Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку (2010), авторской программы Н. В. Нечаевой «Русский язык», утверждённой Министерством образования и науки РФ (Сборник программ начального общего образования. Система Л. В. Занкова /Сост. Н.В.Нечаева, — Самара: Издательский дом «Федоров», 2011) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года.
Курс русского языка разработан на основе концепции Л.В.Занкова. Развивающие возможности системы развивающего обучения Л.В.Занкова связаны с реализацией дидактических принципов, богатым содержанием учебного материала, особой организацией деятельности обучающихся, включением эмоциональной сферы, индивидуализации обучения. Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению предполагают установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка. В основу данного курса заложена идея реализации объективно существующего единства двух форм языка: системы языка и речи.
Цели рабочей программы:
-
познавательная — ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
-
социокультурная — формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологи ческой и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи рабочей программы:
-
развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
-
обеспечивать освоение обучающимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
-
обеспечивать овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания (в том числе рассуждения) и письменные тексты- описания и тексты-повествования небольшого объема;
-
воспитывать у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.
Программа по русскому языку является продолжением программы по обучению грамоте и строится на общих концептуальных положениях, изложенных в начале программы.
Задачи обучения русскому языку: развитие внешней (устной и письменной) и внутренней речи, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»; освоение знаний о фонетике, грамматике русского языка, первоначальных знаний о тексте, предложении, лексике; овладение умениями правильно писать, участвовать в диалоге, составлять монологические высказывания в соответствии с учебной и коммуникативной задачами; развитие самостоятельности мышления, воображения, формирование общеучебных умений: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; формирование навыков самообразования; формирование умения эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками; развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитание эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, интереса и позитивного отношения к другим языкам, культуре своего и других народов, способствовать эстетическому воспитанию.
В содержании всех классов с разной полнотой рассматриваются следующие темы: признаки текста, признаки предложения, лексические и грамматические группы слов, звуки речи, соотнесение звукового и буквенного состава слов.
Стержневая тема курса русского языка лексическая, грамматическая сочетаемость слов и средства, которые осуществляют эту связь: формы слов, порядок слов в предложении, служебные слова, местоимения, интонационные средства. Наиболее продуктивно это направление реализуется на уровне словосочетаний, предложений и текстов при постоянном сравнении смысла разных вариантов высказываний в устной и письменной речи, в разных речевых ситуациях: реальных, литературных и воображаемых. Правильность выбора слов и установление правильных связей между ними требует знания законов словообразования и словоизменения, правил выбора буквы, если звук находится в слабой позиции.
Таким образом, стержневая тема определяет тот круг связей между речью и языком и между разделами языка, без которых она не может быть раскрыта. В этот круг входит и обязательный образовательный стандарт, предусмотренный нормативными документами.
Программа состоит из двух взаимосвязанных разделов. Первый раздел «Развитие речевой деятельности», в котором раскрываются линии работы по развитию связной устной и письменной речи, освоение правил поведения и вежливого общения. Второй раздел составляет собственно система языка
I. Развитие речевой деятельности
В первом классе, как и в период обучения грамоте, особое внимание уделяется осознанию детьми средств устного общения, установлению общего и особенного в различных речевых ситуациях. Разнообразие отношений и ситуаций на уроках и вне уроков способствует возникновению у школьников опыта устной речи, речи разговорной и научной, воспитывает ответственность за сказанное слово, умение доказать свою точку зрения, выразить согласие и несогласие. Программа каждого следующего года обучения предусматривает расширение опыта детей в устном общении: в умении участвовать в диалоге, дискуссии, строить содержательное, развернутое монологическое высказывание.
На принципиально новый качественный уровень выходит работа учеников над своей и чужой письменной речью. Понимание, осмысление чужой письменной речи лежит в основе успешности обучения всем учебным предметам. В программе представлена система работы над чужим текстом, которая подводит ребенка к осознанию признаков текста и умению его анализировать. Эта часть программы реализуется во всех учебных предметах. Работа над художественными произведениями подробно представлена в программе по литературному чтению.
Особое значение в развитии речевой деятельности учащихся придается сочинениям. Они рассматриваются как уникальное средство развития личности, как средство усвоения содержания образования и осмысления своего социального опыта.
На первых этапах особенно важно раскрыть творческую инициативу ребенка, развить интерес к самостоятельной работе над сочинениями, прежде всего на основе его собственных наблюдений, впечатлений, на основе разворачивающегося содержания образования. Предоставляется полная свобода самовыражения ребенка в слове, поэтому перед написанием сочинений отсутствует обычно принятая подготовка.
Логика работы над сочинениями: от работ, написанных самостоятельно, спонтанно, без непосредственной подготовки, к составлению плана, к сознательному предварительному сбору необходимого материала, к четкой дифференциации языковых средств, необходимых для сочинений разных стилей и жанров. Это движение становится возможным за счет активизации косвенных путей развития письменной речи учащихся: нацеленности всего процесса обучения на общее развитие детей, на умение работать с текстом, на их языковое развитие; сочетание сочинений на творческие и репродуктивные темы, серьезная работа над сочинением после его написания (устное обсуждение, редактирование, использование детских работ на уроках).
На протяжении всего начального обучения систематически проводится лексическая работа. Учащиеся на практике знакомятся с многозначностью слов, омонимией, расширяется их словарь синонимов, антонимов. Лексическое значение слов сопоставляется с грамматическим значением.
Основной способ освоения устной и письменной речи самостоятельная речевая деятельность ребенка в вариантных условиях и анализ соответствия речевых средств конкретной ситуации.
II. Система языка
Структурирование системы русского языка осуществляется с учетом объективно существующих связей между его разделами.
