ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Части речи. Классификация частей речи по вопросу».
ФИО (полностью) | Краснова Маргарита Валентиновна | |
| Место работы | ГБОУ СОШ №14 «Центр образования» г Сызрани |
| Должность | Учитель начальных классов |
| Предмет | Русский язык |
| Класс | 3 класс |
| Тема и номер урока в теме | Повторение пройденного за год Урок №161 (по теме — №1) |
| Базовый учебник | Л.М.Зеленина,Т.Е. Хохлова Русский язык |
-
Цель урока:
Обобщение, систематизация и актуализация имеющихся знаний о частях речи.
9. Задачи:
-
обучающие
-
Обобщение, систематизация и актуализация имеющихся знаний о частях речи.
-
Формировать умение узнавать части речи, классифицировать их по группам.
-
Способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма.
-
Организовать дифференцированную работу на уроке.
-На основании полученных знаний, вывести понятие к какой части речи относится каждая группа слов, т.е. решить учебную задачу.
-развивающие
1. Продолжение развития устной и объяснительной речи учащихся. 2. Развивать внимание, мышление, речь, обогащать и активизировать словарный запас.3. Продолжение работы по формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух. 4. Содействовать развитию коммуникативных навыков. 5. Развивать рефлексию (умение отделять то, что я знаю, от того, чего не знаю), самооценку, фонематический слух, умение самостоятельно добывать знания в процессе наблюдения над словами, умение анализировать, сравнивать, классифицировать. 6. Развивать интерес к русскому языку, логическое и образное мышление, орфографическую зоркость, самостоятельность, интеллектуальную и эмоциональную сферу. 7. Развитие памяти, воображения.8. Развитие умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать. 9. Развивать у учеников самостоятельность на уроке, интерес к процессу познания.
-воспитательные
1.Содействовать воспитанию духовно богатой, творчески активной личности.
2.Привлечь внимание к культуре русской речи, к слову как единице общения между людьми.
3.Способствовать повышению речевой культуры.
4. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
5. Воспитывать умение слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения и обосновывать её.
6.Воспитывать гордость за свои знания, коллективизм.
7. Воспитание взаимопомощи, взаимовыручки, ответственности за свои действия.
Воспитывать умение точно употреблять слова в речи.
-
Тип урока — обобщение и систематизация знаний
-
Формы работы учащихся – индивидуальный опрос, экспресс-тест, коллективная работа, самостоятельная работа, индивидуальный и фронтальный опрос.
-
Необходимое техническое оборудование — проектор, интерактивная доска, ПК с выходом в интернет, таблицы, индивидуальные карточки, учебная доска, презентация урока.
-
Структура и ход урока.
«..русский народ создал язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, как песня над колыбелью». /А. Толстой./ 1слайд
http://festival.1september.ru/articles/548866/pril1.ppt
Ход урока
1. Организационный момент. (1мин.)
– Сегодня у нас много гостей на уроке. Мы с вами всегда рады гостям. Повернитесь, поздоровайтесь и улыбнитесь им. Вот видите, и они вам улыбнулись. Сразу стало уютнее в классе от ваших улыбок.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
— Подготовим для работы пальчики. Поиграем с ними.
Пальчиковые игра: «Разминаем пальчики”
2. Минута чистописания. Рефлексия. (4 мин)
–Откройте тетради, запишите в тетрадях число, Кл работа.
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
-
Ребята, о каком городе идет речь? Слушайте внимательно: 2слайд
http://festival.1september.ru/articles/548866/pril1.ppt#265,2,
18 сентября 1683 по Указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей был построен город при устье реки Крымзы и имел форму неправильного семиугольника. Этот город имел назначение крепости для обороны от нападения инородцев, кочевавших по левой стороне Волги. Началось строительство города с кремля и крепости. 3слайд.
http://festival.1september.ru/articles/548866/pril1.ppt
Первым правителем города стал симбирский воевода князь Григорий Афанасьевич Козловский. 4слайд. Его первые жители приехали из Казани, Чебоксар, Симбирска и других мест.
