Конспект урока по русскому языку
3класс
Апрель2013г.
Учитель Кудрявцева Л.В.
Тема: Изменение имен прилагательных по вопросам.
Вид урока: открытие новых знаний.
Ход урока.
-
Мотивация и актуализация. Настрой на урок.
Слайд №1. Звучит пение птиц.
— Я сегодня шла в школу и любовалась, как весна вступает в свои права. Мы все радуемся солнцу, теплу, птичьему пению. Даже на уроке русского языка хочется говорить о весне.
— Для разминки предлагаю вам задание на слух. Я читаю небольшую словесную зарисовку, вы – выписываете в столбик только имена существительные, которые услышите. Ставите их в начальную форму.
Учитель читает:
Апрель. По небу разгуливает большое веселое солнце. Радостно чирикают воробьи.
— Проверка. 1 ученик называет существительное, остальные проверяют. Если все слова выписаны верно – ставите (+) на полях тетради зеленой ручкой.
Если есть ошибки – исправляете, дописываете.
— Проверим орфограммы. Аналогично.
— Вспомним словообразование. Образуйте от данных существительных однокоренные прилагательные в начальной форме, запишите рядом и покажите их строение.
— Объясните, как это сделать?
(С помощью суффиксов: -н, -енн, -ов, -оньк, -еньк, -ск и т.д.)
— Все ли вам понятно? Приступайте.
— Проверим, назовите прилагательные и покажите их строение на доске.
(1 ученик называет прилагательное и разбирает его по составу,
все – делают обозначения.)
Если встретились ошибки — поможем разобраться.
-На листке самооценки поставьте (+), если вы не ошиблись,
(?) – если пока еще не все получилось.
Слайд №2 апрель – апрельский
небо – небесный
солнце – солнечный
воробей – воробьиный
— Какие из этих слов можно изменить по родам, а какие – нет?
— Можно ли проверку на изменение по родам считать способом отличия имен существительных от имен прилагательных?
— Как могут изменяться существительные? (по числам и падежам)
(стереть с доски)
-
Организация познавательной деятельности.
— А могут ли имена прилагательные изменяться по вопросам?
— Давайте сегодня на уроке узнаем, как прилагательные мужского рода изменяются по вопросам. Это и будет темой нашего урока.
Слайд№ 3. Изменение имен прилагательных мужского рода по вопросам.
— Какою же может быть цель сегодняшнего урока?
(научиться изменять имена прилагательные мужского рода по вопросам.)
Слайд№ 4. Цель урока:
Научиться изменять имена прилагательные мужского рода по вопросам.
— Поможет нам наш друг – учебник. (с. 121 №43)
— Прочитайте задание про себя.
— Сколько падежей? (6)
— Как называется изменение имен существительных по падежам?
— А вспомнить падежи предлагаю в паре:
1 ученик – называет падеж,
2 ученик – вопросы.
— Оцените себя на листке самооценки. Если вы не ошиблись, поставьте (+) .
Если есть ошибки – знак (?)
— Давайте прочитаем в упр. 44, какую интересную картину наблюдала однажды автор Ю.Карасева.
(вслух 1 ученик)
— Поработаем с этим текстом. Какие задания предлагают нам авторы?
(читают самостоятельно)
— Составим план наших действий:
Первое, что мы должны сделать? (выписать…)
Второе? (указать…)
Третье? (выделить…)
Четвертое? (ответить на вопросы)
— Начинаем выполнять задания по плану. Образец записи предложен в учебнике. Переписываем и продолжаем по образцу.
— Далее – самостоятельно.
— Кому нужна помощь – поднимает руку. Я подойду.
(работают)
— Проверим. Взаимопроверка.
Если все записано правильно — ставим на полях (+).
Если есть ошибки, поработайте вместе, исправьте их.
Слайд №5 лист (какой?) зеленый – м.р., ед.ч., И.п.
у листа (какого?) зеленого – м.р., ед.ч., Р.п.
к листу (какому?) зеленому – м.р., ед.ч., Д.п.
лист (какой?) зеленый – м.р., ед.ч., В.п.
