Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Абазинская средняя общеобразовательная школа»

Города Абазы Республики Хакасия

Конспект урока по обучению грамоте
в 1 классе

«Звуки [м, м’ ]. Буквы М, м»

подготовила

учитель начальных классов

Богданова Галина Владимировна

г. Абаза

2012

1.

Цель: познакомить учащихся с новыми звуками и новой буквой; совершенствовать навык чтения;

Развивать устную речь, память, мышление, внимание.

Воспитание нравственных качеств человека: любознательность, любовь к своим родным, заботливое отношение к здоровью.

Оборудование: на доске слова в одном столбике, стихотворение, кроссворд, алфавит, слова в двух столбиках.

Ход урока.

I. Организационный момент. Настрой на урок.

— Здравствуйте, ребята!

— Какое у вас настроение?

— Что бы вы хотели пожелать сегодня себе и своим одноклассникам?

— Пусть все наши пожелания сбудутся!

II. Постановка темы и цели урока.

— Сегодня в нашу жизнь войдёт новая буква, и мы узнаем, какие у неё бывают звуки.

Я приготовила для вас сегодня много различных заданий. ( Показ на доске и объяснение некоторых заданий.)

III. Работа по теме урока.

1) Знакомство со звуками «м, м’». Игра в структурный анализ слов.

— С чего мы начнём?

(Познакомимся со звуками).

— Давайте с вами поиграем. Приготовьте «чашечки» из своих ладоней.

( Учитель произносит слово шёпотом один раз, а дети сами произносят его тихим голосом и неестественно растянуто в «чашечку» из своих ладоней. «Чашечка» им нужна для того, чтобы звуки не «рассыпались». Дети подносят ладони близко ко рту и смотрят на учителя.)

— «ДОМ». Проговорите это слово себе в «чашечку». (Проговаривают)

— Я утверждаю, что в этом слове 4 звука.

(Дети считают и говорят, что их там три)

— Простите, вы правы. Пошли дальше… Я утверждаю, что второй звук в слове «У»

— Этот звук гласный.

— Последний звук тоже гласный.

( Дети говорят, что он согласный)

— Разве я так сказала? (Да и доказывают)

— Простите, пожалуйста! Конечно, «М» — согласный. А ещё он какой?

(Даётся характеристика звуку «м».)

— А теперь выпрямитесь! Продиктуйте мне это слово, я напишу его на доске.

( Дети диктуют, а учитель записывает с помощью кружочков и записывает подряд 4 кружка. Дети исправляют учителя. Учитель благодарит детей.)

(Аналогичная работа со словом «СЕМЬ» и звуком «М’»)

2) Знакомство с буквами «М, м».

— Ну, а теперь, познакомимся с буквой.

( Многие дети читающие и буквы уже знают)

— Вы уже многие буквы знаете. Можете узнать букву «М»?

(Беру указку и показываю буквы из написанного на доске алфавита. Несколько раз могу показать на другие буквы, ребята всё время исправляют учителя, они очень оживлены.)

А б в г д е ё ж з

й й к л м н о п р

с т у ф х ц ч ш щ

ъ ы ь э ю я

2.

— Может быть это буква «М»?

— Это?

— Может быть, это?

— Да…»М»!

( Красным мелом обвожу букву «М». Показываю карточку с буквой)

— Пожалуйста, примите букву «М». Пусть она нам поможет читать и разгадывать.

3) Разгадывание кроссворда. Приём «Шепни на ушко..»

(На доске кроссворд с зашифрованным словом «МАМА»)

осква (Москва)

доброт (доброта)

ир (мир)

р дость (радость)

— Скажите, какое из этих заданий вы хотите решить?

— Хорошо. Разгадайте кроссворд и шепните мне ответ на ушко.

(Прохожу между рядами, останавливаюсь то около одного, то около другого; слушаю ответы, благодарю тех, кто разгадал, подхожу к тем, кто ответил неправильно и т.д.)

