МБОУ «Винниковская средняя общеобразовательная школа»
Упражнения для
самостоятельной работы.
Русский язык.
3 класс
Канищева М.Е.
С.Винниково
Оглавление:
стр.
1. Текст. Предложение. Словосочетание. 3-4
2. Правописание буквосочетаний (повторение). 5
3. Правописание безударных гласных в корне слова. 6
4. Правописание слов с глухими и звонкими согласными. 7
5. Состав слова. Суффиксы. 8 6. Правописание приставок и предлогов. 9
7. Разделительные ъ и ь. 10
8. Слова с непроизносимыми согласными. 11
9. Написание слов с удвоенными согласными. 12
10. Словарные слова. Сложные слова. 13
11. Имя существительное.
Одушевлённое – неодушевлённое. Собственное – нарицательное. 14
Род. 15
Изменение по числам. 16
Мягкий знак (Ь) на конце существительных после шипящих. 17
Изменение по падежам (склонение). 18
12. Имя прилагательное.
Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. 19
Число и род имён прилагательных. 20
Склонение имён прилагательных. 21
13. Глагол.
Понятие о глаголе. Число глаголов. 22
Время глаголов. Неопределённая форма глаголов. Не с глаголами. 23
Личные местоимения. Лицо глаголов. Окончания глаголов. 24 14. Контрольное списывание. 25
15. Предложения для разбора. Слова для разбора по составу. 26-27
Условные обозначения:
1 – фонетический разбор слова
2 – разобрать слово по составу (морфемный разбор)
3 – разобрать слово как часть речи (морфологический разбор)
4 – разобрать предложение по членам предложения (синтаксический разбор)
Текст. Предложение. Словосочетание.
К-1Составь из слов предложения. Запиши. В каждом предложении подчеркни главные члены предложения, выпиши словосочетания. Укажи главные и зависимые слова.Разливался, садов, запах, в, цветущих, воздухе. На, раскачивались, стройные, тревожно, ветру, лиственницы.
К-2 Прочитай. Выпиши только предложения. В конце их поставь точку. Подчеркни главные члены предложения, выпиши словосочетания. Укажи главные и зависимые слова.
С реки потянул свежий ветер Засверкала траве роса на серебристая На созрел урожай поле Машины облегчают тяжёлый труд людей Плывут небу тучи по
| К-3 Спиши, вставь подлежащее. В каждом предложении подчеркни главные члены. Выпиши словосочетания из пятого предложения. Укажи главные и зависимые слова.
Осень в лесу. Прошёл ___. После августовских тёплых дней наступила золотая ____. По опушкам леса ещё растут ___. В моховых болотах ожерельем рассыпалась по кочкам румяная ___. По прозрачному небу плывут лёгкие ____. |_____ уже улетели.
Слова для справок: осень, ласточки, август, облака, грибы, клюква.
| К-4 Спиши текст, поделив его на предложения. В конце каждого предложения ставь нужный знак препинания. Выпиши словосочетания из первого предложения. Укажи главные и зависимые слова.
Многие насекомые приносят вред нашим садам и огородам кто же защищает от этих врагов зелёное царство кто помогает людям бороться за урожай птицы помогают людям они уничтожают вредителей садов и огородов берегите птиц.
| К-5 Запиши словосочетания, в скобках поставь вопрос к зависимому слову. С любым из словосочетаний составь предложение и запиши его. Любить природу, чтение книги, подарить брату, сидеть в саду, вернуться вечером, красный от загара, способный к музыке, командовать парадом.
Образец: любить (что?) природу.
| К-6 Озаглавь рассказ. Спиши. В каждом предложении подчеркни главные члены предложения. Выпиши словосочетания из последнего предложения. Укажи главные и зависимые слова.
Стоял жаркий день. Иногда по ясному небу плавно проплывала дымчатая тучка. Тогда крупные капли быстро сыпались с неба. Деревья радостно трепетали влажными листочками. Птицы звонко пели. Терялась в дымке пыльная дорога.
| К-7 Расставьте предложения по порядку. Напишите заголовок.
Прыгнет с обрыва, остановится и зовёт сына. Мать кормила его молоком и учила бегать по горам. Малыш дрожит от страха, но прыгает. Родился козлёнок в долине горной реки.4 Мать лижет ему шёрстку.
| К-8 Спишите, вставляя подходящие по смыслу слова или словосочетания.
Медведь. Мороз сковал лужи. Тонкий слой снега покрыл землю. |_____ долго бродил по лесу. |_____ наслаждался последними яркими днями. |_____ искал берлогу. Трудно человеку найти зимой в лесу жилище ____. Вьюги1 и метели хорошо его укрыли. В лютые морозы _____ крепко спит. Наступит весна. Зазвенят ручьи. |_____ покинет своё жилище.
Слова для справок: медведь, хозяин леса, он, косолапого, большущий зверь.
| К-9 Спиши текст, поделив его на предложения. В конце предложения поставь точку. Подчеркни главные члены предложения. Выпиши словосочетания из третьего предложения. Укажи главные и зависимые слова.
Налетел сильный ветер зашумели деревья вниз посыпались хлопья снега выглянула из дупла белочка она посмотрела по сторонам и ловко перепрыгнула с ветки на ветку
| К-10 Внимательно прочитай начало текста. Придумай и запиши продолжение. Чёрное небо пылало бесчисленными звёздами. Что это было за небо!…
| К-11 Внимательно прочитай начало текста. Придумай и запиши продолжение. Спит будильник. Спит звонок. Просыпается щенок…
| К-12 Внимательно прочитай начало текста. Придумай и запиши продолжение. Вот летают бегемоты Над журчащим ручейком…
| К-13 Составь из данных слов предложения. Напиши. Озаглавь текст. огромная, нужна, выносливость, пограничникам в, любую, на посту, погоду. Они, стоят ветер, гнёт, яростный, до, земли, деревья1 дождь, хлещет, проливной а пограничники, зорко, границу, охраняют
|
Правописание буквосочетаний (повторение)
К-1Спиши слова, вставляя пропущенные сочетания букв.
