План урока по русскому языку в 9 классе по теме «Значения сложносочинённых предложений и пунктуация в них. Употребление сложносочинённых предложений в речи (тексте)»
Тип урока : обобщение и систематизация знаний ,закрепление умений .
Дидактическая цель : создать условия для систематизации изученного материала, выявление уровня владения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.
Класс : разноуровневый.
Учебник под редакцией М.М.Разумовской. Русский язык. 9 класс.-М.: Дрофа, 2013 г.
Цель урока : способствовать закреплению умения определять смысловые отношения в ССП, пониманию роли данных предложений в речи ; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.
Задачи .
-
Совершенствовать умение определять смысловые отношения в ССП и в простых предложениях с однородными членами с подобными союзами , расставлять необходимые знаки препинания ; пояснять роль ССП в тексте .
Познавательные УУД : воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебного задания ; классифицировать объекты по существенным признакам (алгоритм действия); презентовать в вербальном виде.
-
Продолжить развитие умения характеризовать объект с опорой на полученные ранее знания, в случае необходимости прибегать к материалам учебника ( § 9-10 )
Регулятивные УУД : осуществлять контроль (что сделано и как выполнена каждая операция, входящая в учебное действие ; оценивать результаты деятельности )
Коммуникативные УУД : развивать речь ученика при характеристике и сопоставлении объектов (ССП и простое предложение с однородными членами с одинаковыми союзами ), составлять небольшое монологическое высказывание.
-
Способствовать проявлению доброжелательности, доверия, внимательности ; воспринимать речь учителя и ученика , непосредственно не обращённую к учащемуся ; выражать положительное отношение к процессу познания ; оценивать свои достижения.
ХОД УРОКА.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Организационный Этап (2 минуты) | Приветствие учащихся. Запись числа, темы урока | Приветствуют учителя (гостей). Записывают число, тему урока. |
Целеполагание и мотивация. (3 минуты)
Актуализация изученного. ( 5 минут)
Систематизация изученного. ( 2-3 мин.)
Применение учебного материала в знакомой и новой ситуации(10 минут)
Проверка уровня обученности.(10-12 мин.)
Домашнее задание (2 минуты)
Рефлексия (итоги) (5 минут) | Посмотрите на записанное предложение, прочтите его.
Ступай зима и не ворчи! Весь воздух полон звону И гнёзда мастерят грачи И каркают вороны. (П.А.Радимов) Скажите , легко ли очень быстро найти нужную интонацию для выразительного чтения? Почему? (Не расставлены знаки препинания, не определены смысловые отношения между частями предложения) Посмотрите на формулировку темы урока и сформулируйте цель нашего урока.
Организует синтаксическую разминку для всего класса. Перед вами части 3-х предложений, составьте из них 3 ССП и определите смысловые отношения между частями.( можете опираться на § 9) СЛАЙД
Представьте алгоритм вашей работы.
Организует работу в группах. Вам будут предложены задания в зависимости от уровня знания темы (1 группа : вы должны уметь отличать предложения с одинаковыми союзами при однородных членах и в ССП ; 2 группа- уметь выявлять смысловые отношения внутри ССП ; ставить знаки препинания запятую, точку с запятой, тире в ССП .Выберите сами группу( исходите из рефлексии в конце прошлого урока) , в которой вы будете работать. Ваши помощники- учебник, § 9-10. У детей задания в электронном виде и на листах.
1 группа — КАРТОЧКА ( Найти и выписать простые предложения с однородными членами , затем сложносочинённые. Расставить знаки препинания) Аргументировать распределение предложений на группы и подготовить выступление 2-х учеников из группы. Оценить работу каждого в группе.
2 группа- проанализировать предложенные предложения в карточке ; решить , какие предложения могут представлять трудность для учащихся при нахождении ССП, почему; расставить знаки препинания. Аргументировать ответ, оценить работу каждого. Выступать будет тот из группы, кого спросит учитель.
3 группа – найти ССП в тексте и определить их роль; создать монологическое высказывание на тему «Роль ССП в тексте»( не менее 50 слов)
Организует выступление представителей групп. Учащиеся других групп должны оценить ответы.( в случае затруднения помогает учитель). ВСЕ выполненные работы выводятся на экран ( кроме сочинения) Организует выступление представителей групп.
