Определение.

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты обучения:

Предметные результаты: знают, что такое определение, распознают определения в предложениях, выделяют их графически.

Метапредметные результаты: распространяют предложения определениями, доказывают принадлежность текста к художественному стилю, читают текст ознакомительным чтением.

Ход урока.

I.Этап изучения нового материала.

1.Введение в тему и формулирование проблемы урока.

Синтаксический разбор предложения.

Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч.

-А теперь подчеркните в данном предложении определение.

-Получилось? (Нет)

-Почему не получилось?

2) Объявление темы урока

Итак, тема нашего урока так и будет звучать “Определение”.

— А теперь поставьте перед собой задачи, над которыми будем работать.

Задачи:

— узнать, что называется определением.

— научиться находить определение в тексте;

— выяснить, для чего нужны определения

3)Диалог с классом

— Давайте ещё раз вспомним, сколько главных членов?

Значит, определение – это второстепенный член предложения. (На доске составляем схему)

— Подумайте, от какого слова произошло слово “определение”?

— Как вы понимаете значение слова “определять”?

— Можно ли сказать, определять, значит характеризовать предмет по цвету, форме, массе и т. д?

Определение

Отвечает на вопросы

Какой? Чей? Который?

Обозначает

признак предмета

— Всё ли мы узнали об определении? (нет)

Познакомившись с правилом в учебнике, дети должны добавить: к какой части речи относится определение (сущ. + определение); чем оно обычно выражается.

— Итак, определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: какой? чей? который? и обозначает признак предмета. (Используя напечатанные слова, учащиеся, практически, самостоятельно делают вывод)

— Скажите, чем же отличается определение от других членов предложения? (Отвечают)

— Мы узнали, что такое определение? Значит, мы справились с 1-й задачей.

— Переходим к решению следующей задачи. Вы должны научиться находить определения в тексте и правильно задавать к ним вопросы

Регулятивные УУД. 1.Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание

II.Этап закрепления нового знания.

1)Работа с текстом. Прочитайте текст ознакомительным чтением.

Какие слова помогли автору ярко и образно описать красоту природы? Являются ли эти слова определениями?

Выпишите из текста эпитеты вместе

с определяемыми словами.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора.

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая лазурь

На отдыхающее поле…

Ф. И. Тютчев

Виды УУД: познавательные, коммуникативные.

2)Работа в парах. Карточка с текстом. Подчеркните определения. Объяснить написание безударной гласной в корне слова.

Хорошо в …сеннем л…су!

На з…лотом фоне л…ствы в…дны яркие пятна клёнов и осин.

Тихо падают с б…рёз лёгкие листья.

Ш…лестит под н…гами сухая л…ства.

Виды УУД: познавательные, регулятивные

3) Составьте предложение.

— Из предложения Стеной стоят жёлтые колосья пшеницы взять определение

жёлтые

— Из предложения Пушкин очень любил осень взять дополнение осень

— Добавить сказуемое из предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковёр

выстлала

— Из предложения Эх, дороги, пыль да туман взять обращение

дороги

— Добавить союз и и продолжить предложение однородными членами

Должно получиться предложение:

Жёлтыми листьями осень выстлала дороги и поляны.

— выполнить синтаксический разбор предложения.

Виды УУД: познавательные, регулятивные.

— Получается находить определения в тексте?

— Значит, мы справились и со 2-й задачей.

4. Релаксация.

— Сядьте поудобнее и послушайте музыку.

— Отдохнули, а теперь поделитесь своими впечатлениями от прослушанной мелодии. Слова, которыми вы будете характеризовать музыку, должны отвечать на вопрос какая?

— Мы с вами плавно подошли к решению третьей задачи и сейчас выясним, зачем нужны определения?

4)Творческое задание.

— Прочитайте текст.

Наступила (какая?) осень. В лесу (какие?) деревья давно облетели. Только (какие?) берёзки сохранили (какие?) листочки. Изредка (какие?) лучи (какого?) солнца озаряют (какой?) лес.

— Можно ли эти предложения назвать текстом?

— Красивый текст? Почему?

— Ваша задача — подобрать к существительным определения.

После выполнения данного задания заслушиваем, что получилось у детей. (2-3 варианта)

— Какую роль выполняют определения в нашей речи? (ответы)

Вот вы справились и с 3-ей задачей.

Виды УУД: регулятивные, коммуникативные.

III.Этап подведения итога урока

-Что мы делали на уроке?

— Как мы изучали новую тему?

Для чего мы это делали?

IV.Этап д/з

1)Работа со стихотворением С. Есенина «Берёза»

Белая берёзка

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

(С.А.Есенин)

— Прочитайте текст ознакомительным чтением. Докажите, что данный текст относится к художественному стилю.

— Выпишите все словосочетания по схеме прил.+ сущ.

2) Я так люблю осенний лес,

Что я хотел бы превратиться

Или в багряный тихий лист,

Или в дождевой весёлый свист,

Но, превратившись, возродится

И возвратится в отчий дом,

Чтобы однажды в доме том

Сказать: — Я был в лесу листом!

Сказать: — Я был в лесу дождём!

Напишите сочинение-миниатюру «Я осенний лист.

3)Нарисовать определение.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here