Жи, ши: ма..нист, пру..на, ..вотное, ..повник, каранда.., стри.., ..вопись, мы..ный.Ча, ща: ов..рка, с..стье, ча.., встре.., ..вель,1 тре..ть, обе..ние, ко..н.Чу, щу: ..гун, ..жой, ..ка, коль..га, со..рился, ..дак, отра.., ..плый.
К-2 Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ. Вставьте пропущенные буквы. Стайка клестов круж..лась над ельником. Солнце освещ..ло верш..ны елей. Клесты искали пищ… На ели были крупные ш..шки.4
|
К-3 Спиши слова, вставляя пропущенные сочетания букв. Чк-чн: ёло..а,1 тряпо..а, му..ой, лодо..ый, бабо..а, кроше..ый, но..ой, сини..а. Нщ, щн: мо..ость, хи..ик, го..ик, шарма..ик, чудови..ый, ба..ик. Чт, нч, рщ: сарафа..ик, ме..атель, сва..ик.
|
К-4 Составить 3-4 предложения, используя данные слова. К выделенному слову подобрать однокоренные слова и записать их. В гостях. душистый чай, чайник и чашки, хозяйка встретила, угощала, печенье, пирог
|
К-5 Спиши, вставляя пропущенные буквы.
У лисицы рыж..й пуш..стый хвост. У зайца длинные уш.., а у ж..рафа очень длинная шея.1 В озере ж..вут маленькие ерш.. и крупные щ..ки.
|
К-6 Спиши словосочетания, изменяя их по образцу. Составь предложение с одним из полученных словосочетаний. Кормить белку – кормить белочку, выпить молока – …, съесть булку – …, надеть шапку – …. Желток из яйца – яичный желток, дом из кирпича – …, игрушки для ёлки – …, лестница из верёвки – … .
|
К-7 Выпиши сначала названия животных, а затем растений. Вставь пропущенные буквы. Составь предложение с любым словом. Запиши. Ш..повник, овч..рка, ж..молость, душ..ца, ш..мпанзе. ж..раф, щ..вель, кувш..нка, ёж..к, круш..на.
|
Правописание безударных гласных в корне слова.
К-1Спиши слова, вставляя пропущенные буквы. Перед каждым словом пиши проверочное слово. Поставь знак ударения, выдели корень. Образец: чистый – чистота.П..чурка, з..мовщик, хл..пушка, хол..д, п..чтовый, кн..жонка, п..тнистый, п..лезный, д..карь, вовр..мя, встр..чать, загр..знять, выгл..дить, б..нкир, бр..тишка.
К-2 Спиши слова, вставляя пропущенные буквы. Перед каждым словом пиши проверочное слово. Поставь знак ударения, выдели корень. Образец: тяжесть – тяжёлые колосья. ____ – х..лодная вода, ____ – пр..мая дорога, ____ – в..сёлый напев, ____ – м..рская волна, ____ – сп..ртивные успехи, ____ – к..смический полёт.
Составь два предложения с любыми из словосочетаний. |
К-3 Проверь безударные гласные в словах. С одним словом составь предложение и запиши его. Образец: короб, коробка – коробок. ____, _____ – г..л..ва, ____, _____– г..л..сок, ____, ____– п..л..са, ___, ___ – ст..р..на, _____, ____– б..р..да, ___, ___ – м..л..дой, ___, ___ – д..р..вянный, ___, ___ – в..ч..реет.
|
К-4 Спиши слова, вставляя пропущенные буквы. Перед каждым словом пиши проверочное слово. Поставь знак ударения, выдели корень. Образец: корм – кормить. Т..нцевать, пл..сать, зв..нить, б..жать,1 г..ревать, ст..нать, см..треть.
|
К-5 Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова. Не ( … ) сп..ши языком, торопись делом. Повтори нужное правило и (…) сп..ши упражнение. Больной (…) зап..вал лекарство водой. Впереди отряда шагал (…) зап…вала.4 |
К-6 Спиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.
(…) Прим..рять платье,1 (…) прим..рять друзей; острые (…) м..чи, футбольные (…) м..чи.
|
К-7 Перед каждым словом пиши проверочное слово с буквой ё в корне и вставь пропущенные буквы. К выделенным словам подбери однокоренные слова и запиши. Корень выдели. Образец: тёплый – тепло. Зв..зда, м..тла, сл..за, д..сна, в..сло, в..ду, пл..ту, бр..ду, п..ку.
|
К-8 Спиши, вставляя пропущенные буквы. Устно подбирай проверочные слова. Тонкая в..тла склонилась над оз..ром.4 Словно в зерк..ло гл..дит она в прозрачную, как ст..кло, воду. Налетел в..терок,2 и оз..ро сразу ож..ло, зап..стрело.
|
Правописание слов с глухими и звонкими согласными.
К-1От данных глаголов образуйте и запишите существительные с суффиксом -к-. Полученные слова разбери по составу.Образец: рубить – рубка.Посадить, замазать, сторожить, подготовить, ошибаться, поливать, поддержать, добавить, сказать, обновить.