Так, формирование понятия «безударная гласная» и ее правописание проходит за годы обучения в школе множество этапов: от редуцированных гласных в корне слова до их редукции в частицах. Чтобы обеспечить прочность навыка написания проверяемой безударной гласной в корне, в течение всего 1 класса дети сравнивают звуковой и буквенный образ слов, учатся различать звуки: гласные и согласные, ударные и безударные, находить в ряду слов однокоренные слова, выделять корень слова, наблюдают случаи чередования согласных в однокоренных словах, знакомятся с грамматическими группами слов по их значению. Вводится орфограмма «Проверяемая безударная гласная в корне» во 2 классе, после ознакомления детей с составом слова, при сравнении способов ее проверки с другими корневыми орфограммами: непроверяемыми гласными (тема идет с 1 класса), оглушением звонких согласных и непроизносимыми согласными. Тогда же ученики знакомятся с частями речи (имя существительное, прилагательное, глагол) и их грамматическими признаками (род, число). Теперь дети готовы к орфографической теме 3 и 4 классов «Безударная гласная в окончаниях слов», правила проверки которой сравнивается с уже известными правилами проверки безударных гласных в других частях слова. Для этого есть необходимые фонетические знания (дифференциация гласные — согласные, ударные — безударные гласные), знание состава слова, частей речи и их грамматических признаков, опыт установления связей слов в предложении. В 3-4классах дети, кроме того, узнают о правилах правописания приставок с гласными –о-,- а- и суффиксов –ик-, -ек-.
Во всех случаях новое правило написания безударной гласной выводится при сравнении с уже известными правилами. Прямо или косвенно широкая орфографическая тема «Правописание безударной гласной» рассматривается в теснейшей связи с лексическим, грамматическим значением слова, со смыслом высказывания. Так правописание приобретает смысловую, понятную детям мотивацию. Примерно так же рассматриваются другие темы. Их развитие от класса к классу осуществляется во взаимодействиях с другими, объективно связанными с изучаемой темой. Понятия в курсе русского языка определяются терминами, принятыми в науке, или по их существенным признакам. При отборе материала учитывалась его актуальность, практическая значимость.
Программа рассчитана на 170 часов:
количество учебных недель – 34;
количество часов в год – 170;
количество часов в неделю – 5;
количество контрольных работ – 12:
Формы организации учебного процесса: программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт, урок-сказка, урок-путешествие.
Используются формы работы :
-
индивидуальные;
-
индивидуально-групповые;
-
фронтальные
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.
-
2 класс (5 часов в неделю, всего 170 часов)
I. Развитие речевой деятельности
Устная речь
Сохраняются все направления работы, обозначенные в программе 1 класса. Продолжается уяснение взаимосвязи между содержанием и формой высказывания.
Значение средств устной речи для выражения мысли. Анализ чужой устной речи: прослушивание пластинок, магнитофонных записей, речи учителя и товарищей, просмотр видеофильмов. Осознание собственной устной речи.
Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, противоположная точка зрения, высказывание, слушание. Ситуационные различия в произношении и интонировании высказывания, в использовании мимики, жестов, культура разговора по телефону, поведение в общественных местах, в транспорте.
Монолог. Словесный отчет о выполненной работе. Связное высказывание на определенную тему.
Соответствие речи орфоэпическим нормам. Чистота произношения.
Письменная речь
Практическое ознакомление с текстами разговорного и книжного стиля (научного, делового, художественного). Выражение эмоционально-личностной позиции автора. Главное в тексте. Части текста: вступление, основная часть, заключение. Средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы).
Составление текстов малых форм: письмо, записка, объявление и проч. (в течение 2-4 классов).
Собственные сочинения (репродуктивные и творческие). Соответствие структуры и стиля собственного высказывания его жанру и теме (в течение 2 класса). Источники тем: яркие события школьной и внешкольной жизни (например, «Ну и мороз!», «Мамин день», «Как мы «победили» задачу» и т.д.); по изученному содержанию учебных предметов («Кошка и волк», «Мои размышления о слове «корень», «Сказка о знаках плюс и минус»). Представление работы одноклассникам. Выражение собственного мнения с его обоснованием. Редактирование сочинений.
Оформление диалога.
Восстановление деформированных текстов (по сравнению с 1 классом увеличивается количество предложений или их распространенность).
Предложение. Составление предложений из слов, данных в начальной форме, с добавлением любых других слов. Восстановление деформированных предложений.
Слово. Наблюдение внутреннего единства слова — его значения, грамматических признаков и знаков.
Расширение представлений об этимологии, омонимах (без введения понятия), антонимах, синонимах, многозначности, фразеологизмах наблюдения за использованием в тексте), расширение словаря учащихся.
Работа со словарями, учебной и справочной литературой.
II. Система языка
Предложение. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные, невосклицательные. Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений. Главные члены: подлежащее, сказуемое основа предложения, второстепенные члены (без дифференциации). Предложения распространенные, нераспространенные.
Связи слов в предложении. На практическом уровне устанавливается роль форм слов, местоимений и служебных слов для связи слов в предложении.
Расширение наблюдений над смысловой зависимостью содержания высказывания от использованных языковых средств: форм слов, служебных слов, интонационных средств, порядка слов.
Части речи. Имя существительное: значение и употребление в речи; начальная форма; одушевленное и неодушевленное; собственное и нарицательное; женский, мужской и средний род; единственное и множественное число.
Имя прилагательное: значение и употребление в речи; зависимость форм рода и числа прилагательных от форм имени существительного. Словосочетание: практическое ознакомление с согласованием имени прилагательного с именем существительным.
Глагол: значение и употребление в речи; изменение глаголов по числам. Словосочетание: практическое ознакомление с глагольным управлением именем существительным.
Практическое ознакомление с ролью в речи личных местоимений, числительных и служебных слов.
Состав слова (практическое ознакомление). Словообразование, словоизменение. Родственные (однокоренные) слова. Выделение и определение значимых частей слова: корня, окончания, приставки, суффикса. Роль частей слова в образовании разных слов и разных форм одного и того же слова.