-Что это за город? — Сызрань. 5 слайд
http://festival.1september.ru/articles/548866/pril1.ppt#264,6
— С какой буквы, какого звука начинается это слово?— Давайте пропишем букву и соединения с буквой «с».6 слайд
Сс Сс со сы су са со св ст
3. Словарно-орфографическая работа.(6 мин)
-
Придумайте красивое предложение о нашем городе. 7 слайд (дети придумывают и говорят свои предложения)
-
Сейчас мы запишем предложение о городе, а некоторые ребята получат индивидуальные задания: 1 Один человек работает с толковым словарем. Он ищет значение слова город. 2. Из энциклопедии выписать значение слова Кремль, т.к. строительство города Сызрани началось с кремля. 3. Двое будут работать с орфографическими словарями: один ученик найдет и выпишет слова, отвечающие на вопрос — Каким должен быть наш город? и Какими должны быть жители Сызрани? — А остальные ребята запишут предложение: (показываю напечатанное предложение на доске) В городе Сызрани ж..вут х..рош..е ж..тели. — Вставим и объясним пропущенные орфограммы. — Разберем предложение по членам предложения и частям речи. ( все пишут, а один ученик выходит и разбирает его) -Разберем по составу слово жители. (у доски) — Выполним фонетический разбор слова Сызрань – с ы з р а н, — 2 слога, 7б., 6 зв, 2гл. зв., 4 согл. зв. — Морфологический разбор существительного в городе.
— Проверям индивидуальные задания. — Узнаем, что же такое слово «город».
— Что же означает слово Кремль? (ученик читает что он выписал из толкового словаря)
-
Каким должен быть город Сызрань? (отвечает тот, кому дано было задание)
-
Какими должны быть жители нашего города? (ответ уч-ся и детей)
-
Сегодня на уроке нам нужно будет собрать первое строение города — сызранский кремль. С первым заданием вы хорошо справились – и фундамент кремля построен (1)(показ на доске)
4. Актуализация ранее изученного материала. (3мин.)
-фронтальный опрос
— Ребята, вот мы сейчас записали предложение, общались, отвечали на вопросы
— При помощи чего люди общаются друг с другом? (речи, языка, жестов)- Какая бывает речь? (устная и письменная)Из чего состоит речь? (предложений, слов, слогов, букв)Что выражает предложение? (законченную мысль) Какие бывают предложения по цели высказывания? (повествовательные, вопросительные, побудительные)Какие предложения бывают по интонации? (окраске) (восклицательные и невосклицательные)Из чего состоят предложения? (из слов) Приведите примеры.
( 8слайд – читает диктор)
http://festival.1september.ru/articles/548866/pril1.ppt#266,7
Всему название дано –
И зверю и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нет.
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, —
И все, что в памяти у нас, означено словами.
—Вторая часть Кремля собрана!
— Язык, на котором мы говорим, очень богат. Сегодня на уроке мы закрепим знания по теме “Части речи”, будем узнавать части речи, классифицировать их.
-
Написали в тетрадях тему урока — Части речи. 9 слайд
-
Ребята, давайте вспомним:
5. Закрепление знаний о частях речи. Физминутка.(6 мин)
— Какие бывают части речи? Назовите их.
— Что называется именем существительным? Приведите примеры. (читается стих о существительном)
— Что такое имя прилагательное? Примеры. (стих о прилагательном)
— Что вы знаете о глаголе?(стих)
Физминутка.10-19 слайды
— Я буду называть или показывать предмет, а вы должны показать, что этот предмет может делать?
http://festival.1september.ru/articles/548866/pril1.ppt#268,9
http://festival.1september.ru/articles/548866/pril1.ppt#269,10
http://festival.1september.ru/articles/548866/pril1.ppt#270,11
http://festival.1september.ru/articles/548866/pril1.ppt#271,12
http://festival.1september.ru/articles/548866/pril1.ppt#272,13
http://festival.1september.ru/articles/548866/pril1.ppt#273,14
http://festival.1september.ru/articles/548866/pril1.ppt#274,15
http://festival.1september.ru/articles/548866/pril1.ppt#275,16
http://festival.1september.ru/articles/548866/pril1.ppt#276,17
http://festival.1september.ru/articles/548866/pril1.ppt#277,18
http://festival.1september.ru/articles/548866/pril1.ppt#279,19
— Ребята, вы хорошо отвечали на вопросы, отлично делали физминутку, поэтому, Следующая часть кремля собрана (3).