К-2 К данным словам подбери проверочные слова с суффиксом -ок-, запиши их. Сапожки, голубки, колоски,2 локти, снежки,2 гребешки, горшки, клубки. Ловкий, гибкий, гладкий,2 скользкий, близкий.
|
К-3 Спиши, заменяя глаголы, однокоренными словами. Составь предложение с любым словосочетанием. Образец: прокладывать пути – прокладка путей. Переписать бумаги -…, отправить письма -…, поливать огород-…, доставить мебель -…, погрузить багаж-… .
|
К-4 Спиши, вставляя пропущенные буквы. Составь предложение с любым словосочетанием. Ветки берё.,1 запах тра., глубокий овра., стальной плу., крутой бере., скорый поез., забить гвоз.ь, могучий ду., тяжёлый гру. .
|
К-5 Спиши, вставляя пропущенные буквы. Составь предложение с любым словосочетанием. Игровая площа.ка, детская2 коля.ка, пушистая ко.ка, деревянная ука.ка, ре.кая книга, ро.кий человек, ре.кий ветер.
|
К-6 Выпиши сначала те однокоренные слова, которые являются проверочными, а затем те, в которых надо проверять согласную в корне. Во всех словах выдели корень.
Груз, грузило, погрузка,2 грузить. Ловить, улов,2 ловушка, лов. Садовник, посадка,2 сад, садовый.
|
К-7 Устно подбери проверочные слова и вставь пропущенные буквы. Спиши предложения. В этом коло..це вкусная вода. На полу валялись чере..ки разбитой тарелки.4 На столе лежал ворох бума.. . Поднялся оглушительный виз.. и пис.. . Ка..ка получилась жи..кой. Ручей стекал в овра.. . В пути нас засти.. дож..ь. Мне подарили коро..ку конфет. Мама поливает гря..ки.
|
К-8 Составь и запиши в тетради предложения со следующими словами Лес, берёзки, дубки. Поезд, багаж, отъезд. Огород, грядки, морковь, редька. |
Состав слова. Суффиксы.
К-1Подбери к данным словам однокоренные слова, обозначающие признак и действие предмета. Выдели корень.Зима, ночь, грусть, садик, корм, писк, старик, мороз, коса, холод.
К-2 Образуй слова с помощью суффиксов и запиши их через запятую. Выдели суффиксы.
-к- -ик- -ок- -очк- -ечк- картина ключ холод ёлка рубашка дочь кирпич пух грядка кошка куча стол круг утка кружка
|
К-3 Образуй от данных слов с помощью суффиксов имена существительные, которые обозначают названия профессий; выдели суффиксы. Фокус, учить, водить, пианино, трактор, двор, летать.
Составь и запиши предложения со словами, образованными от подчёркнутых.
|
К-4 Напиши слова с суффиксами -ущ-, -ющ-, -оват-. Разбери слова по составу. Составить два предложения с любыми полученными словами. Очень длинный – … , очень толстый – … . Чуть-чуть жидкий – … , чуть-чуть кислый – … .
|
К-5 Выпиши сначала те словосочетания, в которых слова с суффиксом –ист- имеют значение «похожий на что-то», а затем – со значением «иметь в большом количестве». Болотистый край, водянистая груша, 1 бархатистая кожа, шелковистая трава, лесистая местность.
|
К-6 С помощью суффиксов -н-, -ск- образуй однокоренные слова. Напиши. Разбери слова по составу. Сахар, деревня, запад,1 октябрь, морковь, хоккей, январь, солдат.
|
К-7 Запиши по два слова на каждое задание. Разбери записанные слова по составу. Слова, состоящие только из корня. Слова, состоящие из приставки и корня. Слова, состоящие из приставки, корня, суффикса. Слова, состоящие из приставки, корня, суффикса, окончания.
|
К-8 Разбери слова по составу. Составь и запиши предложение с любым словом. Ранний, свет, дубок, стол, городской, мороз, ветер, холодный, запах, маленький, рыженький, гриб, дедушка, старушка, сторонушка, стебелёк.
|
Правописание приставок и предлогов.
К-1Спиши. Рядом напиши словосочетания по образцу.Образец: нагрудный значок – значок на груди.Нарукавная повязка1 – … , заработная плата – … , подземный переход – …, довоенные годы – … .
Выдели приставку, подчеркни предлоги.
К-2 1.Образуй от данных слов с помощью приставки однокоренные, противоположные по смыслу слова. Выдели приставки в словах. Налить – …, отцвести – … , отпереть – … , улететь – … , выходить –… .
2. Подбери к словам все возможные приставки. Запиши полученные слова. Выдели приставки.
Варить – _____________ ; ставка – _____________ ; мешать – ______________ .
|
К-3 1.От данных слов образуй однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что сделать? В полученных словах выдели приставку. Видеть – … , строить – … , катить – … , шить1– … , светить – … , копать –… . 2.Замени в словах приставки на приставку с-. Запиши полученные слова. Зажимать, отдавать, просыпать, набивать, уберечь, приделать, подгонять, уговор.
|
К-4 Составь и напиши словосочетания, правильно употреби предлог. Слезть (?) крыши, полезный (?) здоровья, автобус (?) кондуктора, отрывок (?) рассказа, смеяться (?) клоуном, лечиться (?) врача.
Составь и запиши предложение с любым словосочетанием.
|
К-5 Спиши, вставляя, где нужно, предлоги и приставки. Выдели приставку, подчеркни предлоги. Лиса (?) вороны глаз не (?) водит.4 (?) шёл (?) лесу треск и стук. Колобок (?) катился (?) окошка, (?) катился (?) дорожке, (?) катился (?) леса.
|
К-6 Спиши, правильно употребляя предлоги и приставки. Выдели приставку, подчеркни предлоги.
