Конспект урока русского языка для 2 класса
« Закрепление изученных правил»
Цель урока: Формирование умения проверять написание безударных гласных в двусложных словах путём изменения формы слова.
Задачи:
1) обучающая – отрабатывать навык распознавания орфограммы и проверки её;
2) развивающая – развитие орфографической зоркости, фонематического слуха;
3) воспитывающая – воспитание внимания, наблюдательности; любовь к природе.
Тип урока: формирование знаний, отработка умений, навыков.
Х О Д У Р О К А
-
Прослушивание стихотворения с музыкальным сопровождением С. Есенин «Берёза»
– Как бы вы назвали это стихотворение?
Русский поэт Сергей Есенин назвал его «Береза».
— Назовите первую букву в этом слове.
— Дайте характеристику этой букве.
2. Минутка чистописания: Бб Бб
— Назовите первое слияние бе ( запишите)
С какими гласными можно еще записать букву б, чтобы согласный звук был мягким в этих слияниях (бё, бю, бя, би)
С какой буквой б будет обозначать мягкий звук, но слияние не будет? (бь)
-
Словарная работа
— В слове береза найдите опасное место. (бе)
— Попробуем проверить. Нельзя. Значит, написание этого слова надо запомнить.
— Как называется гриб, который растет под березой? (подберезовик)
— А роща? (березовая)
— А березовый лес? (березняк)
Запишем эти слова в тетради
— Какие слова мы записали? (родственные)
— Почему? ( имеют общий корень и близки по значению)
А начало всех слов БЕРЁЗА.
-
Красива береза в разные времена года: летом, весной, осенью и зимой.
(показ картин).
— В какое время года описана береза в стихотворении у Есенина? (зимой)
Об этом строки из его стихотворения
Б.л.. б.р.з. Пр.н.кр.л.сь сн.г.м
п.д м..м .кн.м т.чн. с.р.бр.м.
-Какие буквы пропущены? (просигнальте)
-Какой названа береза автором? (белая)
— А какие вы подобрали бы слова к слову береза? (Кудрявая, белоствольная, высокая, ветвистая, развесистая, раскидистая, светлая, серебристая, стройная, тонкая, юная, молодая, старая, грустная, задумчивая, зеленокосая, беззащитная и т.д.)
-Какие из слов подошли бы к нашей березе? После того, как представили эту красавицу, прочитайте этот отрывок. Выделенные слова я изменила. Помогите восстановить есенинские строки.
На мохнатых ветках
Ледяной каймой
Распустились косы
Снежной бахромой.
— Чьи строки нежнее, красивее и точнее передают жизнь березы зимой?
Чтение исправленного текста.
-
А кто сумеет прочитать следующий отрывок:
И стоит (картина березы)
В сонной тишине
И горят (картинка снежинки)
В золотом огне.
— Что бы вы нарисовали, услышав эти строки?
— А как бы вы написали эти строки?
— Написание каких слов нужно предупредить?
Запись четверостишия.
-
Конкурс молодого (юного) поэта.
– Измени порядок слов так, чтобы получился последний отрывок из произведения Есенина.
А лениво, заря
Кругом обходя,
Ветки обсыпает
Новым серебром.
Чтение восстановленного текста.
-
Хоровое чтение произведения.
Передать красоту есенинских строк и увидеть правила.
-
Выделение основы предложений.
— О чем говорится в первом отрывке? А что автор говорит о ней?
(береза принакрылась)
— Сколько предложений? (1)
— О чем говорится во втором отрывке? Что о них говорится?
( кисти распустились)
— Сколько предложений? (1)
— А сколько предложений в третьем отрывке? (2)
— Прочитайте первое предложение и назовите подлежащее и сказуемое.
(аналогично второе)
— О чем говорится в последнем отрывке и что о ней говорит автор? (заря обсыпает)
— Найдите слова на правило: показываю таблицу (ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ)
(пушистых, тишине, снежинки)
— Какое новое словарное слово пришло к нам? (береза)
— А каким еще правилом пользовались чтобы написать слова: тишина, снежинки.
— Подберите проверочные слова
-
Итог урока:
— С каким словом мы сегодня работали?
— Что делать, если безударная гласная не проверяется ударением?
— А как работать с безударными проверяемыми?
— А для чего нам нужно всё это?
10. Рефлексия.
— Вы все старались, молодцы! Спасибо вам, ребята!
Я хочу вам пожелать, чтобы вы могли не только видеть, но и понимать, замечать и чувствовать всю красоту природы. Никогда не проходить равнодушно мимо прекрасного.