Русский язык. 1 класс ОС «Школа 2100»
Тема урока: Написание слогов и слов со строчной буквой Я.
Списывание с печатного образца.
Цели:
– формируем умение различать гласные и согласные звуки;
– формируем умение понимать роль заглавных букв в русском языке;
– формируем умение выделять звук в слове;
– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;
– формируем умение писать предложения;
– формируем умение анализировать текст.
Ход урока:
Организационный момент. Психологический настрой на урок.
Учитель:
— Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?
Ученики:
— Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок!
— Здравствуйте, кто, может быть, не выспался.
— Здравствуйте те, у кого плохое настроение.
— Здравствуйте те, кто с нетерпением ждет каникул.
— Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке.
На уроке наши глазки внимательно…( смотрят).
– Наши ушки внимательно…( слушают).
– Наши руки не мешают, а …(помогают).
– Наша голова хорошо…( думает).
— Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Повернитесь к гостям, подарите им частичку своего тепла. Улыбнитесь!
— А теперь можно тихо сесть.
— Ребята, на какой же урок попали наши гости? (Русский язык)
— А каким бы вы хотели, чтобы был наш урок?
— Прочитайте слова первого столбика и выберете подходящие (Интересный, познавательный, скучный, занимательный, вкусный, сонный).
— А какими должны быть ученики? (Ленивые, умные, шумные, внимательные, глупые, активные, старательные).
Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания
-Ребята, на какие две большие группы разделены наши буквы? (На гласные и согласные.)
— В чем различие между согласными и гласными звуками? (Гласные свободно произносятся, не испытывая препятствий. А при произношении согласных мешают зубы, губы, язык.)
— На какие две группы делятся гласные? (Первая группа А, О, Ы,У,Ы указывают на твердость предшествующих согласных звуков. Вторая группа указывает на мягкость предшествующих согласных)
– Какие известные нам буквы гласных служат для обозначения на письме мягкости согласных? (И, Е, Ё)
— Как мы называем эти гласные? (Хитрые.)
– В чём хитрость буквы Е, Ё? (Буква Е обозначает два звука [й’э], когда находится в начале слова. Когда находится после согласных, обозначает мягкость предшествующего согласного и звук [э]. Буква Ё обозначает два звука [й’о], когда находится в начале слова. Когда находится после согласных, обозначает мягкость предшествующего согласного и звук [о].)
Работа в парах.
— Сейчас мы поработаем в парах. Для этого сядем к друг другу поближе. Вспомним правила дружной работы.
На доске звуковички о и ё. На партах у учащихся а и я.
— Перед вами два звуковичка. Куда подойдут они?
— Ты как считаешь? А у тебя какое мнение? Может кто – то думает по – другому?
– Можно ли догадаться, какая тема урока? (Буква я.)
– Посмотрите прописи, с. 14. Давайте составим план сегодняшнего урока.
Составление плана урока.
План:
-
Знакомство с написанием буквы Я.
-
Чтение и запись слогов.
-
Чтение и запись предложений и текстов.
-
Запись слов с непроверяемым написанием.
-
Письмо слов, предложений и текста.
– Что мы сейчас делали? (Составили план работы.)
— При работе в паре вы отнесли а – о, я – ё. Почему?
– Давайте ещё раз послушаем букву. ([й-а-а-а-а-а-а])
– Сколько звуков слышим? (два)
– Какие? ([й`а])
— Каким цветом мы обозначаем гласные? (красным)
– Закрасим животик звуковичка красным цветом.
– Какую работу она будет выполнять в слове? (образует слог)
– Как она может управлять согласными в слиянии? (обозначает или мягкость, или твёрдость согласного)
– Какой первый звук буквы? ([й`])
– Произнесите его.
– Какой он? (Согласный, мягкий.)
– Каким цветом мы обозначаем мягкие звуки? (Зелёным.)
– Раскрасьте первый башмачок зелёным цветом.
– Какой второй звук буквы? ([а])
– Произнесите его.
– Какой он? (Гласный.)
— Буква я обозначает гласный звук, а гласный звук образует слог.
– Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Красным.)
– Раскрасьте второй тапочек красным цветом.
Вывод:
– Итак, давайте подведём итог.
– Какая это буква? (Гласная.)
– Сколько звуков у буквы Я? (Два.)
– Какие? ([й`а])
– Найдите букву на ленте букв.
Знакомство с буквой Я.
а) На что похожа буква я?
Я – бродяга с рюкзаком.
Путешествует с мешком.