(До)води дело (до)конца. Цветы (под)резали (под)корень. Тропинка (с)пускалась (с)горы. Солнце (за)шло (за)тучу. (По)дорожкам сада (по)бежали мутные ручейки.4 Собака (по)бежала (по)следам зайца.
|
К-7 Спиши, раскрывая скобки. Выдели приставку, подчеркни предлоги. Вдруг лес (за)гудел, всё в нём (за)шипело. (По)лесу (по)бежала позёмка. (На)летел ветер, деревья (за)качались. (С)еловых лап (по)летели сугробики.4 Снег (по)сыпал, (за)вился. Началась пурга. Она (про)должалась день и ночь, весь лес (за)лепила снегом.
|
Разделительные ъ и ь.
К-1Запиши слова в два столбика: в левый – с ь, в правый – с ъ.Обез..янка, об..яснение, в..ехал, в..юн,1 под..езд, л..ёт, п..ёт, с..ёжился, мурав..и, в..ётся, об..явление, под..ём.1
К-2 1.Измени слова в каждом предложении по принципу «один-много». Выдели все знакомые орфограммы. Определи части речи. Брат приедет. Дерево в цвету. Воробей чирикает.
2.Запиши слова с использованием приставок. Выдели приставки в словах. В-, с-, от-, под – ехал; об-, раз – яснил.
| К-3 Подбери однокоренные слова с разделительным ъ или ь. Напиши. Подчеркни орфограммы.
Ездить –… , ясный – … , деревянный – … , здоровый –… , листочек –… , снимать (фильм) –… , лиса –… , объяснять –… .
| К-4 Спиши и замени выделенные слова близкими по смыслу (синонимами).
К вечеру разыгралась сильная метель. Учитель сообщил о походе по родному краю. Отважный путешественник избороздил много морей и океанов. В воздухе летают сухие листья.4 Белка лапками разгребала рыхлый снег и брала пищу. Слова для справок: с..естное, в..юга, в..ются, об..ездил, об..явил.
| К-5 К данным прилагательным подбери существительное с разделительным ь или ъ. Составь и запиши предложение с любым словосочетанием.
Крутой, высокие, уютное, верные, светлый, болезненная, нарядное, новая. Слова для справок: пьеса, друзья, подъезд, платье, инъекция, подъём, жильё, деревья.
| К-6 Спиши. Вставь, где нужно , ъ или ь. Учитель об..яснил задачу. Пч..ёлы живут в ул..ях.1 На стене у под..езда висело об..явление. Дети с..ели за стол и с..ели об..ед. Необ..ятные просторы зас..ияли разными красками. Петя вз..ял в библиотеке об..ёмистую книгу.
| К-7 Спиши сначала фразеологизмы, а потом пословицы. Вставь пропущенные буквы.
Белены об..есться. Руч..и сол..ются – река будет, люди об..единятся – силу их не сокрушишь. Волк в овеч..ей шкуре. Чует кошка ч..ё мясо с..ела. Февраль силён метел..ю, а март капел..ю. За сем..ю печатями. С..есть пуд соли.
|
Слова с непроизносимыми согласными.
К-1Прочитай пары однокоренных слов. Напиши сначала проверочное слово, а затем проверяемое. Выдели в словах корень.Поздний – опоздал, честь1 – честный, гигант – гигантский, агентство – агент, грустный – грустить, здравствуй – здравие, счастливый – счастье, празден – праздничный.
К-2 Запиши слова в два столбика: с непроизносимыми согласными, с сочетаниями -сн-. Напиши к этим словам проверочные. Древес_ный, безжалос_ный, мес_ность, прекрас_ный, гнус_ный, лес_ной, радос_ный, учас_ник, капус_ный, интерес_ный, чудес_ный, завис_ник.
|
К-3 Запиши слова с корневыми орфограммами в три столбика: с безударными гласными, с парными по глухости-звонкости в слабой позиции, с непроизносимыми согласными. Лес_ница, про_ьба, ро_кий, задр_жать, отт_щить, ю_ка, грус_ный, хо_ьба, затр_стись, ко_ти, изм_ниться, комендан_ский, пл_нировать, наез_ник, со_нце.
|
К-4 Замени существительное в скобках однокоренным именем прилагательным и запиши полученные словосочетания. Подчеркни непроизносимые согласные. Составь и запиши предложение с любым словосочетанием. (Область) город, (счастье) встреча, (ненастье) погода, (доблесть) труд, (честь) поступок, (прелесть) картина, (праздник) день, (звёзды) небо.
|
К-5 Спиши текст. Подчеркни в словах непроизносимые согласные. Была поздняя осень. Стояла ненастная погода. Дул резкий пронзительный ветер. От яростных порывов ветра деревья раскачивались.4 Андрей вместе с отрядом пограничников участвовал в охране границы. Местность для него была неизвестная. Но он был готов к встрече с любой опасностью.
|
К-6 Спиши текст, вставляя подходящие по смыслу слова. Подчеркни в словах непроизносимые согласные. Наша школа. Школа стоит на высоком холме. Далеко видна вся ______ . Открывается чудесная картина. За рекой зеленеют луга и рощи. У берега шумит ________ . Мы идём на второй этаж. Туда ведёт широкая _________. В классе много _____ и света. Парты стоят ровными рядами. На стене висит классная2 доска. Слова для справок: солнца, тростник, лестница, окрестность.
|
К-7 К существительным подбери подходящие по смыслу прилагательные с непроизносимыми согласными, а к прилагательным – существительные также с непроизносимыми согласными. Запиши словосочетания. С любым словосочетанием составь предложение. Запиши. Человек, доброе, событие, весёлый, небо. |
Написание слов с двойными согласными.
