УМК «Школа России»

Предметная область: Русский язык

(автор В.П. Канакина)

Класс: 3

Тема: Понятие об имени прилагательном как части речи

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели:

  • Провести беседу с учениками о наступлении весны, её приметах;

  • Познакомить учащихся с ролью имён прилагательных в речи;

  • Сформировать представление учащихся о существенных признаках прилагательных;

  • Повторить знание учащихся о других частях речи;

  • Обобщить знание об имени прилагательном как части речи.

Оборудование: ПК, экран, репродукции картин русских художников с изображением весны, предметные картинки с животными.

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие. Организация рабочего места.

  1. Актуализация знаний

Какую роль в музыке выполняют имена прилагательные?

— Прочитайте вопрос. Сегодня на уроке мы должны ответить на него. Но где мы найдём ответ? За подсказкой мы пойдём в лес, именно туда.

— Каким вы представляете лес в это время года?

— А вот как изобразили весенний лес художники (показ иллюстраций).

— По каким приметам мы узнаём весну? (приход тепла, увеличение продолжительности дня, таяние снега, ледоход на реке, прилёт птиц, появление проталин, ярко светит солнце, появляются насекомые и др.)

— На улице – март. Этот месяц в народе ещё называют «сухий», т.е. в нём мало дождей, снегопада. «Март» — древнеримское слово, в честь бога Марта. Это первый весенний месяц, про него у людей накопилось немало примет, поговорок:

  1. Март-мартушка ещё завертит вертушку (непостоянство погоды)

  2. Март – месяц горазд куралесить

  3. Пришёл марток – одевай семеро порток

  4. Грач на горе – весна на дворе

17 марта – праздник «грачевник»

  1. Работа по теме урока

  1. Наблюдение над языковым материалом

— Прочитайте тексты

Наступила в…сна.

Тает снег.

Журч…т руч…и.

Светит солнце.

Л…тят птицы.

Наступила ранняя в…сна.

Тает последний снег.

Журч…т г…в…рливые руч…и.

Светит ласковое солнце.

Л…тят г…л…систые птицы.

— О чём был первый текст? (О весне)

— О чём второй текст? (Тоже о весне)

— Можно ли считать эти тексты одинаковыми? (И да, и нет)

— Докажите.

— Что отличает первый текст от второго? (Наличие имён прилагательных. С ними текст становится красивее. Имена прилагательные нужны для красоты описания)

— Спишите второй текст, подчеркните орфограммы.

  1. Во втором тексте я использовала прилагательное «последний» для описания снега. Но это прилагательное не такое уж красивое. Ведь можно было взять, например, слово «пушистый» или «серебристый». (Нет, прилагательное «последний» наиболее точно описывает снег)

— Еще прилагательные нужны для точности описания, уточнения.

На доске: Снег

Искристый

Мокрый Зимний Весенний

Колючий

Грязный

Пушистый

Серебристый

Мягкий

Рыхлый

Белый

Свежий

Серый

— Опишите наиболее точно зимний и весенний снег.

— Запишите прилагательные, которые мы отобрали для описания весеннего снега по образцу: Снег (какой?) …, …, …, … .

— Вывод: Для чего же нужны имена прилагательные? (описание, уточнение)

  1. Вы, наверное, подумали, что мы уже ответили на вопрос, который стоял перед вами. Да, но не полностью, кое-что так и осталось пока для вас неизвестным, и я хочу пригласить вас продолжить прогулку по лесу.

— Догадайтесь, с каким зверьком мы можем встретиться:

Под кустом притаился … зверёк. У него … уши, … хвост.

Тело покрыто … шерстью.

— Трудно? (Вписываю прилагательные: маленький, длинные, короткий, серенькой)

— А теперь догадались? (Заяц) Слова какой части речи помогли?

— Спишите. В каждом предложении подчеркните имена прилагательные волнистой линией и укажите стрелкой ,с каким словом связано по смыслу имя прилагательное.

— С какой частью речи связаны имена прилагательные?

— Назовите из текста словосочетания прил. + сущ.

— Какие признаки обозначают имена прилагательные? (Цвет, размер, форма, материал, качества людей и др.)

  1. Прочитайте:

По весеннему небу медленно плывут пушистые облака. Облака похожи на стаю огромных белоснежных птиц. После них на небе остаётся дорожка. Зимой таких облаков не бывает. Это весенние кучевые облака.

— Как озаглавите текст?

— Что нового узнали?

— С чем автор сравнивает облака?

— Видели ли такие облака весной на небе?

— Как понимаете «пушистые облака»?

Кучевые облака – облака в виде густых белых клубов.

— Спишите первые два предложения, разберите по членам предложения и подпишите все части речи.

— Каким членом предложения выступает имя прилагательное? (Второстепенный член, определение)

— Какой признак обозначает прилагательное «кучевые»? (Форма)

— Найдите прилагательное, которое обозначает сходство с материалом? (Пушистые – словно их пуха)

— Какие признаки ещё могут обозначать имена прилагательные? Приведите примеры (Вес, запах, вкус, высота …)

  1. Нам пора заканчивать прогулку и возвращаться назад в класс. Но когда мы пойдём обратно, как бы нам не встретиться с одним зверем. Догадайтесь с каким? Бурый, мохнатый, косолапый

— Лучше бы не встречаться! Ведь весной медведи особенно опасны. Народ считал, что медведь – это животное, которое ведает мёдом. Наши предки очень боялись этого зверя и поэтому старались даже имя его вслух не произносить. Вот почему оно чаще всего в сказках заменяется кличками типа Михаил Иванович, Топтыгин, Косолапый и др.

— Вот так описывает встречу двух мальчиков в лесу с медведем Л.Н. Толстой в рассказе «Два товарища» (Прочитать)

— Каким можно назвать мальчика, который не испугался медведя?

— Слова какой части речи мы использовали? Имена прилагательные могут обозначать ещё и характер, качества людей.

  1. Подведение итогов урока

— Вернёмся из весеннего леса снова в класс. Давайте ещё раз прочитаем вопрос и постараемся на него ответить, используя план:

  1. Что такое имя прилагательное?

  2. Что обозначает?

  3. На какие вопросы отвечает?

  4. Для чего служит?

  5. С какой частью речи связано?

  6. Каким членом предложения является?

  1. Рефлексия

— Закончите предложения:

Мне было интересно …

Я выполнял задания …

Меня удивило …

Моё настроение …

Я оцениваю свою работу …

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here