Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Абазинская средняя общеобразовательная школа»
Города Абазы Республики Хакасия
Конспект урока по обучению грамоте
в 1 классе
«Звуки [м, м’ ]. Буквы М, м»
подготовила
учитель начальных классов
Богданова Галина Владимировна
г. Абаза
2012
1.
Цель: познакомить учащихся с новыми звуками и новой буквой; совершенствовать навык чтения;
Развивать устную речь, память, мышление, внимание.
Воспитание нравственных качеств человека: любознательность, любовь к своим родным, заботливое отношение к здоровью.
Оборудование: на доске слова в одном столбике, стихотворение, кроссворд, алфавит, слова в двух столбиках.
Ход урока.
I. Организационный момент. Настрой на урок.
— Здравствуйте, ребята!
— Какое у вас настроение?
— Что бы вы хотели пожелать сегодня себе и своим одноклассникам?
— Пусть все наши пожелания сбудутся!
II. Постановка темы и цели урока.
— Сегодня в нашу жизнь войдёт новая буква, и мы узнаем, какие у неё бывают звуки.
Я приготовила для вас сегодня много различных заданий. ( Показ на доске и объяснение некоторых заданий.)
III. Работа по теме урока.
1) Знакомство со звуками «м, м’». Игра в структурный анализ слов.
— С чего мы начнём?
(Познакомимся со звуками).
— Давайте с вами поиграем. Приготовьте «чашечки» из своих ладоней.
( Учитель произносит слово шёпотом один раз, а дети сами произносят его тихим голосом и неестественно растянуто в «чашечку» из своих ладоней. «Чашечка» им нужна для того, чтобы звуки не «рассыпались». Дети подносят ладони близко ко рту и смотрят на учителя.)
— «ДОМ». Проговорите это слово себе в «чашечку». (Проговаривают)
— Я утверждаю, что в этом слове 4 звука.
(Дети считают и говорят, что их там три)
— Простите, вы правы. Пошли дальше… Я утверждаю, что второй звук в слове «У»
— Этот звук гласный.
— Последний звук тоже гласный.
( Дети говорят, что он согласный)
— Разве я так сказала? (Да и доказывают)
— Простите, пожалуйста! Конечно, «М» — согласный. А ещё он какой?
(Даётся характеристика звуку «м».)
— А теперь выпрямитесь! Продиктуйте мне это слово, я напишу его на доске.
( Дети диктуют, а учитель записывает с помощью кружочков и записывает подряд 4 кружка. Дети исправляют учителя. Учитель благодарит детей.)
(Аналогичная работа со словом «СЕМЬ» и звуком «М’»)
2) Знакомство с буквами «М, м».
— Ну, а теперь, познакомимся с буквой.
( Многие дети читающие и буквы уже знают)
— Вы уже многие буквы знаете. Можете узнать букву «М»?
(Беру указку и показываю буквы из написанного на доске алфавита. Несколько раз могу показать на другие буквы, ребята всё время исправляют учителя, они очень оживлены.)
А б в г д е ё ж з
й й к л м н о п р
с т у ф х ц ч ш щ
ъ ы ь э ю я
2.
— Может быть это буква «М»?
— Это?
— Может быть, это?
— Да…»М»!
( Красным мелом обвожу букву «М». Показываю карточку с буквой)
— Пожалуйста, примите букву «М». Пусть она нам поможет читать и разгадывать.
3) Разгадывание кроссворда. Приём «Шепни на ушко..»
(На доске кроссворд с зашифрованным словом «МАМА»)
осква (Москва)
доброт (доброта)
ир (мир)
р дость (радость)
— Скажите, какое из этих заданий вы хотите решить?
— Хорошо. Разгадайте кроссворд и шепните мне ответ на ушко.
(Прохожу между рядами, останавливаюсь то около одного, то около другого; слушаю ответы, благодарю тех, кто разгадал, подхожу к тем, кто ответил неправильно и т.д.)
— А теперь скажите вместе…
(По взмаху моей руки, дети хором называют слово)
— Хочу, чтобы каждый из вас любил свою маму больше всего на свете.
4) Чтение слов с доски.
— У нас на доске есть задание, называется «слова».
( На доске столбиком записаны слова и в петле записано «слова»)
— Сколько в столбике слов?
— Прочтите их про себя. ( Читают)
ГЕРОЙСВО
ВЕЖЛИВОСТЬ
НЕЖНОСТЬ
ЧЕСТНОСТЬ
ТРУДОЛЮБИЕ
УВАЖЕНИЕ
ГОРДОСТЬ
РАДОСТЬ
— Из этого столбика каждому из вас я хочу подарить по три слова, выбирайте, пожалуйста, кому какие слова нравятся…
(Дети зачитывают, какие слова они выбрали).
5) Работа над предложением.
— Давайте сейчас займёмся предложением. В предложении пропущено слово.
— Подумайте, пожалуйста, какое это может быть слово?
«Моя мама самая «..».
-(Дети называют слова, а учитель успевает их записывать на свободное место доски.)
— А теперь давайте выберем самые для вас важные слова.
(Стираю с доски все, кроме выбранных детьми слов)
3.
6) Работа над стихотворением.
(Стихотворение записано на доске)
— Какое теперь выполним задание?
— Хорошо. Работаем со стихотворением. Даю вам две минуты. За это время попытайтесь прочесть и запомнить его. Такое соревнование. Согласны?
( Засекаю время, дети читают про себя).
— Время истекло! ( Закрываю стихотворение ).
— Кто хочет нам прочитать стихотворение наизусть? В награду получит аплодисменты. Только надо прочесть выразительно.
(Дети читают)
-
Работа по рассказу. (Учебник «Русская азбука», автор В.Г.Горецкий. Программа «Школа России»).
— А теперь откройте учебники на стр. 90. Там маленький рассказ. Прочтите его про себя.
( Утром.
Клава встала рано утром. Она открыла кран. На полке туалетное мыло. Клава вымыла руки с мылом. Кот смотрел, смотрел на Клаву и …)
-Ну, как, успели прочесть? Давайте прочитаем вслух. Назовите, чьё чтение хочется вам услышать? (Дети называют)
— Хотите, чтобы кто-нибудь ещё прочёл?
( Дети выразительно читают)
— Давайте поговорим о рассказе. Что вы можете о нём сказать?
— Мне нравится, как поступила Клава. Она всё правильно сделала?
— А зачем нужно мыть руки с мылом?
— А, как вы думаете, что сделал кот?
— Ребята, на этих страницах есть ещё рассказы. Думаю, вам захочется дома их почитать, не правда ли? А завтра вы их почитаете выразительно в классе.
-
Упражнение в соединении слов. ( На доске два столбика слов).
— Ребята, у нас осталось последнее задание. Помогите мне соединить слова в столбиках по смыслу.
СОЛОВЕЙ ЛАЕТ
ПТИЧКА МЯУКАЕТ
КОШКА ПОЁТ
СОБАКА ЧИРИКАЕТ
( Дети выходят к доске и соединяют, а может учитель соединять слова и при этом ошибаться, ведя к другому слову).
IV. Итог урока.
— А теперь давайте подытожим, чем мы были заняты на уроке?
— Что нового узнали?
— Какой у нас получился урок?
(Дети высказываются.)
— Ребята, я благодарю вас за урок, говорю вам «СПАСИБО».
(Учитель может пожать руку самым активным ребятам).
4.
Список использованной литературы
-
Амонашвили Ш.A. Размышления о гуманной педагогике — М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2001.
-
Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония — М.: МЦР, 2002.
-
Горецкий В.Г.Учебник «Русская азбука» — М.: Просвещение, 2010.
5.