К-1Спиши слова в алфавитном порядке, подчеркни удвоенные согласные. Составь предложение с любым словом и запиши. Сделай схему орфограмм.Русский, группа, коллектив, суббота, жужжит, Анна, утренний, хоккей, можжевельник, терраса.
К-2 Спиши. Раздели слова для переноса. С одним из слов составь и запиши предложение. Оттолкнуть, рассказ, рассказать, поддержать, металл, оттепель, жужжать, ванна, Анна, медленный.
| К-3 1. От основ данных существительных образуй однокоренные прилагательные, отвечающие на вопрос какой? Подчеркни удвоенные согласные. Класс, коллектив, суббота, троллейбус, касса.
2. К данным словам подбери и запиши однокоренные существительные. Рассадить, килограммовый, грамматический, шоссейный, групповой.
| К-4 Спиши, вставляя пропущенные буквы. Нас пригласили на школьный ба(л,лл). «Пять» — высокий школьный ба(л,лл). Не (с,сс)удите нас строго. (С,СС)удите нас деньгами. Она мета(л,лл)а диск из тяжёлого мета(л,лл)а.
| К-5 Спиши предложения, вставляя пропущенное слово. Легковой автомобиль мчался по скоростному _____.4 Учительница Алла Кирилловна прочитала нам интересный ___ . Почтальон принёс ________ . Мама купила _______ огурцов. |_____ пчёлы на липе. Слова для справок: килограмм, рассказ, телеграмму, жужжат, шоссе.
| К-6 Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Осе(н,нн)ий парк. И(н,нн)а Муравьёва и Коля Су(б,бб)отин ходили в парк. Красив осе(н,нн)ий2 парк! Вот липовая2 а(л,лл)ея. Летом здесь жу(ж,жж)али пчёлы, пели птицы. Теперь тут тихо. Деревья стоят жёлтые, красные, бурые.4 И(н,нн)а собирала листья для ко(л,лл)екции. Коля рисовал берёзу.
| К-7 Составить с данными словами и записать рассказ из четырёх-пяти предложений. Подчеркни удвоенные согласные.
Поздняя осень. Утренние заморозки, осенний2 наряд, масса листьев, группа ребят, коллекция.
|
Словарные слова. Сложные слова.
К-1Постарайся запомнить правописание следующих слов. Выпиши подчёркнутые слова и подбери к ним по 2-3 однокоренных слова. Запиши, выдели корень .
Директор сидел на диване, ел пирог с лимоном и рассматривал рисунок.
К-2 Придумай и запиши такие предложения, как в К-1, или стишки, чтобы правописание слов каждой строчки было легко запомнить.
|
К-3 Спиши, вставляя пропущенные буквы. Гласные, проверяемые ударением, подчеркни одной чертой, непроверяемые ударением, — двумя. Составь предложение с любым словосочетанием. Запиши.
Л..сная яг..да, ст..р..жевая с..бака, ш..рокая ..ллея, к..менистый бер..г, г..родская ул..ца, ст..клянная п..суда, д..машняя б..бл….тека, цв..тной к..р..ндаш.
|
К-4 Напиши сложные слова по порядку: названия машин или приборов, названия людей, животных, явлений природы. Подчеркни соединительную гласную.
Земледелец, суховей, камнедробилка, бензовоз, любознательный, снегопад носорог, птицелов, чужестранец, картофелечистка, мухоед, землетрясение, овцебык, сенокосилка.
|
К-5 Спиши, вставляя пропущенные буквы. Составь и запиши предложение с любым словом.
Зерн..сушилка, труд..любие, вод..провод, древн..русский, животн..водство, тепл..ход, птиц..ферма, мяс..рубка, земл..делие, мыш..ловка, брон..машина.
|
К-6 Образуй из каждой пары слов сложные слова и запиши их. Подчеркни соединительную гласную. Составь и запиши предложение с любым сложным словом.
Рыбу ловит – … , снег падает – … , лёд колет – … , зверей ловит – … , вода падает – … , пешком ходит – … , сталь варит – … , пыль сосёт – … .
|
К-7 Вместо слов, помещённых в скобках, запиши соответствующие сложные слова.
Урожаи пшеницы лучше на (чёрная земля). В берёзовой роще начался (лист падает).4 Во время (земля трясётся) всем живым овладевает ужас.
|
К-8 Запиши краткие ответы на вопросы. В сложных словах укажи корни и соединительные гласные.
Кто разводит пчёл? Чем ловят мышей? Кто строит корабли? Кто возит воду?
2.Спиши предложения. В сложных словах укажи корни и соединительные гласные. Для лежебоки и солнышко не вовремя всходит. И медведь костоправ, да самоучка.
|
Имя существительное.
Одушевлённое – неодушевлённое. Собственное – нарицательное.
К-1 От данных прилагательных с помощью суффикса -от- или -изн- образуй и напиши существительные. Суффиксы выдели.
Тёмный, глухой, жёлтый, пёстрый, голубой, белый, чистый, красивый, кривой, чёрный.
К-2 Вставь пропущенные буквы. Запиши слова в два столбика : одушевлённые имена существительные и неодушевлённые .
Ябл..ко, уч..ник, б..лото, за..ц, меб..ль, пам..тник,2 с..л..вей, р..бята, уж..н, ж..вотное, к..мпот, лаг..рь, к..л..грамм, т..вар..щ, д..журный, т..традь, пл..вец, ш..фёр.
|
К-3 Образуй однокоренные одушевлённые имена существительные. Запиши. Полученные слова разбери по составу.