— Продолжим урок.- Ребята, а что мы знаем о словах и что мы можем с ними делать? (сочинить, составить из них предложения, сочинить стих, и даже сказку)- Как вы думаете, вы все уже знаете о словах?- А сколько их в русском языке?- А во всех языках вместе?
• Послушайте, какую сказку я вам расскажу о словах. 20 слайд
http://festival.1september.ru/articles/548866/pril1.ppt#280,20
— А вы подумайте, на какие группы можно разделить все слова. 21 слайд-24 слайд
http://festival.1september.ru/articles/548866/pril1.ppt#281,21
http://festival.1september.ru/articles/548866/pril1.ppt#282,22
http://festival.1september.ru/articles/548866/pril1.ppt#283,23
http://festival.1september.ru/articles/548866/pril1.ppt#285,24
6.Упражнение в распознавании частей речи. Ответы на вопросы. Проблема.(6 мин)
-
Ребята, может быть вы сможете их помирить?-Чтобы вы предложили для этого сделать?( Навести порядок, найти какие-то признаки, по которым их можно распределить).- По каким — либо признакам можно разделить слова? На какие группы?25 слайд
http://festival.1september.ru/articles/548866/pril1.ppt#286,25
1. По количеству букв. (показ)2. По алфавиту (показ)3. По ударению (показ)- А еще можно эти слова разделить:4. по окончанию (показ)5. по количеству слогов (показ)6. по вопросу.
— Какой же главный признак вы определили? (разбиение по вопросу).
-
Запишем эти слова по вопросам в тетради. (26 слайд)
http://festival.1september.ru/articles/548866/pril1.ppt#287,26
Что? Кто?- слайд__________________________________ слайд
Какая? Какой?-слайд________________________________ слайд
Что делать?- слайд_________________________________ слайд
— А слова, к которым нельзя задать вопрос – в отдельную группу.
— Что же объединяет слова первой, второй, третьей группы? (Вопрос)
-Давайте, почитаем слова.
— Что мы имеем в виду, когда называем эти слова?
( Полка, белка – предмет, белая, милый — признак плакать – действие предмета)
Молодцы! Вы учились разбивать слова на группы по вопросу!
— Дать название этим словам первой, второй, третьей группы.
— Вывод:Частей речи, ребята, в русском языке много, мы с вами постепенно со всеми познакомимся.
7. Самостоятельная индивидуальная и групповая работа учащихся. (10 мин)
-
А теперь послушайте стих о нашем городе. Его сочинила ученица 2 класса нашей школы Зинова Маша. 27-28 слайды
http://festival.1september.ru/articles/548866/pril1.ppt#288,27
http://festival.1september.ru/articles/548866/pril1.ppt#289,28
На доску учитель вывешивает названия частей речи.
— Ребята, в тетради следующую строку разделите на 4 части, запишите сокращенное название частей речи. 27 слайд (Таблица — помощник )
Обозначение:
Существительное – сущ. Прилагательное – прил.Глагол – гл.Предлог – п.
— Сейчас вас ждет индивидуально-групповая работа – одна группа работает за компьютерами, а остальные – выписывают из стиха известные вам части речи.
-
Работа с тестом по теме «Части речи». за ПК.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/24c6c785-25e4-42b3-9dc6-93d86ebff272/%5BNS-RUS_3-16%5D_%5BIP_005%5D.swf – тест «Вставь части речи»
-
Проверка выполнения задания. 29слайд (слайд с правильными ответами – какие части речи дети выписали)
Молодцы! Наш сызранский Кремль собран!! (4)
8. Итоговое закрепление темы урока. (2мин)
— Задание-эстафета. Игра “Собери ромашки”. — Ребята, пока мы работали, в городе подул ветер и сорвал все лепестки с цветов, растущих у Кремля. У вас на парте лежат лепестки от ромашек. Давайте соберем их вместе.
