вы устали, давайте отдохнем.
2. Я не знаю, где граница между товарищем и другом.
3. Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года.
4. Это был район, откуда мы должны были переехать.
5. Дедушка нервно зашагал по комнате и заговорил так, будто нас там не было.
6. Всю жизнь я видел настоящими героями только людей, которые любят и умеют работать
5.5. Самостоятельная работа по карточкам. Работа в парах.
Задание: Соединить половинки СП. Указать СПП с придаточными определительными. Сверьте ваши работы.
-
Скучен день до вечера 1. Надо прилежно учиться
-
У человека должны быть любимые произведения, 2. Коли делать нечего
-
Чтобы получить хорошую профессию, 3. Так человек для работы
-
Как птица создана для полета, 4. К которым он обращается неоднократно.
-
Рефлексия («Лестница успеха»)
-
Подведение итогов.
-
Заполнение таблицы ЗУХ
-
Тест.
-
-
Оценивание
-
Д.з с. 63 №3, урок 23-24(синтаксический разбор)