Река – … , лыжи – … , борьба– … , баян – … , победа– … , футбол– … .
|
К-4 Подбери имена нарицательные. Запиши. Составь предложение с любой парой слов. |_______ Марина Сергеевна, _______ Женя,1_______ Енисей, _______ Байкал, _______ Пеструшка, _______ Пушок.
|
К-5 Подбери имена собственные. Запиши. Составь предложение с любой парой слов.
Улица _______, хомячок _______, директор _______, город _______, собака _______ , сосед _______.
|
К-6 Спиши, правильно употребляя заглавные буквы. Составь и запиши предложение с любой парой слов. (Р,р)ека (Е,е)нисей, (П,п)лощадь (Г,г)агарина, (Ц,ц)веток (Р,р)омашка, (А,а)зовское (М,м)оре, (С,с)толица (Р,р)оссии, (К,к)оза (М,м)илка, (М,м)ария (П,п)етровна, (У,у)тро в (Я,я)лте, (Х,х)удожник (П,п)етров, ( В,в)еликий (П,п)оэт.
|
К-7 Спиши текст, вставляя подходящие по смыслу имена собственные. Наше село – … . Тут кругом лес. За лесом деревня … . На дороге пыль. Это стадо идёт в деревню. Тут и наша коза … . Звонко лают … и … . Мычит корова … .
|
К-8 Спиши текст. Правильно пиши имена собственные.
Много больших полноводных рек в нашей стране: нева, енисей, амур. Но среди всех рек наш народ особенно любит великую русскую реку волгу. Начинается волга маленьким ручейком от подземного ключа за деревней волгино верховье в калининской области. Отсюда и направляется она в далёкий путь до самого каспийского моря.
|
Род имён существительных.
К-1Выпиши сначала одушевлённые, а потом неодушевлённые имена существительные. Определи их род.
Топор, пересадка,2 воскресенье, корова, карандаш, слон, сосна, ромашка, ручка, облако, волк, окно, ветер, лётчик, дед, расстояние, самолёт, съёмка.1
К-2 Подбери к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное. Напиши словосочетания. Определи род имён существительных.
Ловкая …, мягкая …, тёплое …, крепкая …, поздний …, глубокое …, робкая …, лёгкий …, парное …, ленивый … .
Составь и запиши предложение с любым словосочетанием. |
К-3 От данных слов образуй имена существительные с помощью суффиксов -ость-, -б-, -ак- (-як), -ник-, -ышк-. Напиши слова через запятую.
-ость- -б- -ак- (-як) -ник- -ышк- вежливый резать море задача солнце скромный дружить рыбак градус крыло
Определи род имён существительных, выдели суффикс. |
К-4 К данным существительным подбери близкие по значению (синонимы) существительные. Напиши. Определи род имён существительных.
Перстень – …, зной– …, обязанность – …, граница– …, мрак– …, битва– …, обещание– …, душевность– … .
Слова для справок: клятва, жара, долг, сражение, кольцо,1 темнота, доброта, рубеж.
|
К-5 От данных существительных с помощью суффиксов -ниц-, -к-, -их- образуй и напиши однокоренные существительные женского рода.
Писатель – …, повар – …, скрипач – …, учитель – …, сторож– …, журналист– … . Выдели суффиксы, с помощью которых образованы существительные женского рода.
|
К-6 Спиши пословицы. Подчеркни существительные, противоположные по смыслу. Определи их род. Недруг поддакивает, а друг спорит. Худой мир лучше доброй ссоры. При счастье бранятся, при беде мирятся.
|
К-7 Спиши, вставляя пропущенные буквы. Определи род имён существительных.
Маленькая з..л..новатая птичка быстро передв..гается по ств..лу дер..ва вниз г..л..вой. Она как будто п..лзёт. Это поползень. Он обследует все трещины и щели в к..ре дер..ва. Поползень ло..ко дост..ёт насекомых св..им тонким клювом.4
|
Изменение имён существительных по числам.
К-1Запиши словосочетания в единственном числе, обозначь род имён существительных. Составь и запиши предложение с любым словосочетанием.
Известные фамилии – … , румяные яблоки – … , зелёные озими – … , высокие тополя – … , махровые полотенца – … , стальные рельсы – … .
К-2 Запиши существительные во множественном числе.
Парус– … , хозяин – … , гнездо – … , простыня – … , село– … , путь – … , стая1 – … , здание – … , директор – … , стадо – … , земля – … , копьё – … .
|
К-3 Запиши словосочетания во множественном числе. Составь и запиши предложение с любым словосочетанием.
Спортивный марш – … , просторный гараж – … , крутой вираж – … , белая клавиша – … , чуткий камыш – … .
|
К-4 Из данных слов составь и напиши пословицы. Определи число имён существительных.
не даёт, голова, покоя, дурная2 познаются, в, друзья, беде
|
К-5 Спиши. Вставь подходящие по смыслу слова. Определи число и род имён существительных.
Поднялась большая тёмная … . Высоко в небе загрохотал … 4. Упали первые … . Хлынул тёплый …. Зашумели, закачались … .
|
К-6 Спиши текст, в конце каждого предложения поставь нужный знак. Определи число и род имён существительных.
Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки они пропитались солнцем к осени листочки стали золотыми капля воды стукнула по листку лист упал синица села на дерево во все стороны брызнули листья ветер закружил листву зашумел золотой дождь как красиво осенью в лесу ты видел золотой дождь.
|
К-7 Спиши, вставляя пропущенные буквы. Определи число имён существительных.