Различение предлога и приставки.
Сильная и слабая позиция гласных. Правописание в корне слова безударных гласных, проверяемых ударением. Слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова.
Сильная и слабая позиция парных согласных в корне слов. Их правописание.
Правописание слов с непроизносимой согласной в корне (на уровне представления).
Правописание слов с удвоенными согласными в корне. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов; использование орфографического словаря.
Ознакомление с написанием ь в именах существительных женского рода после шипящих в конце слов и его отсутствием у имен существительных мужского рода(рожь нож, ночь мяч).
Звуки-буквы. Повторение фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания (различение гласных — согласных, гласных однозвучных и йотированных, согласных звонких — глухих, шипящих, мягких — твердых; слогоделение, ударение).
Разделительные ь и ъ, их правописание.
Перенос слов.
2 класс (170 часов)
(Планируются 150 часов, резерв 20 часов)
I полугодие (75 часов)
Предложение 5 ч
Слово, звуки и буквы 2 ч
Гласные и согласные звуки 5 ч
Ударные и безударные слоги 8 ч
Перенос слов 3 ч
Имена собственные 9 ч
Твердые и мягкие согласные звуки 12 ч
Разделительные ь и ъ 4 ч
Слова с жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн 6 ч
Текст 6 ч
Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения 3 ч
Имя существительное 5 ч
Число имен существительных 4 ч
Род имен существительных 3 ч
II полугодие (75 часов)
Глагол 6 ч
Звонкие и глухие согласные звуки 2 ч
Парные согласные звуки в конце слова 5 ч
Имя прилагательное 11 ч
Изменение имен прилагательных по родам 4 ч
Изменение имен прилагательных по числам 3 ч
Корень слова. Однокоренные слова 5 ч
Предлоги 3 ч
Настоящее и прошедшее время глагола 7 ч
Безударные гласные в корне слова 12 ч
Будущее время глагола 6 ч
Речь 8 ч
Тематическое планирование
Раздел | Кол-во часов | Формы контроля результата | Практика | Характеристика деятельности учащихся | УУД |
|
| |
1 | Предложение |
6 | Р/р. Обучающее сочинение из личного опыта по теме «Лучший день лета» | + | Освоение знаков, символов, таблиц, схем, справочного материала, приведённых в данном разделе учебника и РТ. Анализ речевых ситуаций; сравнение разных приветствий по их соответствию речевой ситуации. Выбор средств устного общения в соответствии с местом, адресатом и историческим временем. Запись слов приветствий, нахождение орфограмм. Установление соответствия: речевая ситуация – пословица. Фонетический анализ записанной пословицы, дифференциация звуков: гласные–согласные.
| Упражнение в выборе средств устной и письменной речи. Фонетический анализ слов. Работа со словарными словами: буква непроверяемого гласного в корне, систематизация слов по алфавиту, маркировка орфограмм. Сравнение слов по грамматическим признакам в «Игре на выбывание»: одушевленное – неодушевленное, единственное – множественное число, мужской – женский род – положительного отношения к занятиям русским языком, к школе; – ориентации на понимание предложений и оценок учителей и товарищей. |
|
|
2 | Слово |
2 |
| + | Классификация средств устной и письменной речи. Упражнение в выборе языковых средств, соответствующих цели и условиям общения. Накопление опыта уместного использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога. Оценка и взаимооценка правильности выбора языковых и внеязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста. Упражнение в орфографическом анализе слов. Различение смысла многозначного слова в словосочетании. Расширение активного словаря. Упражнение в различении предложений по цели высказывания и по интонации и их использовании в общении. Наблюдение над однокоренными словами.
| Обучающийся научится: – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учеб_ ной задачи; – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; – принимать роль в учебном сотрудничестве; – контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. |
|
|
3 | Гласные и согласные звуки | 5 | Р/р. Обучающее сочинение-описание по теме «Сентябрьский денёк» Входной диктант по теме «Повторение изученного материала за 1 класс». | + | Различение набора букв и слова; нахождение орфограмм. Различение предмета и слова, его называющего. Тематическая группа слов (овощи). Упражнение в запоминании написания слов с непроверяемой орфограммой. Подбор слова по смыслу. Узнавание родственных слов, выделение корня. Анализ слов на плашке: проверка безударной гласной Е буквой Ё. Расширение активного словаря. | Обучающийся научится: – принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; |
|
|
4 | Ударные и безударные слоги | 8 |
| + | Ознакомление с лексическим и грамматическим значением слова. Определение грамматических признаков: род, число. Упражнение в узнавании и подборе родственных слов. Упражнение в решении орфографических задач Контролирование правильности записи предложений и слов под диктовку и при списывании, внесение исправлений в случае необходимости (постоянно) | – выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Обучающийся получит возможность научиться: – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; – принимать роль в учебном сотрудничестве; – контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем. |
|
|
5 | Перенос слов |
3 |
| + | Запись слов приветствий, нахождение орфограмм. Установление соответствия: речевая ситуация – пословица. Фонетический анализ записанной пословицы, дифференциация звуков: гласные–согласные. Контролирование правильности записи предложений и слов под диктовку и при списывании, внесение исправлений в случае необходимости (постоянно). | Обучающийся научится: – пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в данном разделе; – понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; – ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; – анализировать изучаемые языковые факты с выделением их отличительных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей |
|
|
6 | Имена собственные | 9 | Контроль- ная работа по теме «Имена собственные». |
| Оценка и взаимооценка правильности выбора языковых и внеязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста. Упражнение в орфографическом анализе слов. | воспринимать смысл предъявляемого текста; – проводить сравнение, классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям (критериям); – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку); – подводить анализируемые объекты (явления) под понятия в соответствии с заданием; – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. |
|
|
7 | Твердые и мягкие согласные – звуки | 12 | Словарный диктант. | + | Сопоставление набора предложений и текста: набора слов и предложения, набора букв и слов. Смысловая связь предложений в тексте; слов в предложении. Оформление предложений (первое слово пишется с большой буквы, в конце ставятся знаки (. ? !)). Раздельное написание слов. Формулирование существенных признаков предложения: законченность мысли и интонация конца. | строить сообщение в устной форме; – производить классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп; – обобщать (выделять ряд объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно). |
|
|
8 | Разделительные Ъ и Ь |
5 | Р/р. Обучающее сочинение по теме «Первый снег» |
| Анализ предложений с прямой речью. Наблюдение над оформлением предложений с прямой речью на письме. Ориентировка в справочном материале учебника | – принимать участие в работе парами и группами; – допускать существование различных точек зрения; – договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); – использовать в общении правила вежливости.
