УМК «Школа России»
Предметная область: Русский язык
(автор В.П. Канакина)
Класс: 3
Тема: Понятие об имени прилагательном как части речи
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели:
-
Провести беседу с учениками о наступлении весны, её приметах;
-
Познакомить учащихся с ролью имён прилагательных в речи;
-
Сформировать представление учащихся о существенных признаках прилагательных;
-
Повторить знание учащихся о других частях речи;
-
Обобщить знание об имени прилагательном как части речи.
Оборудование: ПК, экран, репродукции картин русских художников с изображением весны, предметные картинки с животными.
Ход урока
-
Организационный момент
Приветствие. Организация рабочего места.
-
Актуализация знаний
Какую роль в музыке выполняют имена прилагательные?
— Прочитайте вопрос. Сегодня на уроке мы должны ответить на него. Но где мы найдём ответ? За подсказкой мы пойдём в лес, именно туда.
— Каким вы представляете лес в это время года?
— А вот как изобразили весенний лес художники (показ иллюстраций).
— По каким приметам мы узнаём весну? (приход тепла, увеличение продолжительности дня, таяние снега, ледоход на реке, прилёт птиц, появление проталин, ярко светит солнце, появляются насекомые и др.)
— На улице – март. Этот месяц в народе ещё называют «сухий», т.е. в нём мало дождей, снегопада. «Март» — древнеримское слово, в честь бога Марта. Это первый весенний месяц, про него у людей накопилось немало примет, поговорок:
-
Март-мартушка ещё завертит вертушку (непостоянство погоды)
-
Март – месяц горазд куралесить
-
Пришёл марток – одевай семеро порток
-
Грач на горе – весна на дворе
17 марта – праздник «грачевник»
-
Работа по теме урока
-
Наблюдение над языковым материалом
— Прочитайте тексты
-
Наступила в…сна.
Тает снег.
Журч…т руч…и.
Светит солнце.
Л…тят птицы.
Наступила ранняя в…сна.
Тает последний снег.
Журч…т г…в…рливые руч…и.
Светит ласковое солнце.
Л…тят г…л…систые птицы.
— О чём был первый текст? (О весне)
— О чём второй текст? (Тоже о весне)
— Можно ли считать эти тексты одинаковыми? (И да, и нет)
— Докажите.
— Что отличает первый текст от второго? (Наличие имён прилагательных. С ними текст становится красивее. Имена прилагательные нужны для красоты описания)
— Спишите второй текст, подчеркните орфограммы.
-
Во втором тексте я использовала прилагательное «последний» для описания снега. Но это прилагательное не такое уж красивое. Ведь можно было взять, например, слово «пушистый» или «серебристый». (Нет, прилагательное «последний» наиболее точно описывает снег)
— Еще прилагательные нужны для точности описания, уточнения.
На доске: Снег
Искристый
Мокрый Зимний Весенний
Колючий
Грязный
Пушистый
Серебристый
Мягкий
Рыхлый
Белый
Свежий
Серый
— Опишите наиболее точно зимний и весенний снег.
— Запишите прилагательные, которые мы отобрали для описания весеннего снега по образцу: Снег (какой?) …, …, …, … .
— Вывод: Для чего же нужны имена прилагательные? (описание, уточнение)
-
Вы, наверное, подумали, что мы уже ответили на вопрос, который стоял перед вами. Да, но не полностью, кое-что так и осталось пока для вас неизвестным, и я хочу пригласить вас продолжить прогулку по лесу.
— Догадайтесь, с каким зверьком мы можем встретиться:
Под кустом притаился … зверёк. У него … уши, … хвост.
Тело покрыто … шерстью.
— Трудно? (Вписываю прилагательные: маленький, длинные, короткий, серенькой)
— А теперь догадались? (Заяц) Слова какой части речи помогли?
— Спишите. В каждом предложении подчеркните имена прилагательные волнистой линией и укажите стрелкой ,с каким словом связано по смыслу имя прилагательное.
— С какой частью речи связаны имена прилагательные?
— Назовите из текста словосочетания прил. + сущ.
— Какие признаки обозначают имена прилагательные? (Цвет, размер, форма, материал, качества людей и др.)
-
Прочитайте:
По весеннему небу медленно плывут пушистые облака. Облака похожи на стаю огромных белоснежных птиц. После них на небе остаётся дорожка. Зимой таких облаков не бывает. Это весенние кучевые облака.
— Как озаглавите текст?
— Что нового узнали?
— С чем автор сравнивает облака?
— Видели ли такие облака весной на небе?
— Как понимаете «пушистые облака»?
Кучевые облака – облака в виде густых белых клубов.
— Спишите первые два предложения, разберите по членам предложения и подпишите все части речи.
— Каким членом предложения выступает имя прилагательное? (Второстепенный член, определение)
— Какой признак обозначает прилагательное «кучевые»? (Форма)
— Найдите прилагательное, которое обозначает сходство с материалом? (Пушистые – словно их пуха)
— Какие признаки ещё могут обозначать имена прилагательные? Приведите примеры (Вес, запах, вкус, высота …)
-
Нам пора заканчивать прогулку и возвращаться назад в класс. Но когда мы пойдём обратно, как бы нам не встретиться с одним зверем. Догадайтесь с каким? Бурый, мохнатый, косолапый
— Лучше бы не встречаться! Ведь весной медведи особенно опасны. Народ считал, что медведь – это животное, которое ведает мёдом. Наши предки очень боялись этого зверя и поэтому старались даже имя его вслух не произносить. Вот почему оно чаще всего в сказках заменяется кличками типа Михаил Иванович, Топтыгин, Косолапый и др.
— Вот так описывает встречу двух мальчиков в лесу с медведем Л.Н. Толстой в рассказе «Два товарища» (Прочитать)
— Каким можно назвать мальчика, который не испугался медведя?
— Слова какой части речи мы использовали? Имена прилагательные могут обозначать ещё и характер, качества людей.
-
Подведение итогов урока
— Вернёмся из весеннего леса снова в класс. Давайте ещё раз прочитаем вопрос и постараемся на него ответить, используя план:
-
Что такое имя прилагательное?
-
Что обозначает?
-
На какие вопросы отвечает?
-
Для чего служит?
-
С какой частью речи связано?
-
Каким членом предложения является?
-
Рефлексия
— Закончите предложения:
Мне было интересно …
Я выполнял задания …
Меня удивило …
Моё настроение …
Я оцениваю свою работу …