Свой наря.. б..рёзы осыпают, П..з..лота меркнет на л..стве, И п..тухшим с..р..бром св..ркают Пятна света в зябнущей тр..ве. Как к..ртина в тусклой старой раме, У д..роги дремлет грус..ный са.. . Мы идём, и ос..нь ходит с нами, И на нас гл..за её гл..дят.
|
Мягкий знак (Ь) на конце существительных после шипящих.
К-1Напиши существительные в два столбика – по родам.
Луч, речь, сторож, ключ, плащ, мышь, помощь, товарищ, малыш, рожь, ночь, вещь, 1 молодёжь, чертёж, тушь, ландыш.
К-2 Запиши словосочетания в единственном числе. Обозначь род имён существительных.
Школьные врачи –…, тёмные ночи –…, цветные карандаши –…, полевые мыши –…, верные товарищи –…, приятные мелочи –…, осенние пейзажи –… русские печи –… .
Составь и запиши предложение с любым словосочетанием в единственном числе. |
К-3 К данным прилагательным подбери существительные с буквой шипящего на конце и запиши. Образец: красивая брошь. Морозная2 …, чёрный …, острый…, золотая…, футбольный…, русская …, громкий…, хороший…, тёплая …, лесная… .
Составь и запиши предложение с любым словосочетанием. |
К-4 Спиши пословицы и поговорки. Поставь, где необходимо ь и объясни его написание.
На чужбине и калач(?) не в радость. В пути ли, дома ли плох тот товарищ(?), который всю работу на другого валит. Ошибку можно исправить, лож(?) – никогда. Как ни долга ноч(?), а рассвет будет. Идёт дождь – несёт рож(?). Луна и ноч(?) – что мать и доч(?).
|
К-5 Запиши рядом слово, близкое по значению (синоним), с шипящей на конце; обозначь род.
Неправда – …, граница – …, соревнование – …, трепет – …, ерунда – …, команда – …, сила – …, призыв – …, здоровяк – … .
Слова для справок : матч, чушь, мощь, ложь,1 дрожь, рубеж, клич, крепыш, экипаж.
|
К-6 Спиши предложения. Поставь, где необходимо ь и объясни его написание.
По радио звучал весёлый марш(?).4 В лодке образовалась теч(?). Бреш(?) – пролом в стене. На кадушку набили железный обруч(?). Туш(?) – чёрная краска для черчения и рисования.
|
К-7 Данные слова объедини в пары так, чтобы в каждой паре оказались слова с противоположным значением (антонимы). Обозначь род имён существительных.
Ложь, мякиш,1 правда, бедность, корка, слабость, тишь, роскошь, мощь, шум.
|
К-8 Составь и запиши несколько предложений на тему «Пожар». Употреби в них данные слова. Полночь, сторож, второй этаж, плач, молодёжь, помощь.
|
Изменение имён существительных по падежам (склонение).
К-1Просклоняй имена существительные . Выдели окончания.
И.п. что? сосна кто? верблюдР.п. нет … …Д.п. дам … …В.п. вижу … …Т.п. горжусь … …П.п. думаю … …
К-2 Просклоняй имена существительные . Выдели окончания.
И.п. Костя река Р.п. нет … … Д.п. дам … … В.п. вижу … … Т.п. горжусь … … П.п. думаю … …
|
К-3 Просклоняй имена существительные, используя различные предлоги. Выдели окончания.
И.п. деревня крыло дверь Р.п. … … … Д.п. … … … В.п. … … … Т.п. … … … П.п. … … …
|
К-4 Спиши, вставляя в предложения слово весна. Определи падеж. Изменяй окончания этого слова по вопросам. Скоро наступит (что?) … . Каждая былинка чувствует приход2 (чего?) … . Всякая букашка рада (чему?) … . Вся природа радостно встречает (что?) … . Мальчик написал стихотворение (о чём?) о … .
|
К-5 Спиши, вставляя пропущенные буквы. Определи падеж существительных, выдели окончания. Приехал в ст..лицу, вып..л из гн..зда, помог т..вар..щу, ошибся адр..сом, пришёл без п..ртфеля, нап..сал ручкой, под..рил с..стре, стат..я о к..ртине, л..стал к..л..ндарь.
Составь и запиши предложение с любым словосочетанием. |
К-6 Спиши. Определи падежи выделенных существительных.
Все знают хитрую лису. Во многих сказках рассказывается о лисе. Вот лиса угощает журавля. А вот она едет на волке3 без хвоста. Волк поверил лисе и опустил хвост в прорубь. Хвост и примёрз. |
Имена прилагательные.
Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу.
К-1Образуй от имён существительных имена прилагательные с суффиксами -ск-, -ов- . Напиши.
Завод – … столовая, май – … праздник, малина– … варенье, клён – … листья, орех– … торт, пассажир – … поезд.
Составь и запиши предложение с любым словосочетанием.
К-2 Из данных имён прилагательных и имён существительных составь и напиши словосочетания.
Густой, дремучий (лес, туман); горячий, знойный (лето, вода); смуглый, тёмный (небо, лицо); старый, пожилой (книга, человек).
Составь и запиши предложение с любым словосочетанием.
|
К-3 Замени имена прилагательные противоположными по значению (антонимами) и напиши словосочетания.
Густой лес– …, густой суп – …, кислая ягода – …, кислое молоко– …, слабый ветер – …, слабые знания – … .
Составь и запиши предложение с любым словосочетанием.
|
К-4 Спиши, подчеркни прилагательные противоположные по значению (антонимы).