Оцените свои возможности и выполните то упражнение, которое для вас по силам — № 75 или №78
Оцените уровень своей подготовки, исходя из выполненных заданий на уроке, прослушивания выступлений других групп. Поставьте + или — на листе самооценки ( выдан каждому ученику)
| Чтение предложенного текста, отвечают на поставленный учителем вопрос. Формулируют цель урока : закрепить умение определять значения ССП, правильно ставить знаки препинания в них, объяснять роль ССП в речи.
Учитывая смысловые отношения , составляют ССП , характеризуют их значения, комментируют знаки препинания.
Делают выводы : ССП с соединительными союзами –одновременность событий, выражается интонацией перечисления, общей темой (зима, снег), лексикой ( грозно, скрипел, морозно –степень признака). ССП с противительными отношениями. ССП с разделительными отношениями. Представляют алгоритм : 1.Нашли грамматическую основу предложения. 2.Посмотрели на союз. 3.Выяснили смысловые отношения между частями. 4.Решили вопрос о выборе знака препинания.
Выбирают по своему желанию группу. Обсуждают, выполняют задания, готовятся к ответу.
Проявляют умение характеризовать объект, работать в группе, оценивать работу каждого в группе.
Проявляют умение сопоставлять объекты, аргументировать. Развивают коммуникативные, регулятивные, личностные умения.
Умение аргументировать. Учащиеся должны прийти к выводу , что трудные случаи –это предложения с союзами ТОЖЕ,ТАКЖЕ ; отсутствие запятой в ССП. Проявляют умение характеризовать объект, аргументировать, работать в группе, оценивать работу каждого в группе.
Умение производить исследовательскую работу, создавать сочинение-миниатюру на лингвистическую тему.
Прослушивают ответы учащихся, оценивают результаты.
Записывают дом.задание
Заполняют листы, сдают учителю.
|
ПРИЛОЖЕНИЯ
КАРТОЧКА №1
1.Немало птиц в душе моей гн…здится но аист мне всех ближе и милей. (Н.Рыленков)
2.По всей округе ливни льют верёвки из дождинок вьют.
3.Сыпучий снег летит на плечи над головою сучья гнёт. (С.Щипачёв)
4.Солнце должно опустит ?ся в тучку но до тучки ему ещё далеко.
5.Слушайте тишину и тогда осень лесная покаж…т вам все богатства. (В.Песков)
6.Не то это было ра(нн, н)ее утро не то наступал вечер.
7.У берегов вода то струилась по перемётным пескам то стояла глухими глубокими омутами.
8.На ручей рябой и пёстрый за листком летит листок (Н.Некрасов)
9.И чайки летают трепещ…т крылами и море игра…т с морскими ветрами. ( А.Прокофьев)
КАРТОЧКА №2 (2 группа)
1.Было пусты(н,нн)о с…ротливо тихо и только позёмка м..ла и м..ла по сугробам. (В.Арсеньев)
2. Лыжня проторе(н,нн)а не мной но я лечу по ней. (Ю.Мельников)
3.То солнце тусклое бл..стит то туча ч..рная в..сит. (Н.Некрасов)
4. Стра(н,нн)ый старич..к говорил очень протяжно звук его голоса так(же) изумлял меня.
5.Шум листве(н,нн)иц смолк ветер то(же) ст..хал.
6.В саду было сумрачно и пахло прелой листвой и грибами.
7.Скоро опадут листья и начнутся снега.
8.Скоро весь сад согретый солнцем обласканный ожил и старый сад давно запущенный сад в это утро казался таким молодым нарядным.
9.Ещё напор и враг бежит.
КАРТОЧКА №2(3 группа)
1.Рассвирепевший тайфун гонит нашу баржу в открытый океан. 2. Низкие серые тучи закрыли всё небо. 3.Сверху то полоснёт жгучими ледяными струями дождь то выглянет на секунду и опять скроется неяркое солнце.
4. Океан тяжело дышит и всё более свирепеет. 5. Он бросает баржу с волны на волну словно перекидывает с ладони на ладонь.
6. Вдали колеблются золотые огоньки берега. 7. Тьма сгущается и мы уже не различаем огней маяка. 8.Ураган усиливается судно прыгает на волнах как мячик но мы уже привыкли к качке и почти не замечаем её.
9. Теперь наша судьба зависит от нашего опыта и умения бороться со стихией. 10. Мы устали но мы боремся и сдаваться не собираемся.
( По И.Федотову)