— А теперь скажите вместе…

(По взмаху моей руки, дети хором называют слово)

— Хочу, чтобы каждый из вас любил свою маму больше всего на свете.

4) Чтение слов с доски.

— У нас на доске есть задание, называется «слова».

( На доске столбиком записаны слова и в петле записано «слова»)

— Сколько в столбике слов?

— Прочтите их про себя. ( Читают)

ГЕРОЙСВО

ВЕЖЛИВОСТЬ

НЕЖНОСТЬ

ЧЕСТНОСТЬ

ТРУДОЛЮБИЕ

УВАЖЕНИЕ

ГОРДОСТЬ

РАДОСТЬ

— Из этого столбика каждому из вас я хочу подарить по три слова, выбирайте, пожалуйста, кому какие слова нравятся…

(Дети зачитывают, какие слова они выбрали).

5) Работа над предложением.

— Давайте сейчас займёмся предложением. В предложении пропущено слово.

— Подумайте, пожалуйста, какое это может быть слово?

«Моя мама самая «..».

-(Дети называют слова, а учитель успевает их записывать на свободное место доски.)

— А теперь давайте выберем самые для вас важные слова.

(Стираю с доски все, кроме выбранных детьми слов)

3.

6) Работа над стихотворением.

(Стихотворение записано на доске)

— Какое теперь выполним задание?

— Хорошо. Работаем со стихотворением. Даю вам две минуты. За это время попытайтесь прочесть и запомнить его. Такое соревнование. Согласны?

( Засекаю время, дети читают про себя).

— Время истекло! ( Закрываю стихотворение ).

— Кто хочет нам прочитать стихотворение наизусть? В награду получит аплодисменты. Только надо прочесть выразительно.

(Дети читают)

  1. Работа по рассказу. (Учебник «Русская азбука», автор В.Г.Горецкий. Программа «Школа России»).

— А теперь откройте учебники на стр. 90. Там маленький рассказ. Прочтите его про себя.

( Утром.

Клава встала рано утром. Она открыла кран. На полке туалетное мыло. Клава вымыла руки с мылом. Кот смотрел, смотрел на Клаву и …)

-Ну, как, успели прочесть? Давайте прочитаем вслух. Назовите, чьё чтение хочется вам услышать? (Дети называют)

— Хотите, чтобы кто-нибудь ещё прочёл?

( Дети выразительно читают)

— Давайте поговорим о рассказе. Что вы можете о нём сказать?

— Мне нравится, как поступила Клава. Она всё правильно сделала?

— А зачем нужно мыть руки с мылом?

— А, как вы думаете, что сделал кот?

— Ребята, на этих страницах есть ещё рассказы. Думаю, вам захочется дома их почитать, не правда ли? А завтра вы их почитаете выразительно в классе.

  1. Упражнение в соединении слов. ( На доске два столбика слов).

— Ребята, у нас осталось последнее задание. Помогите мне соединить слова в столбиках по смыслу.

СОЛОВЕЙ ЛАЕТ

ПТИЧКА МЯУКАЕТ

КОШКА ПОЁТ

СОБАКА ЧИРИКАЕТ

( Дети выходят к доске и соединяют, а может учитель соединять слова и при этом ошибаться, ведя к другому слову).

IV. Итог урока.

— А теперь давайте подытожим, чем мы были заняты на уроке?

— Что нового узнали?

— Какой у нас получился урок?

(Дети высказываются.)

— Ребята, я благодарю вас за урок, говорю вам «СПАСИБО».

(Учитель может пожать руку самым активным ребятам).

4.

Список использованной литературы

  1. Амонашвили Ш.A. Размышления о гуманной педагогике — М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2001.

  2. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония — М.: МЦР, 2002.

  3. Горецкий В.Г.Учебник «Русская азбука» — М.: Просвещение, 2010.

5.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here