Конспект урока по русскому языку во втором классе на тему: «Текст»
Учитель: Якина Валентина Ивановна, ГБОУ СОШ №339 Невского района Санкт-Петербурга
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: обучение умению определять и сравнивать языковые единицы: звук, слово, предложение, текст и различать текст и не текст.
Задачи:
Образовательные: путём наблюдения, сравнения ввести понятие, что такое «текст»
Развивающие: способствовать развитию у детей орфографической зоркости, словесно-логического мышления, наблюдательности, памяти; умение рассуждать, анализировать, строить умозаключения; развивать устную речь;
Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, пытливость, любознательность.
УУД, формируемые на уроке:
— личностные: понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека.
-коммуникативные: высказывать своё мнение в устной форме и обосновывать его.
— познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
— регулятивные: планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность
Оборудование и технические средства обучения: компьютер,
Наглядные пособия: карточки
Ключевые слова: «текст» и не «текст»
Рабочие материалы для обучающихся: карточки
Планируемые результаты:
Умение различать слово, предложение и текст – и различать текст и не текст.
Этапы урока | Содержание этапа, деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание Формирование УУД | |
1. | Организационный момент
| Эмоциональный настрой Прозвенел звонок и смолк Начинается урок. Вы за парты тихо сели, На меня все посмотрели. И давайте мы глазами Пожелаем друг другу успехов. Проверим готовность к уроку
Лёгкий или трудный урок русского языка? Почему? |
На урок нужен учебник, тетрадь, дневник, пенал. Рассуждение детей. (Чтобы быть грамотными, чтобы нас понимали другие люди) | Создание атмосферы дружелюбия и симпатии, условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке
|
2. | Актуализация новых знаний | Сегодня на уроке вас ждёт новое исследование в мире русского языка. Сегодня вы раскроете ещё одну тайну. Для этого вам нужно выполнить трудное задание. Вы готовы к этому? Рассмотрите задание, которое вам надо выполнить. Приложение 1 Какое слово получилось? Минутка красивого письма.
– Итак, минутка красивого письма. На доске: текст –какое задание надо выполнить? — Какую задачу мы поставим перед собой на минутке красивого письма? Если вы считаете, что вы справились, поставьте +. Молодцы, все старались писать красиво и аккуратно.
|
Карточка1 Выполняют задание самостоятельно.
Участвовать в диалоге
Написать очень красиво. Вспоминаем, как надо сидеть во время письма.
Оценивают себя |
Регулятивные УДД: определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно), умение работать по алгоритму. Познавательные УУД: умение сравнивать, анализировать. Самоанализ и самооценка своей деятельности
|
3.
| Открытие новых знаний
Физкультминутка | 1.Постановка проблемного вопроса – Прочитайте, какое слово мы с вами записали на минутке красивого письма еще раз. – Вы догадались, о чём пойдёт речь сегодня на уроке русского языка? На доске слово «текст» Что означает это слово? — Какой вопрос возникает? На доске Что такое текст? — Чему мы будем продолжать учиться? 2. Введение нового понятия Организовать «открытие» детьми нового знания — А где мы можем узнать, что такое «текст»? –А ещё можно подумать самим. Мы не раз сочиняли с вами сказки, рассказы, загадки. Вы не раз слышали слово «текст». Что же такое текст?
3.Выполнение задания – Ребята, сейчас мы проведём маленькую исследовательскую работу Приложение 2 — Итак, из чего же состоит текст?
Различение текста и не текста. — Итак, мы сказали, что «текст – это два или несколько предложений». Как вы думаете, любую ли группу предложений можно назвать текстом? -Сравните две записи, одна из которых вам уже знакома. Приложение 3
— Сравните две записи, одна из которых вам уже знакома. — Давайте же повторим всё, что мы узнали сегодня о тексте.
– Сравните свой вывод с правилом в учебнике в рубрике “Тайны языка”, Постановка задачи – Правило вы сформулировали и запомнили, можно на этом закончить урок?
Организовать эмоциональную разрядку (разминка) |
(будем узнавать всё о тексте)
Что такое текст?
Можно узнать в учебнике.
Ответы детей.
Дети получают карточку №2 — Прочитайте и сравните две записи.
Из нескольких предложений
Карточка №3
«ТЕКСТ – это два или несколько предложений. Все предложения связаны между собой по смыслу. уч. с .11 «Тайны языка».
Надо потренироваться С.10 «Подумай»
Дети самостоятельно выбирают и проводят разминку. |
Целеполагание. Способность прогнозировать деятельность на уроке.
Вывешивается на доске часть определения текста «ТЕКСТ – это два или несколько предложений».
Работа с информацией учебника
|
4. | Первичное закрепление | Организовать самостоятельную деятельность по применению полученных знаний с использованием парной работы. Какая задача стоит перед вами? | Вспомнить правила работы в паре. Уч. с. 11. упр.1 Определить, где текст, а где не текст. Объяснить почему. | Уметь использовать полученные знания при выполнении практических заданий. Уметь работать в парах
|
5. | Рефлексия
| Вернёмся к началу урока. — На какой вопрос мы должны были ответить? — Сможете ли вы сейчас сказать, что такое «текст»? Оценка работы учащихся. «Волшебная лестница знаний». Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание.
|
Что такое «текст»?
| Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности
|
6. | Домашнее задание | Организовать объяснение домашней работы
| Выбрать задание и записать в дневник
|
|
Приложение 1
В | В | Т | В | В | В | |
Х | Е | Х | Х | Х | Х | Х |
А | А | К | А | А | А | А |
Н | Н | Н | Н | Н | С | Н |
Д | Д | Д | Т | Д | Д | Д |
Приложение 2
Карточка №2
— Прочитайте и сравните две записи.
Около дома росла маленькая яблонька. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку. Яблонька была спасена. |
-Что за записи перед нами?
(В первом столбике – предложение, во втором – текст.)
— Что такое предложение? (Предложение – это законченная мысль.)
-А что же такое текст? (Это какая-то история. Это – несколько предложений.)
-О чём рассказывается в тексте? (О яблоньке.)
-Прочитайте предложение, с которого начинается текст (Росла маленькая яблонька.)
— Что произошло дальше? (Поднялся сильный ветер.)
— Из какого предложения вы об этом узнали? Зачитайте его. (Из второго. «Поднялся сильный ветер.»)
— Что произошло дальше? (Он стал крутить и ломать яблоньку.)
— Кто пришёл на помощь яблоньке? (Мальчик Саша)
— Как он это сделал? (Мальчик подвязал яблоньку.)
— Прочитайте предложения, из которых вы узнали об этом. (Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку.)
— Чем всё закончилось? (Яблонька была спасена.)
Приложение 3
Карточка №3
— Сравните две записи, одна из которых вам уже знакома.
-
Около дома росла маленькая яблонька. Летом всегда жарко. В лесу растёт земляника.
Около дома росла маленькая яблонька. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку. Яблонька была спасена.
— Мы уже выяснили, что справа текст. Слева тоже группа предложений. Являются ли они текстом? (Нет) Почему вы так решили? (Они не подходят друг к другу по смыслу.)
— Давайте же повторим всё, что мы узнали сегодня о тексте.
«ТЕКСТ – это два или несколько предложений.
Все предложения связаны между собой по смыслу.