|
|
|
9 | Слова с ча-ща, жи-ши, чу-щу, чк,чн, нщ | 7 | Контрольная работа по теме «Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн» . | + | Деление слов на слоги, звуковой анализ слов. Упражнение в написании гласных после шипящих. Наблюдение смысловой связи предложений в тексте, слов в предложении. Сопоставление набора слов и текста. Оформление предложений (первое слово пишется с большой буквы, в конце ставятся знаки (. ? !)). Раздельное написание слов. Орфографический анализ слов. Анализ текста в рубрике «Напоминание» о различении слов по роду. Применение правил при списывании и записи под диктовку Различать: – слова и набор букв; – предметы и их названия; – слова с непроверяемой и проверяемой орфограммой. Находить сильную и слабую позицию звука в слове. Узнавать родственные слова, находить в них корень. | – воспринимать другое мнение и позицию; – формулировать собственное мнение и позицию; – строить понятные для партнера высказывания; – задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения; – договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре). – положительного отношения к занятиям русским языком, к школе; – ориентации на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; – понимания причин успеха в учебе; – оценки одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – этических чувств (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников; – понимания чувств одноклассников, учителей. |
|
|
10 | Текст | 6 | Р/р. Обучающее сочинение по серии картинок на тему «Почему огурцы бывают с пупырышками». | + | Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации: восклицательные предложения. Соотнесение звука и соответствующей ему буквы. Характеристика звуков речи, звукобуквенный разбор, использование плана звукобуквенного разбора. | – строить сообщение в устной форме; – производить классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп; – обобщать (выделять ряд объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно. |
|
|
11 | Виды предложений | 3 |
|
| Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопроси_ тельные, побудительные; по интонации: восклицательные предложения. Соотнесение звука и соответствующей ему буквы. Характеристика звуков речи, звукобуквенный разбор, использование плана звукобуквенного разбора. Наблюдение чередований согласных в корне; нахождение орфограмм (опасных мест). | – строить сообщение в устной форме; – производить классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп;
|
|
|
12 | Имя существительное | 13 | Словарный диктант. Р/р. Обучающее изложение по зрительно воспринимаемому тексту «Помощь». Контрольный диктант по итогам первого полугодия «Имя существительное» | + | Различение омонимичных форм имен собственных и нарицательных. Различение одушевленных и неодушевленных названий предметов, имен собственных и нарицательных. Упражнение в умении «читать» таблицу. Расшифровка сокращенных понятий. Сравнение слов по грамматическим признакам. Сравнение имен собственных и нарицательных, одушевленных и неодушевленных. | – положительного отношения к занятиям русским языком, к школе; – ориентации на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; – понимания причин успеха в учебе; – оценки одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – этических чувств (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников; – понимания чувств одноклассников, учителей. |
|
|
13 | Глагол | 6 |
|
| Адекватное использование средств устной речи при выразительном чтении, при общении. Различение слов, обозначающих предметы. Наблюдение над правилами оформления реплики диалога в письменной речи. Сопоставление набора предложений и текста: набора слов и предложения, набора букв и слов. Смысловая связь предложений в тексте; слов в предложении. | воспринимать смысл предъявляемого текста; – проводить сравнение, – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – обобщать (выделять ряд объектов по за_ данному признаку); – подводить анализируемые объекты (явления) под понятия в соответствии с заданием; – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом |
|
|
14 | Звонкие и глухие согласные | 2 |
|
| Различение набора букв и слова; нахождение орфограмм. Различение предмета и слова, его называющего. Тематическая группа слов (овощи). Упражнение в запоминании написания слов с непроверяемой орфограммой. | – анализировать изучаемые языковые факты с выделением существенных и несущественных признаков в коллективной организации деятельности; – находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; |
|
|
15 | Парные согласные звуки в конце слов | 7 | Контрольная работа по теме «Парные и глухие согласные» | + | Установление лексической и грамматической сочетаемости слов (подбор слова). Узнавание родственных слов, нахождение корня. Фонетический анализ. Наблюдение над использованием многозначных слов. Различение слов по грамматическим признакам: по роду, по отношению к живому и неживому, по числу. Классификация слов.