с листом (каким?) зеленым – м.р., ед.ч., Т.п.
о листе (каком?) зеленом – м.р., ед.ч., П.п.
-На листе самооценки п.3 – поставьте (+) или (?)
— Ответим на вопрос учебника (п.4 плана). Почему изменяются окончания прилагательных в словосочетаниях?
(т.к. изменяется падеж и вопрос от существительного)
— Сделаем вывод:
Прилагательные изменяются по вопросам, т.е. склоняются.
— Сравним наш вывод с выводом в учебнике с 123.
(читаем)
— От чего же зависит род, число и падеж прилагательного в словосочетании?
(от рода, числа и падежа существительного, к которому оно относится)
Плакат. Прилагательное подчиняется существительному.
— Попробуем сами склонять прилагательные мужского рода. Работать будем на рабочих листах.
Слайд №6. Подснежники (перелески) фото.
— Рассмотрим 1 задание. Оно состоит из 3этапов.
— Чтобы лучше с ним справиться, двигайтесь последовательно. Если затрудняетесь, поднимите руку – я помогу.
Рабочий лист.
Задание №1.
а). Просклоняйте словосочетание и понаблюдай за окончаниями. Устно изменяй по падежам существительное, вопросы и имена прилагательные.
подснежник
И.п. (какой?) голубой, нежный, ранний
Р.п. (какого?) голубого, нежного, раннего
Д.п. (какому?) ______ому, _____ому, _____ему
В.п. (какой?) _______ой, ______ый, ______ий
Т.п. (______) _______ым, ______ым, ______им
П.п. (______) _______ом, ______ом, ______ем
б). Выдели все окончания вопросов и имен прилагательных. Сравни их. Что замечаешь?
в). Какие несовпадения есть в окончаниях вопросов и слов?
— Давайте сравним окончания вопросов и прилагательных. Что замечаете?
(есть несовпадения)
— Рассмотрим окончания в Им. п. —
(в И.п. – разные окончания)
— Поставим ударение. Что видим? (ударение — на доске)
(под ударением – ой, без ударения – ый, — ий.)
— Есть ли еще в каком-то падеже такие же окончания? (в В.п.)
— Отметим эти падежи зеленым кружком. Обратим внимание на эти падежи прилагательных мужского рода.
— Что видим в Р.п.?
(в вопросе окончание –ого, в прилагательных –ого, -его)
— В Д.п.?
(в вопросе – ому, в прилагательных –ому, -ему)
— В Т.п.?
(в вопросе – им, в прилагательных –ым, -им)
— В П.п.?
(в вопросе – ом, в прилагательных – ом, -ем)
— Подытожим наши наблюдения. Такие окончания бывают у прилагательных мужского рода в разных падежах.
Слайд №7.
И.п. и В.п. -ой, — ый, -ий
Р.п. -ого, -его
Д.п. -ому, -ему
Т.п. -ым, -им
П.п. -ом, -ем
-
Физминутка. Пришло время отдохнуть. Музыкальная пауза.
Слайд №8.
Звучит запись весенней песенки, которую дети поют сами. Дежурный показывает движения, остальные повторяют.
-
Закрепление и включение в систему знаний.
— Давайте наше открытие применим на практике. Продолжаем работу на листках.
— Прочитаем текст задания №2.
Апрель. С земли сошел последний снег. Наступило радостное время года. Синеет высокое небо. Журчит звонкий ручей. Всё кругом оживает. Скоро прилетят скворцы.
1.Найдите в этом тексте словосочетания существительного с прилагательным, подчеркните одной чертой.
— Назовите словосочетания.
— Определите род и число прилагательных. (укажите на листах)
— С чего начнем определение числа и рода прилагательных?
(с числа и рода существительных, с которыми они связаны)
Работают.
— Назовите словосочетания с прилагательными мужского рода.
(последний снег, звонкий ручей)
— Вам надо будет просклонять 1 из них. Для этого в паре предварительно договоритесь, кто какое словосочетание возьмет. Пользуйтесь подсказками окончаний на экране.
Образец на доске: И.п. снег (какой?) последний …
И.п. ручей (какой?) звонкий …
Слайд №9 (повтор слайда №7)
Работаем.