б) Сравнение письменной и печатной буквы я;
1) Написание строчной буквы я.
а) Сравнение письменных строчных букв л, м, и, а, ш, о, я.
— Посмотрите на буквы. Почему я их написала? (Общие элементы.)
д) Письмо буквы в воздухе;
е) Письмо буквы в прописи.
— Руки? – На месте!
— Ноги? – На месте!
— Локти? – У края!
— Спина? – Прямая.
б) Показ учителем буквы на доске с комментированием. Демонстрация написания буквы на слайде.
— Буква пишется безотрывно. Начинаем писать тем же движением, что и буквы л и м, но не доводим до верхней линии, а закругляем влево, пишем небольшой овал, ведем до верхней линии и опускаем вниз черту с закруглением (или возвращаемся по той же линии вниз, с закруглением.)
в) Написание буквы на табло, обведение по образцу.
— Рассмотрите внимательно написание письменной буквы в табло. Возьмите ручку и по контуру пропишите следуя за стрелочками букву Я.
1) Письмо буквы я с чередованием с наклонной линией. (МАССАЖ пальцев.)
— Самостоятельно напишите, проверьте работу у друг друга.
2) Письмо слогов с буквой Я, отработка соединений.
Устное договаривание слогов до полного слова.
— Посмотрите на слоги на следующей строке. Прочитаем их. Попробуем их разделить на группы.
— По какому признаку можно их разделить?
Мя, ня, ря, ся, пя, дя, зя ая ял (нижнее соединение)
ян, ят, яр, яв, яз, як, яш (верхнее соединение)
— Объясните, по какому признаку образовали такие группы? (Буква я в начале слога, после согласного, после гласного)
— Охарактеризуйте букву я. (В начале слова и после гласных имеет два звука, после согласных – один звук [а])
— Обратите внимание на согласные. Как они звучат? (Мягкие)
— Для чего служит буква я после согласных? (Для смягчения согласных звуков.)
— А теперь дополним слоги до слов:
мя – мясо ял — ялик
ня – няня ян – январь, янтарь
ря – рябина ят — стоят
ся – Вася яр — ярко
пя – пять яв — явление
дя –дядя яз — язык
зя – зяблик як — якорь
ая – красная яш — яшма
— Есть такая пословица «Язык болтает – делу мешает». Что означает она?
Физминутка.
На двери весит замок.
Кто его открыть бы смог? (Руки в замке.)
— Потянули, (Пальцы тянем, не разжимая.)
— Покрутили, (Вращаем руки, пальцы не разжимая.)
— Постучали, (Стучим основанием ладоней.)
— И – открыли!
3) Наблюдение над словарными словами.
– Как назвать мальчишек и девчонок одним словом? (Дети, ребята.)
– Найдите в рамочке слово ребята, прочитайте по слогам, поставьте ударение.
– Какой гласный безударный? (э)
— Какой буквой он обозначен? (е)
— Спишите, подчеркните букву безударного гласного звука.
– Какую букву нужно запомнить?
– Придумайте со словом ребята предложение. Ребята пошли в лес.
— Запишите слово, диктуя себе по слогам, поставьте ударение, подчеркните орфограмму, запомните написание слова.
– Какие звуки слышим в этом слове?
Звук [р’] – согласный звонкий, мягкий.
Звук [а] – гласный ударный.
Звук [б] – согласный звонкий, мягкий.
Звук [и] – гласный, ударный.
Звук [н] – согласный, звонкий, твердый.
Звук [а] — гласный, безударный.
Рябина— Дерево или кустарник сем. розоцветных с собранными в кисти горьковатыми оранжево-красными плодами (ягодами), а также самые ягоды.
– Небольшие сочные плоды кустарников и трав. Скажите одним словом, что это. (Ягоды.)
– Найдите слово ягода в рамочке. Прочитайте по слогам, поставьте ударение, подчеркните букву безударного гласного. Спишите. Придумайте предложение с этим словом. (На рябине красные ягоды. Ягоды рябины лучшее лакомство для птиц зимой.)
— Слово ягода образовалась от яг, что означает «щечки», они похожи нп щечки по цвету (яркие, красные, румяные) и по форме (круглые).
— Как называется ягода, которая близко клонится к земле? (Земляника.)
Эти ягоды не только вкусные, но и полезные. Они содержат очень много витаминов, которые улучшают состав крови. Земляника занимает первое место по содержанию железа, которое необходимо нашему организму. Наши предки при простуде пили настои из листьев земляники.