| – строить сообщение в устной форме; – производить классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп; – обобщать (выделять ряд объектов как по заданному признаку._ |
|
|
16 | Имя прилагательное | 21 | Р/р. Обучающее сочинение по теме «Мои друзья» Словарный диктант. Обучающее сочинение-миниатюра на тему «Моя любимая игрушка» Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» | + | Описание предмета. Анализ общего и особенного в описании (признаки, относящиеся ко многим предметам, и признак, относящийся только к данному предмету). Отгадывание предмета по его описанию. Работа со словарными словами. | принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – в сотрудничестве с учителем, классом на_ ходить несколько вариантов решения учебной задачи; – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил. |
|
|
17 | Корень слова. Однокоренные слова | 8 | Контрольный диктант за III четверть по теме «Однокоренные слова» |
| Различение лексического и грамматического значения слова. Установление лексической и грамматической сочетаемости слов (подбор слова). Узнавание родственных слов, нахождение корня. Фонетический анализ. Наблюдение над использованием многозначных слов. Различение слов по грамматическим признакам: по роду, по отношению к живому и неживому, по числу. Классификация слов. Маркировка сильной и слабой позиции гласного в корне. Расширение активного словаря. | – положительного отношения к занятиям русским языком, к школе; – ориентации на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; – понимания причин успеха в учебе; – оценки одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – этических чувств (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников; – понимания чувств одноклассников, учителей. |
|
|
18 | Предлог | 5 | Р/р. Обучающее изложение по коллективно составленному плану «В лесу» | + | кого значения слова. Установление лексической и грамматической сочетаемости слов (подбор слова).
| – воспринимать другое мнение и позицию; – формулировать собственное мнение и позицию; – строить понятные для партнера высказывания; – задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения; – договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре). |
|
|
19 | Изменение имен существительных по вопросам | 3 |
|
| Узнавание родственных слов, нахождение корня. Фонетический анализ. Наблюдение над использованием многозначных слов. Различение слов по грамматическим признакам: по роду, по отношению к живому и неживому, по числу. Классификация слов. | воспринимать смысл предъявляемого текста; – проводить сравнение, – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – обобщать (выделять ряд объектов по за_ данному признаку); – подводить анализируемые объекты (явления) под понятия в соответствии с заданием; – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом |
|
|
20 | Время глагола(настоящее и прошедшее) | 8 | Контрольное списывание по теме «Части речи» |
| кого значения слова. Установление лексической и грамматической сочетаемости слов (подбор слова). Узнавание родственных слов, нахождение корня. Фонетический анализ. Наблюдение над использованием многозначных слов. Различение слов по грамматическим признакам: по роду, по отношению к живому и неживому, по числу. Классификация слов.
| -принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – в сотрудничестве с учителем, классом на_ ходить несколько вариантов решения учеб_ ной задачи; – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; |
|
|
21
| Безударные гласные в корне слова | 14 | Словарный диктант Обучающее сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка» Итоговый контрольный диктант по теме «Безударные гласные в корне слова» | + | Работа со словарными словами: буква непроверяемого гласного в корне, систематизация слов по алфавиту, маркировка орфограмм. Сравнение слов по грамматическим признакам в «Игре на выбывание»: одушевленное – неодушевленное, единственное – множественное число. | – анализировать изучаемые языковые фак_ ты с выделением существенных и несущественных признаков в коллективной организации деятельности; – находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; |
|
|
22 | Время глагола (будущее) | 6 | Тестирование по теме «Глагол» |
| Фонетический анализ слов. Работа со словарными словами: буква непроверяемого гласного в корне, систематизация слов по алфавиту, маркировка орфограмм. Сравнение слов по грамматическим признакам в «Игре на выбывание»: одушевленное – неодушевленное, единственное – множественное число, мужской – женский род. | воспринимать смысл предъявляемого текста; – проводить сравнение, – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку); – подводить анализируемые объекты (явления) под понятия в соответствии с заданием; – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом |
|
|
23 | Речь | 10 | Итоговая комплексная работа |
| Накопление опыта уместного использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога. Понимание смысла пословиц. Фонетический анализ слов. Упражнение в выборе средств устной и письменной речи.
| принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; |
|
|
Требования к уровню подготовки учащихся
У обучающегося будут сформированы:
— внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;
-интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
— ориентация на понимание предложений и оценок учите лей и товарищей;
— понимание причин успехов в учебе;
— оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
— понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
— этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
— представление о своей этнической принадлежности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
— интереса к познанию русского языка;
— ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
— самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
— представления о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
— ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
— понимания чувств одноклассников, учителей;
— представления о красоте природы России и родного края на основе материалов комплекта по русскому языку.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
— принимать и сохранять учебную задачу;
— учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
— принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
— в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
— осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
— вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
— адекватно воспринимать оценку своей работы учителя ми, товарищами, другими лицами;
— принимать роль в учебном сотрудничестве;
— выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
— контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
— на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
— самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
— пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;
— строить сообщение в устной форме;
— находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
— ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
— анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
— воспринимать смысл предъявляемого текста;
— анализировать объекты с выделением существенных и не существенных признаков (в коллективной организации деятельности);
— осуществлять синтез как составление целого из частей;
-проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
— устанавливать причинно — следственные связи в изучаемом круге явлений;
— обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
— подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения;
— проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом
Обучающийся получит возможность научиться:
— строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
— выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
— осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
— проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основан ям (критериям) при указании и без указания количества групп;
— обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
— выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
воспринимать другое мнение и позицию;
— формулировать собственное мнение и позицию;
— договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
— строить понятные для партнера высказывания;
— задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
— строить монологическое высказывание;
— ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
— учитывать другое мнение и позицию;
— договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
— контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
— адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
— осуществлять действие взаимоконтроля.
