Приглашаем на открытый урок в начальную школу
Полухина Валентина Николаевна, педагогический стаж- 30 лет, учитель высшей категории | |
Класс | 3»Г» класс УМК « Перспективная начальная школа» Учебник « Русский язык», автор Н.А. Чуракова |
Урок | Русский язык |
Тема урока | Части речи. Местоимение. Личные местоимения |
Цели урока | Личностные: формировать интерес к учению, способность к самооценке,самоопределению, развивать навыки сотрудничества Метапредметные: Регулятивные: формировать умение определять и формули- ровать цель на уроке, планировать свои действия в соответ- ствии с поставленной задачей; понимать, принимать и сохра- нять учебную задачу, осуществлять контроль и самоконтроль процесса деятельности Коммуникативные: формировать умение строить речевое высказывание, отстаивать собственную точку зрения, уважительно вести диалог с одноклассниками, доносить свою позицию до других учиться выстраивать проблемный диалог Познавательные: учиться ориентироваться в учебнике, рабочей тетради; отличать новое от уже известного, добывать новые знания находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса; уметь понимать и передавать информацию; способствовать развитию универсальных умений и навыков при исследовательской деятельности; умению наблюдать, анализировать, делать выводы Предметные: формирование общего представления о местоимении как части речи , расширение словарного запаса учащихся, формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению. |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
|
|
1 Мотивация учения.
-Дорогие ребята, я рада видеть вас на уроке русского языка и надеюсь, что каждый из вас будет внимателен, окажет поддержку и помощь друг другу.
Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, учителя школ нашего города. Давайте порадуем гостей хорошей работой.
Скажите, что пригодится нам для успешной работы на уроке? (наши знания, внимание, умение слушать учителя и товарищей).
2. Актуализация знаний.
Учитель:
— Послушайте притчу.
Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: « переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: « Зачем ты ищешь новое знание , если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» В чем сила этих слов? Что это значит?
Сегодня мы будем учиться новому, опираясь на старые знания.
Запишите дату – 10 октября
Перед вами записаны слова. Прочитайте их. Распределите эти слова на 3 группы: Береза , белый , играть, читать, мы, ученик, новое
Что общего? Прочитайте слова 1 группы. Расскажите все, что знаете об этой части речи. ( Защита проекта)
3. Сообщение темы урока
Откройте в учебнике « Содержание». Найдите тему нашего урока. ( Местоимение)
4. Постановка учебной задачи
Объединитесь в группы поставьте задачи к уроку
(Познакомимся с новой частью речи, выделим признаки местоимения, узнаем о том, почему ученые назвали так эту часть речи)
5. Открытие нового знания
-Прочитайте задание к упр. 46
-Прочитайте жужжащим чтением отрывок из стихотворения Д. Хармса.
-Обратите внимание на выделенные слова.
-Давайте попытаемся выяснить, кто в этой цепочке и за кем бежит.
1. За кем бежит и скачет обезьяна? (за Карлом Ивановичем)
-Как узнали? Кто первым мчится?
2. –А за кем бежит хозяин с толстой палкою в руке? (за обезьяной)
3.- За кем бежит корова? (за хозяином)
4.-За кем бежит петух? (за коровой)
5. – Кто завершает цепочку бегунов ? (тигр)
6.- А за кем он бежит? (за петухом)
-Верно, молодцы!
-Как вам удалось догадаться о том, кто за кем бежит? (из ранее сказанного)
-Прочитайте еще раз этот отрывок . (1 реб. чит.)
-А за ним (за кем?) за Карлом Ивановичем.
-А за ней (за кем?) за обезьяной.
-А за ним (за кем?) за хозяином.
-А за ней (за кем?) за коровой.
-А за ним (за кем?) за…
Выделенные в тексте слова не называли сами предметы, а что делали? (указывали)
-Какой частью речи мы заменяли выделенные слова? (им. сущ.)
Выделенные слова автор использовал вместо имен существительных.
Они указывают на те предметы, которые были названы ранее.
-Как называют такие слова, мы узнаем из сообщения Анишит Иокоповны. стр.53 (мед. выраз.)
-Чем часто в речи заменяем имена существительные? (словами. указат.)
-Как ученые называли такие слова?
-Почему?
— Прочитайте еще раз самое важное из сообщения Анишит Иокоповны
( голубое маркирование)
-Переверните листочек и дочитайте сообщение.
-С каким местоимением будем знакомиться ? ( с личным)
-Прочитайте предложение из- упр.47
-Сможете ли вы сказать, кто же именно вбежал в комнату: учитель, врач, пес, кот?
-Прочитайте дальше предл.
-А теперь понятно, о ком идет речь?
-Он – это кто?
Слово он называет предмет или только указывает на него?
Значит местоимения называют предметы?
Сообщение летучей мыши
Снова вернемся к стихотворению Даниила Хармса.
-Скажите ,называют или на кого указывают личные местоимения.
Физминутка
Продолжим наше исследование стр.55
-Кого вы видите на странице?
-Сколько лиц? Лицо – это человек.
-Давайте рассмотрим каждую картинку.
-Кто это говорил о себе «я» (правильно, это Маша Иванова)
-А кто говорил о себе «мы»?
(Действительно, это Маша, Миша и Костя.)
-Кто говорил «ты»?
Это и Костя говорит, обращаясь к Маше, и Маша, обращаясь к Косте.
-А кто и кому говорит «вы»?
Костя Погодин, обращаясь к Маше и Мише.
-Можно ли, говоря «вы», обращаться к одному человеку, а не к нескольким?
-В каком случае?
-Правильно, когда младший обращается к старшему, малознакомому человеку или к старшему, хорошо знакомому человеку, который не является родственником. Это форма вежливого общения.
-А кто и о ком говорит «он»?
Маша с Костей так говорят о Мише.
-А можно ли сказать «он» не о человеке, а о предмете, например о портфеле, о банте, об уроке?
-В каком случае можно сказать «она»? Кто так может сказать, судя по картинке, и о ком?
-А можно ли сказать «Она» не о человеке, а о предмете, например о сумке, о ленте, о тетради?
-А кто и о ком говорит «они»?
-Правильно, Миша о Маше и Косте.
-А можно ли сказать «они» о предметах, а не людях?
Обратите внимание детей на то, что местоимения 1 го и 2го лица указывают на людей. А вот местоимения 3го лица – на людей и на предметы, о которых уже шла речь.
Отметьте, что все местоимения имеют формы ед. и мн. ч., но лишь местоимения 3го лица имеют в единственном числе еще и род, могут быть местоимениями м.р., ж.р., и ср.р. А местоимения 1го и 2го лица не имеют рода. «Я» и «ты» — так могут сказать о себе или обратиться к другому и мальчик, и девочка.
-Итак, местоимения бывают:
1 лицо – я, мы
2 лицо – ты, вы
3 лицо – он, она, оно, они
— Сравните местоимения первого столбика: я, ты, он, она, оно. Что можно сказать о них?
— Оказывается, местоимения могут указывать на один предмет, лицо или несколько предметов, лиц, т. е. бывают ед. ч и мн.ч .
Чтение сообщения в учебнике ( стр. 55- 56)
6.Физминутка
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Печ. Тетрадь ( стр. 35, упр.30)
8. Рефлексия. Итог деятельности
Синквейн
1. Урок
2. … ( интересный, поучительный, скучный)
3. … (изучали, исследовали, доказывали, устанавливали )
4. … (Местоимение – интересная часть речи!)
5. .. Здорово!
Дз Создать проект личного местоимения, тет. стр. 36, упр. 31