— В русском языке есть такое выражение «Одного поля ягода». Так говорят о том, кто схож с кем – нибудь в поведении, взглядах.
Работа в группах.
— Перед работой вспомним о правилах работы в группы. Выбираем – кто будет писать, остальные подсказывают. Выберите, кто будет отвечать.
«Буква потерялась». Вставьте нужную букву вместо пропусков.
_ ма _ зык реб _ та
_ блоки _ года р _ бина
_ блоко земл _ д – тел
_ рмарка _ стреб н _ н _
Физминутка.
Отложите – ка тетрадку! Раз, два!
Становитесь на зарядку! Раз, два! (Шаги на месте.)
Сладко – сладко потянулись (Потягиваются.)
И прогнулись,
И пригнулись.
Распрямились, разогнулись.
Ваши мышцы все проснулись? Да! (Повороты в стороны.)
Ваши губы улыбнулись? Да!
Пальчики к письму готовы? Да! (Разминают пальцы.)
Мы работать будем снова? Да!
Применение нового знания. Работа в прописи.
– Сейчас мы тоже будем работать с текстом. Откройте прописи на с. 14.
— Прочитайте текст про себя (жужжащее чтение).
— О каком времени года идет речь?
— По какому признаку вы это определили?
Списывание текста с печатного образца.
— Сколько в нем предложений.
-
Чтение текста по предложениям.
– Где растут все эти деревья и кустарники? (В саду.)
– Прочитайте первое предложение. О чём оно? (О рябине.)
– А можно ли из 1-го и 2-го предложений составить одно, в котором говорится только о деревьях? (Рядом с рябиной кусты сирени и смородины.)
– Поменяйте в 3-м предложении слова местами, чтобы при этом смысл предложения не изменился, но акцент в предложении был на рассказе о деревьях. (Груша, яблоня и малина растут у забора.)
– Сколько получилось предложений о деревьях? Повторите их.
-
Анализ и запись предложений (выборочная), графическое обозначение «опасных мест».
-
– Найдите среди предложений то, которое соответствует схеме
( ___ ____ _____ _____.). Это первое предложение.
— Спишите ниже на свободных строчках первое и второе предложения (учитель напоминает детям о правилах посадки при письме)
-Найдите в списанном тексте слово, в которых количество букв и звуков не совпадает. (Ягоды, яблони, красные.)
-Объясните свой ответ. (В словах ягоды – 5 б., 6 зв., яблони – 6 б., 7 зв., т.к. я – обозначает два звука, находится в начале слова. В слове красные – 7 б., 8 зв., т.к., е – обозначает два звука, находится после гласного.)
— Оцените свою работу. Если вы довольны своей работой нарисуйте возле списанного текста красный кружок, если нужно еще постараться зеленый. Если вы не довольны тем как у вас получилось, обозначьте синий кружок.
-Выберите в своем тексте слово, которое у вас особенно хорошо получилось, подчеркните его красным карандашом.
-
Самопроверка (по образцу на слайде) с самоанализом.
На рябине красные ягоды. Рядом кусты сирени и смородины. У забора растут яблони, груши и малина.
– Что вам нужно было сделать?
– Удалось выполнить работу?
– Ты выполнил всё правильно или есть недочёты?
– Ты записал всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Какого цвета ты выбрал свой кружок-отметку? Почему?
Рефлексия.
Все ли пункты плана выполнили?
– Чему научились на уроке?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
— Ребята, как вы понимаете выражение «попасть в самое яблочко»?
Или еще говорят попасть в десятку. Делать или говорить именно то, что нужно, именно так, как надо, в нужное время, в нужный момент.
— Итак, я вам предлагаю оценить свою работу на уроке и взять стрелы, которые лежат на партах и «выстрелить» в яблочко.
— Кому всё было понятно, кто активно работал, вы прикрепляете стрелку в красное яблоко и похвалите себя: «Я молодец!».
— Кто испытывал трудности при выполнении заданий, но старался, быстро находил место ошибки, всё исправил, скажите себе: «Я работал хорошо».— стрелой попадет в желтое яблоко.
— Кому на уроке работать было трудно, и остался вопрос, который вам хочется мне задать – зеленое яблоко. Подбодрите себя: «У меня обязательно всё получится».
А если у вас сегодня на уроке не всё получалось, не беда, ведь на уроке вы были учениками – активными, думающими, работоспособными, внимательными, дисциплинированными.
— Надеюсь, что урок для вас был интересный, познавательный, плодотворный.
— Всем спасибо за работу!