На доске рисунки в виде ромашки, на серединках — названия частей речи (существительное, прилагательное, глагол, предлог). Дети встают в две колонки друг за другом между партами, поочереди выходят к доске, прикрепляют лепестки, определяя часть речи, прикрепляют его к определенному цветку).
Скоро, в сентябре у нашего города Юбилей, ему исполнится 325 лет 30слайд
http://festival.1september.ru/articles/548866/pril1.ppt#290,29,325 лет
(Юбилей – годовщина чьей-нибудь жизни или существования кого-нибудь или чего-нибудь).
-
Давайте вспомним, что же мы – ученики 3 класса сделали для того, чтобы наш город стал красивым?31 слайд(убирали парк, класс, школу)
http://festival.1september.ru/articles/548866/pril1.ppt#291,30,Слайд 30
— А что еще мы можем сделать полезного и хорошего для нашего города?(посадить растения)
— Ведь сейчас весна, и мы можем посадить красивые растения у своего жилья. От этого город станет красивым и нарядным. И, конечно, не забудем ухаживать за цветами, кустарниками, деревьями.
9. Итог урока. Рефлексия. (1мин)
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
-
Что новое вы сегодня узнали на уроке? 31 слайд
http://festival.1september.ru/articles/548866/pril1.ppt#293,31Слайд 31
-
Закончите предложение: Я понял… Я узнал… Я научился …
-
Домашнее задание.(1мин) 32 слайд
http://festival.1september.ru/articles/548866/pril1.ppt#294,32,
-
Домашнее задание у вас будет по выбору. Кто какое желает выполнить, то и записывает в дневник:
1) Подобрать и записать в тетради по 5 слов на каждую часть речи.
2) Придумать и записать 3 предложения о нашем городе, определить и обозначите части речи.
3) Написать сочинение о своем городе.
-
Дома обязательно расскажите родителям о том, что узнали на уроке.Спасибо. Урок окончен.
http://festival.1september.ru/articles/548866/ — Презентация к уроку
Приложение к плану-конспекту урока
«Части речи. Классификация частей речи по вопросу».
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |||
1 | гиперссылка | локальная | Иллюстрация, презентация
| http://festival.1september.ru/articles/548866/pril1.ppt | ||
2. | гиперссылка на мультимедийный ресурс интернет | локальная |
презентация
| http://festival.1september.ru/articles/548866/pril1.ppt#265,2, | ||
3. | гиперссылка | глобальная | презентация | http://festival.1september.ru/articles/548866/pril1.ppt#264,6 | ||
4. | гиперссылка | локальная | иллюстрация, презентация,
| http://festival.1september.ru/articles/548866/pril1.ppt#266,7 | ||
5. | гиперссылка | локальная | видеофрагменты
| http://festival.1september.ru/articles/548866/pril1.ppt#268,9 | ||
6. | гиперссылка | локальная | видеофрагменты
| http://festival.1september.ru/articles/548866/pril1.ppt#280,20 | ||
7. | гиперссылка | глобальная | презентация | http://festival.1september.ru/articles/548866/pril1.ppt#281,21 | ||
8. | гиперссылка | локальная | модель | http://festival.1september.ru/articles/548866/pril1.ppt#287,26 | ||
9. | гиперссылка | глобальная | презентация | http://festival.1september.ru/articles/548866/pril1.ppt#288,27 | ||
10. | гиперссылка | глобальная | тест | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/24c6c785-25e4-42b3-9dc6-93d86ebff272/%5BNS-RUS_3-16%5D_%5BIP_005%5D.swf | ||
11. | гиперссылка | локальная | презентация | http://festival.1september.ru/articles/548866/pril1.ppt#290,29 | ||
12. | гиперссылка | локальная | модель | http://festival.1september.ru/articles/548866/pril1.ppt#294 | ||
|
|
|