Требования к уровню подготовки учащихся
Раздел | Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться | |
1 |
Развитие речи. Устная речь. Письменная речь. | Выпускник научится: — использовать средства устного общения (голос, темп речи, мимику, жесты, движения) в соответствии с конкретной ситуацией общения; — анализировать чужую устную речь при прослушивании пластинок, магнитофонных записей, дисков, речи учителя и товарищей, при просмотре видеофильмов; — осознавать собственную устную речь: с какой целью, с кем и где происходит общение; — понимать особенности диалогической формы речи; — первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его; — первичному умению строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе; — определять тему текста, подбирать заглавие; находить части текста; — восстанавливать деформрованные тексты. | Выпускник получит возможность научиться: — распознавать тексты разных типов: описание и повествование; — находить средства связи между предложениями (поря док слов, местоимения, служебные слова, синонимы); — определять последовательность частей текста; — составлять тексты малых форм: письмо, в т.ч. sms-сообщения, электронное письмо, записка, объявление и пр.
|
2 | Система языка Фонетика, орфоэпия, графика
| Выпускник научится: — определять качественную характеристику звука: гласный-согласный; гласный ударный- безударный; согласный твердый-мягкий, парный-непарный; согласный звонкий-глухой, парный-непарный; — применять знания фонетического материала при использовании правил правописания (различать гласные-согласные, гласные однозвучные и йотированные, согласные звонкие-глухие, шипящие, мягкие-твердые; ударение); — произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка (см. «Словарь произношения» в учебнике); — использовать на письме разделительные ъ и ь; -использовать небуквенные графические средства: знак переноса, абзац; — списывать текст с учебника, писать диктанты. | Выпускник получит возможность научиться: — осуществлять звукобуквенный разбор простых по слоговому составу слов; — устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными (на уровне ознакомления); — использовать алфавит при работе со словарями, справочными материалами; — совершенствовать навык клавиатурного письма |
3 | Лексика | Выпускник научится: — опознавать в предложении, в тексте слова однозначные и многозначные, употребленные в прямом и переносном значении; — на практическом уровне различать синонимы, антонимы, многозначность (без введения понятий).
| Выпускник получит возможность научиться: — понимать этимологию мотивированных названий (расширение словаря таких слов); — понимать смысл омонимов (без введения понятия), фразеологизмов (наблюдения за использованием в тексте); — осознавать слово как единство значения, грамматических признаков и звуков/букв; — пользоваться словарями по указанию учителя; — пользоваться библиотечным каталогом под руководством учителя. |
4 | Состав слова (морфемика)
| Выпускник научится: — подбирать родственные (однокоренные) слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова; — различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. | Выпускник получит возможность научиться: — различать словообразование и формоизменение; — выделять в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; -различать приставку и предлог.
|
5 | Морфология
| Выпускник научится: — различать лексическое и грамматическое значение слова; — находить грамматические группы слов (части речи): имя существительное, имя прилагательное, глагол; — определять у имени существительного значение, начальную форму, опознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, различать имена существительные мужского, женского и среднего рода в форме единственного и множественного числа; — опознавать у глаголов форму рода и числа (в форме прошедшего времени). | Выпускник получит возможность научиться: — устанавливать зависимость форм рода и числа имен прилагательных от форм имени существительного (в роде и числе); — находить грамматические группы слов (части речи): знаменательные (самостоятельные) слова — имя существительное, имя прилагательное, глагол и служебные слова (пред лог, союзы и, а, но); — узнавать местоимения (личные), числительные.
|
6 | Синтаксис
| Выпускник научится: — находить главные члены предложения (основы предложения): подлежащее, сказуемое; — различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации последних); — составлять предложения из слов, данных в начальной форме, с добавлением любых других слов; -восстанавливать деформированные предложения. | Выпускник получит возможность научиться: — опознавать предложения распространенные, нераспространенные; — устанавливать связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении; — определять на практическом уровне роль форм слов и служебных слов для связи слов в предложении.
|
7 | Орфография и пунктуация. | Выпускник научится: — находить орфограммы в указанных учителем словах; -использовать орфографический словарь (см. в учебнике) как средство самоконтроля; -применять правила правописания:
— безошибочно списывать текст; — писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания.
| Выпускник получит возможность научиться: — применять правила правописания:
— применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, под бор однокоренных слов, использование орфографического словаря; — использовать орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
|
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Учебный год | |
количество | |||||
Самостоятельная работа (списывание) | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Контрольная работа | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Тест |
|
|
| 1 | 1 |
Изложение | 2 | 1 | 2 | 2 | 7 |
Сочинение | 1 | 2 | 2 | 3 | 8 |
Словарный диктант | 1 | 1 | 1 |
| 9 |
Диктант | 2 | 2 | 2 | 3 | 9 |
Научно-исслед. работа |
|
|
|
1 |
1 |
Экзамен |
|
|
| 1 | 1 |
Контроль и оценка планируемых результатов.
Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих принципов:
-
с математическими объектами; -
Проверь себя 3ч Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. При этом итоговая отметка может быть выставлена как обобщенный результат накопленных за период обучения отметок.
-
Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
-
Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.
-
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
-
В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.
-
Формы и средства контроля
• Стартовая и промежуточные диагностики.
• Текущее оценивание (используются субъективные методы (наблюдение, самооценка и самоанализ) и объективизированные методы, основанные на анализе устных ответов, работ учащихся, деятельности учащихся, результатов тестирования, проверочных и самостоятельных работ).
• Итоговое оценивание (происходит в конце обучения (не позднее 25 апреля) в форме целенаправленного сбора данных, в том числе, по итогам комплексной работы для 2 класса.
В 2 классе осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков без их оценки в баллах. В течение учебного года учитель ведёт систематический учёт усвоения основных вопросов курса математики каждым учеником.
Рабочая программа предлагает следующую систему учёта знаний:
Диагностика: 1 раз в конце четверти
Самостоятельные работы: по основным содержательным линиям предмета
Итоговая работа в конце года по всем разделам
Основные формы и виды организации образовательного процесса:
-
урок – место для коллективной работы класса по постановке и решению учебных задач; -
урок-презентация – место для предъявления учащимися результатов самостоятельной работы; -
урок-диагностика – место для проведения проверочной или диагностической работы; -
урок-проектирование – место для решения проектных задач; -
учебное занятие (практики) – место для индивидуальной работы учащихся над своими проблемами по русскому языку; -
групповая консультация – место, где учитель работает с небольшой группой учащихся по их запросу; -
самостоятельная работа учащихся имеет следующие линии:
— задания по коррекции знаний и умений, после проведенных диагностических и проверочных работ;
— задания по освоению ведущих тем курса на трех уровнях (формальном, рефлексивном и ресурсном);
— задания на отработку навыка безошибочного письма.
