Русский язык
СЛОВО
ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ.
ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
В КОРНЕ
Урок 12.
Тема: Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне
Цель:
– развитие умений анализировать однокоренные слова, устанавливать наличие разных (чередующихся) согласных в корне слов, находить корни с чередующимися согласными.
Символы:
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) | |
Ι. Актуализация знаний.
| – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 4 3 1. Словарный диктант (слова на с. 35). 2. Введение в раздел и тему урока. – Прочитайте название раздела на с. 39. – Вспомните, что вы знаете о слове (см. с. 11). – Чем занят Афанасий? (Из конструктора построил слово.)
– Из чего состоят слова? (Из звуков и букв, из слогов, из корня, приставки…) – Прочитайте тему (§ 2). Что вам уже знакомо? (Часть слова. Корень.) – Что узнаете нового? (О чередовании согласных звуков в корне.)
3. Повторение изученного о корне слова. – Отгадайте загадку (на основе упр. 16 из «Дидактического материала»). Я у дуба, Я у зуба, Я у слов И у цветов. Я упрятан в темноту, Я не вверх, а вниз расту. (С. Бондаренко) – Запишите отгадку. Ученики записывают: корень. – О каких корнях говорится в стихотворении? (Корень растения, корень зуба, корень слова.) – О каком корне мы будем говорить на уроке? Графически обозначьте этот корень. Ученики делают графическое обозначение корня. • Упр. 37 – развивается умение находить однокоренные слова, выделять в них корень, подбирать к слову однокоренные слова. Главная мысль – в двух последних строчках. Ученики выписывают однокоренные слова, выделяют корень, дописывают однокоренные слова:
Посадили, сад, садовод, садовник, садовый, рассада.
• Упр. 38 – развивается умение находить корень в однокоренных словах и графически его обозначать, различать однокоренные слова и разнокорневые слова с близким значением. Образец записи:
Свет, светлый, светло… (кроме с ветки). Вывод. Почему корень – это главная часть слова? (В нём заключено значение, смысл всех однокоренных слов.) – Прочитайте слова в рамке. Что означает каждое слово? (Светильник – любой осветительный прибор; люстра – светильник с несколькими плафонами; лампа – небольшой светильник, может быть с абажуром.) – Что их объединяет? (Называют осветительные приборы.) – Являются ли эти слова однокоренными? (Нет. Они по-разному называют сходные предметы, у них разные корни.)
| Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
|
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний.
| 1 3 3 4 1. Постановка учебной проблемы. • Наблюдение за новым явлением в корнях однокоренных слов (упр. 39). Учитель может записать на доске (вывести на слайде) слова: Свет, свеча, освещение. Ученики работают по группам, выполняя задания и отвечая на вопросы в учебнике. Затем от каждой группы предлагают свои формулировки вопросов. (Почему в корне однокоренных слов встречаются разные согласные звуки? Как называются корни однокоренных слов, в которых отличаются согласные звуки? и др.) • Сравнение выводов детей с авторской формулировкой. (Почему написаны разные буквы в корне однокоренных слов?)
– Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока? – Составим план урока. План (примерный). Учитель составляет план вместе с детьми. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
2. Открытие нового знания. • Поиск решения. Работа в группах по упр. 40, 41 (2–3 группы работают над каждым упражнением). После завершения работы в группах учитель задаёт вопросы: – Почему изменяются последний звук и последняя буква корня в некоторых однокоренных словах? (Для удобства произношения.) – Какое слово было родоначальником всех остальных слов в каждом упражнении? (Снег, друг.) – Допишите эти слова в ряду записанных в тетрадях слов. – Какой звук был исходным, основным? ([г]) – А каким он заменился? ([ж//з]) На доске (слайде) появляются ряды однокоренных слов с выделенными корнями (буквы согласных г и ж//з выделены цветом), а рядом с ними запись [г//ж], [г//ж//з]:
Снежок, снежинка, снеговик, снежный, снег – [г//ж].
Дружок, подруга, дружный, дружить, друзья, друг – [г//ж//з].
3. Работа над определением. – Прочитайте про себя текст в рамке на с. 42. Вопросы после чтения: – Что такое закон языка? – Что такое чередование согласных звуков? – Какие новые чередования вы узнали из определения? ([х//ш]) – Назовите чередование, которое наблюдали в корнях слов свет, свеча, освещение. ([т//ч//щ]) – Сколько звуков могут чередоваться в корне? (2 или 3.)
| Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре.
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙΙI. Развитие умений – применение знания. | 1 5 4 2 1 Работа по учебнику. • Упр. 42 – развитие умений находить корни с чередующимися согласными, выделять эти чередования и графически их обозначать.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
|
|
ΙV. Итог урока.
| – Запишите ключевое слово сегодняшнего урока. (Чередование.) – Добавьте к моим словам однокоренные с чередующимися согласными: дорога (дороженька, дорожный), слух (слушать), круг (окружность, кружить). 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что?
|
|
V. Домашнее задание.
|
1. Текст в рамке (о чередовании), упр. 1, с. 52. 2. П Найти в известных стихотворениях слова с чередованием согласных в корне.
|
|
Деятельность учеников:
– Находить корень в группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора.
– Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни.
© ООО «Баласс», 2013