— Выполним самопроверку по образцу на доске.
Слайд №10.
— У кого все правильно, ставит (+). Если есть ошибки – исправьте их. Это значит, что надо разобраться и потренироваться.
— Встаньте те, кто получил зеленый (+). Значит, вы сумели воспользоваться новыми знаниями. Скажите себе: — Я, молодец! На полях поставьте (М).
— У кого пока не получилось, будем отрабатывать на других уроках.
Будем помнить: Не стыдно ошибиться,
Стыдно не исправиться!
-
Рефлексия учебной деятельности.
— Вспомним цель нашего урока?
Слайд №11.
— Удалось ли нам ее достичь?
— Чтобы ответить на этот вопрос попробуем обобщить то, что открыли сегодня на уроке.
(1. Прилагательные изменяются по падежам, т.е. склоняются.
2. Окончание прилагательного зависит от падежа и окончания вопроса от существительного, к которому оно относится).
— Кому было интересно сегодня на уроке, поднимите руку.
Слайд №12.
Щелчок.
— Кому было трудно? Что вызывало трудности?
Щелчок.
— Над чем нам надо еще поработать? Посмотрите в свой листок самооценки.
Щелчок.
— Предлагаю оценить свою работу на уроке.
— Если у вас все (+), нарисуйте улыбку на своей «веснушке».
— Если у вас 1-2 знака вопроса, нарисуйте «веснушку» без улыбки.
— Если – больше 2-х знаков вопроса, то «веснушка» будет грустная.
— Что же у нас получилось?
На доске: желтый круг – солнце.
— Выйдите, у кого «веснушка» веселая. Мы их прикрепим ближе к весеннему солнышку. Они самые теплые.
— Чуть дальше расположим «веснушки», которые пока не улыбаются.
— А третьим рядом окажутся грустные «веснушки».
— Посмотрим на эту картинку. Не будем огорчаться те, у кого что-то не получилось. Тема только началась. Будем работать дальше. Я учту ваши трудности.
Щелчок.
— Работы проверю по вашим рабочим тетрадям. Поставлю в журнал только хорошие отметки. Листки самооценки сдать вместе с тетрадью.
Слайд №13.
— Рабочие листы помогут вам при выполнении домашнего задания.
Чьи веснушки оказались ближе к солнышку, предлагаю выполнить задание №47 на с.124.
— Тем, чьи веснушки пока не улыбаются, советую упр. №46 на с.123.
Всем спасибо за активную работу.
Листок самооценки.
+ ? | |
1.Умею образовывать имена прилагательные и разбирать их по составу. |
|
2.Знаю вопросы падежей. |
|
3.Умею находить словосочетания существительного с прилагательными. |
|
4.Умею определять род и число прилагательных. |
|
5.Умею склонять прилагательные мужского рода. |
|
Рабочий лист.
Задание №1.
а).Просклоняй словосочетание и понаблюдай за окончаниями. Устно изменяй по падежам существительное, вопросы и имена прилагательные.
подснежник
И.п. (какой?) голуб ой, нежн ый, ранн ий
Р.п. (какого?) голуб ого, нежн ого, ранн его
Д.п. (какому?) ______ому, _____ому, _____ему
В.п. (какой?) _______ой, ______ый, ______ий
Т.п. (______ ) _______ым, ______ым, ______им
П.п. (______ ) _______ом, ______ом, ______ем
б). Выдели все окончания вопросов и имен прилагательных. Сравни их. Что замечаешь?
в). Какие несовпадения есть в окончаниях вопросов и слов?
Задание №2.
Прочитай текст.
Апрель. С земли сошел последний снег. Наступило радостное время года. Синеет высокое небо. Журчит звонкий ручей. Скоро прилетят скворцы.
Отыщи в этом тексте словосочетания существительного с прилагательным, подчеркни их одной чертой.
Склонение прилагательных ед. ч. м.р.
И.п. -ой, — ый, -ий
Р.п. -ого, -его
Д.п. -ому, -ему
В.п. -ой, — ый, -ий
Т.п. -ым, -им
П.п. -ом, -ем