Календарно — тематическое планирование
Дата | Кол-во часов | Тема урока | Элементы содержания
| практика практика | Вид контроля | |
1 |
| 14ч
1 | Что нужно для общения
Компоненты речевой ситуации (зачем? с кем? где?). Адекватное использование средств устного общения. Звуки речи. Упр. 1–3. РТ 1, № 22 | Анализ речевых ситуаций; сравнение разных приветствий по их соответствию речевой ситуации. Выбор средств устного общения в соответствии с местом, адресатом и историческим временем. Запись слов приветствий, нахождение орфограмм. Установление соответствия: речевая ситуация – пословица. Фонетический анализ записанной пословицы, дифференциация звуков: гласные–согласные. Контролирование правильности записи предложений и слов под диктовку и при списывании, внесение исправлений в случае необходимости . |
|
|
2 |
| 1 | Слова вежливого обращения. Звуки речи. Анализ средств письменной речи: слова-предметы, однокоренные слова, корень, орфограммы, обозначение звуков буквами. РТ 1, № 1, 3–5 | Адекватное использование средств устной речи при выразительном чтении, при общение. Анализ средств грамотной письменной речи. Различение слов, обозначающих предметы. Подбор рифмы на основе звукового анализа слов, узнавание родственных слов, выделение корня. Анализ и группировка слов в ходе игры на выбывание: по количеству слогов, по принадлежности к словам-предметам и словам – признакам предметов, живое– неживое. Фонетический анализ слов и слогов. |
|
|
3-4 |
| 2 | Слова вежливого обращения. Звуки речи. Однокоренные слова. Корень. Средства устной и письменной речи. Звуки речи. Упр. 4–11. РТ 1, № 6–9 | Упражнение в выборе языковых средств, соответствующих цели и условиям общения. Накопление опыта уместного использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога. Оценка и взаимооценка правильности выбора языковых и внеязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста. Упражнение в орфографическом анализе слов. Различение смысла многозначного слова в словосочетании. Расширение активного словаря. Упражнение в различении предложений по цели высказывания и по интонации и их использовании в общении |
|
|
5 |
| 1 | Признаки предложения. Употребление большой буквы в словах. Звуки в словах. Орфограммы (опасные места). Упр. 12, 13. РТ 1, № 10, 11 | Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопроси- тельные, побудительные ; по интонации: восклицательные предложения. Соотнесение звука и соответствующей ему буквы. Характеристика звуков речи, звукобуквенный разбор, использование плана звукобуквенного разбора. Наблюдение чередований согласных в корне; нахождение орфограмм (опасных мест). Анализ предложений с прямой речью. Наблюдение над оформлением предложений с прямой речью на письме. Ориентировка в справочном материале учебника. |
|
|
6 |
| 1 | Повторение фонетических знаний. Правописание гласных после шипящих. Границы предложения, его оформление. Упр. 14, 15. РТ 1, № 12, 13 | Деление слов на слоги, звуковой анализ слов. Упражнение в написании гласных после шипящих. Наблюдение смысловой связи предложений в тексте, слов в предложении. Сопоставление набора слов и текста. Оформление предложений. Раздельное написание слов. Орфографический анализ слов. |
|
|
7 |
| 1 | Непроверяемая и проверяемая безударная гласная в корне слова. Звуки речи. Родственные слова, корень. Решение орфографических задач. Упр. 16, 17. РТ 1, № 14, 16 (1, 2, 3) | Различение набора букв и слова; нахождение орфограмм. Различение предмета и слова, его называющего. Тематическая группа слов (овощи). Упражнение в запоминании написания слов с непроверяемой орфограммой. Подбор слова по смыслу. Узнавание родственных слов, выделение корня. Анализ слов на плашке: проверка безударной гласной Е буквой Ё. Расширение активного словаря |
|
|
8 |
| 1 | Лексическое и грамматическое значение слова. Родственные слова. Сильные и слабые позиции гласных в корне слова. Орфограмма. Решение орфографических задач. Упр. 18–20. РТ 1, № 15 | Ознакомление с лексическим и грамматическим значением слова. Определение грамматических признаков: род, число. Упражнение в узнавании и подборе родственных слов. Упражнение в решении орфографических задач. |
|
|
9 |
| 1 | Лексическое и грамматическое значения слов. Лексическая и грамматическая сочетаемость слов. Родственные слова. Корень. Упр. 21–24 | Различение лексического и грамматического значения слова. Установление лексической и грамматической сочетаемости слов (подбор слова). Узнавание родственных слов, нахождение корня. Фонетический анализ. Наблюдение над использованием многозначных слов. Различение слов по грамматическим признакам: по роду, по отношению к живому и неживому, по числу. Классификация слов. Маркировка сильной и слабой позиции гласного в корне. Расширение активного словаря. |
|
|
10 |
| 1 | Слова, называющие предметы одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Омонимия. Упр. 25, 26. РТ 1, № 17, 18 | Различение омонимичных форм имен собственных и нарицательных. Различение одушевленных и неодушевленных названий предметов, имен собственных и нарицательных. Маркировка орфограмм |
|
|
11 |
| 1 | Чтение таблицы, ее смысл. Грамматические признаки. Имена собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Выбор большой буквы. Упр. 27. РТ 1, № 19, 20 | Упражнение в умении «читать» таблицу. Расшифровка сокращенных понятий. Сравнение слов по грамматическим признакам. Сравнение имен собственных и нарицательных, одушевленных и неодушевленных. Выбор большой и маленькой буквы. |
|
|
12 |
| 1 | Упражнение в умении «читать» таблицу. Расшифровка сокращенных понятий. Сравнение слов по грамматическим признакам. Сравнение имен собственных и нарицательных, одушевленных и неодушевленных. Выбор большой и маленькой буквы. | Описание предмета. Анализ общего и особенного в описании (признаки, относящиеся ко многим предметам, и признак, относящийся только к данному предмету). Отгадывание предмета по его описанию. Работа со словарными словами. Отгадывание слова по его грамматическим признакам и характеристике фонетического состава. Загадывание слова по грамматическим или звуковым особенностям. |
|
|
13 |
| 1 | Средства устной и письменной речи. Пословицы и их смысл. Фонетический анализ слов. Упр. 31, 32. РТ 1, № 22 | Накопление опыта уместного использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога. Понимание смысла пословиц. Фонетический анализ слов. Осознание правил культуры поведения в школе, в других общественных местах. |
|
|
14 |
| 1 | Фонетический и грамматический анализ слов. Словарные слова. Упр. 33, 34. РТ 1, № 23, 24.
| Упражнение в выборе средств устной и письменной речи. Фонетический анализ слов. Работа со словарными словами: буква непроверяемого гласного в корне, систематизация слов по алфавиту, маркировка орфограмм. Сравнение слов по грамматическим признакам в «Игре на выбывание»: одушевленное – неодушевленное, единственное – множественное число, мужской – женский род. |
|
|
15 |
|
| Обобщение и систематизация изученного материала. Что надо уметь, чтобы грамотно пользоваться устной и письменной речью и понимать ее. Упр. 35 | Накопление опыта уместного использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Материально – техническое обеспечение
образовательного процесса.
РУССКИЙ ЯЗЫК
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Нечаева Н.В. Русский язык: Учебник. 1 класс- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров».
Нечаева Н.В. Русский язык: Учебник для 2-го класса :в 2-х частях — Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»
Нечаева Н.В. Русский язык: Учебник для 3-го класса :в 2-х частях — Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»
Нечаева Н.В. Русский язык: Учебник для 4-го класса :в 2-х частях Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»
Яковлева С.Г. Тетради по русскому языку для 2-х классов: в 4-х частях (под редакцией Н.В.Нечаевой) Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров».
Нечаева Н.В. Методические рекомендации к курсу «Русский язык.1-2 кл. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»
Литература дополнительная
*Оценка достижений планируемых результатов. Система заданий―М.: Просвещение, 2010.
*Планируемые результаты начального общего образования./ Под ред. Г.С.Ковалевой, О.П.Логиновой. – Москва «Просвещение»,2010г.
*Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2010.
*Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. ―М.: Просвещение, 2010.
*Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования. ―М.: Просвещение,2010.
*Сборник программ начального общего образования. Система Л. В. Занкова/Сост. Н.В.Нечаева,.- Самара: Издательский дом «Федоров», 2011
*Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- М.: Просвещение, 2010.
*Агеева И.Д. Художник-грамотей: Занимательные графические задания с самоконтролем по курсу русского языка начальной школы:2 класс.-М.:ТЦ Сфера, 2001
*Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся под ред. Л.П.Крысина. -М.: Просвещение, 2005
*Барылкина Л.П., Матраева И.П., Обухова Л.А. Эти трудные согласные :Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей.-М.: 5 за знания, 2005
*Волина В.В. Этимологический словарь. С.-Пб: издательство «Дидактика Плюс», 2001
*Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы.- М.:5 за знания, 2007
*Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Учим русский с увлечением: Части речи. Предложение. Текст .Развитие речи: 1-4 классы.- М.:5 за знания, 2009
*Контрольно – измерительные материалы. Русский язык: 2 класс/ Сост. В.А.Синякова.- М.:ВАКО, 2010
*Крылова О.Н. Русский язык: итоговая аттестация: 2 класс: типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2011
*Полный школьный курс. 1-4 класс. Справочное пособие. — СПб.: ИГ «Весь», 2010
*Практическое пособие по развитию речи О.В.Узорова, Е.А.Нефедова.-М.:ООО «Издательство Астрель»,2004
*Русский язык. 1-4 классы: активные формы и методы обучениясост. Т.В.Лисицина .-Волгоград :Учитель, 2009
*Тренинговые карточки по русскому языку для начальной школы. 1-4 классы Авт.-сост. Н.В.Набойщикова.- Волгоград:Учитель,2003
*Т.В.Шклярова Справочник для начальных классов: Пособие для начальной и средней школы.-М.: «Грамотей», 2009
2. Печатные пособия.
Словари по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный, орфоэпический, фразеологизмов.
— Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв).
— Касса букв и сочетаний (по возможности).
— Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося
в стандарте начального образования по русскому языку.
— Наборы сюжетных ( и предметных) картинок в соответствии с тематикой,
определенной в стандарте начального образования по русскому языку (в том
числе и в цифровой форме).
— Словари всех типов по русскому языку.
— Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы,
указанными в стандарте начального образования по русскому языку (в том
числе и в цифровой форме).
3. Технические средства обучения
— Интерактивная доска.
— Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
— Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
— Видеомагнитофон/ видеоплейер.
— Аудиоцентр/ магнитофон.
— Диапроектор.
— Мультимедийный проектор.
— Экспозиционный экран.
— Компьютер.
— Сканер.
— Принтер лазерный.
— Фотокамера цифровая.
4. Экранно-звуковые пособия
— Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
— Видеофильмы, соответствующие тематике, данной в стандарте начального
общего образования по русскому языку.
— Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике, данной в стандарте
начального общего образования по русскому языку.
— Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике, данной в стандарте обучения.
5. Игры и игрушки.
Куклы в русской (национальной) одежде и другие предметы окружающего мира ребенка, передающие этнический облик русских и других представителей Российской Федерации.
6. Оборудование класса
— Ученические столы 1–2-местные с комплектом стульев.
— Стол учительский с тумбой.
— Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
— Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
— Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.