Маленькое дело лучше большого безделья.1 Родная сторона – мать, а чужая – мачеха. Платье хорошо новое, а друг старый.
|
К-5 Имена прилагательные замени близкими по значению (синонимами). Напиши словосочетания.
Тихая езда – …, свежий ветер – …, верный друг – …, мягкая зима – …, ясное небо – …, худое ведро – … .
Составь и запиши предложение с любым словосочетанием.
|
К-6 Вставь в предложения имена прилагательные, близкие по смыслу (синонимы) выделенным прилагательным.
Начинался опасный подъём1 в горы. Скалы были очень крутые и … . На окраине города раскинулся пустырь. Он имел угрюмый и … вид.
|
К-7 К именам прилагательным подбери подходящие по смыслу имена существительные. Напиши словосочетания.
Составь и запиши предложение с любым словосочетанием. |
Число и род имён прилагательных.
К-1Запиши пары слов, употреби одно и то же прилагательное с разными существительными. Выдели окончания прилагательных.
м.р. (какой?) ср.р. (какое?) ж.р.(какая?)зелёный шарф … платье … лентаосенний ветер … утро … погодагорячий чай … молоко … вода
Составь и запиши предложение с любым словосочетанием.
К-2 Данные словосочетания измени по образцу и напиши. Обозначь род прилагательных. ж.р. Образец: вилка из металла – металлическая вилка. Платье из шёлка, доска для класса, растение в теплице, сок вишни, небо осенью, вечер в субботу, вагон для багажа, занятие в группе, долька апельсина, поездка зимой.
Составь и запиши предложение с любым словосочетанием. |
К-3 Спиши, вставляя пропущенные окончания. Обозначь род прилагательных.
Добр.. слава лежит, а худ.. бежит. Хорош.. дело два века живёт. Весенн.. день год кормит. За прав.. дело,3 так говори смело.
|
К-4 Напиши словосочетания по образцу. Выдели окончания. м.р. м.р. ср.р. ср.р ж.р. ж.р. Образец. Большой соседний луг, большое соседнее поле, большая соседняя ферма. мн.ч. мн.ч Большие соседние луга, поля, фермы. Сочный свежий (арбуз, яблоко, груша). Шёлковый синий (галстук, покрывало, блузка).
Составь и запиши предложение с любым словосочетанием. |
К-5 Поставьте имя прилагательное в том же роде и числе, что и имя существительное. Напиши словосочетания. Выдели окончания прилагательных.
(Зимний) дорога, (высокий) дерево, (ранний) весна, (дальний) страны, (ненастный) утро, (задний) колёса, (утренний) зарядка, (тёплый) одежда, (синий) море.
Составь и запиши предложение с любым словосочетанием. |
К-6 Спиши, дописывая окончания. Обозначь род прилагательных.
Осень. Поздн.. осень. Осенн.. солнце мало греет. Идёт мелк.., част.. дождь. Густ.. туман покрыл поля. Резк.., сильн.. ветер носит жёлт.. лист. Уже топят русск.. печь. Воробей забился в тёпл.. гнездо.3
|
Склонение имён прилагательных.
К-1Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выдели окончания прилагательных, определи падеж.
По г..р..дскому т..л..фону, у сев..рного оленя, из утренней г..зеты, знакомая ф..милия, об инт..ресном пут..шествии, до позднего веч..ра, за ближним м..г..зином.
Составь и запиши предложение с любым словосочетанием.
К-2 Выпиши в тетрадь из отрывка словосочетания сущ. + прилаг. Определи их падеж, число и род.
Июльский полдень колдовал, Глядела неба глубина, Стеклянной тканью зной струился, Струила огненные жала, Душистый ветер набегал И смутным звоном тишина И жарким вздохом уносился. В нагретом воздухе дрожала.
|
К-3 Спиши, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные. Выдели окончания прилагательных, определи падеж. Стояло ____ лето. Дни выдались _____ . От _____ зноя пожелтела трава. По полянке пробежал ____ ветерок.4 Раздался удар. Это за ______ рощей пробормотал первый гром. |____ туча медленно переползла через рощу.
Слова для справок: сильного, лёгкий, удивительное, тёмная, соседней, жаркие.
|
К-4 Спиши пословицы, вставляя пропущенные буквы. У прилагательных обозначь число, род, падеж, выдели окончания.
Х..рошее дело два века ж..вёт. Не жди лета долгого, а жди лета тёплого. Ч..жим умом дом не п..строишь. При летнем ясном солнышке и яг..дка краснеет.
|
К-5 Выбери из скобок подходящее слово, поставь его в нужный падеж и запиши предложения. Выдели окончания прилагательных, обозначь падеж.
Мы были на экскурсии в (старый, древний, давний) городе. Дневной свет не проникал в (густой, дремучий, частый) лес. Мы отдыхали под ( могучий, мощный, сильный) дубом.
|
К-6 Напиши полные ответы на вопросы, пользуясь словами в скобках. Выдели окончания имён существительных и прилагательных. Где загорелась звезда? (ясное синее небо) Чем снесена изгородь? (бурный весенний поток) Чем закрыто солнце? ( тяжёлая чёрная туча) Где мы сняли дачу? (ближний приморский посёлок)
Сделай синтаксический разбор любого предложения. |
К-7 Образуй прилагательные мужского и среднего рода от существительных: сахар, колючка.
Письменно просклоняй сначала прилагательные мужского рода, потом среднего. |
Понятие о глаголе. Число глаголов.
К-1Из каждой группы однокоренных слов выпиши только глаголы. Выдели корень.
Глотать, глоток, глотательный, наглотаться, проглотить.Баловать, баловство, баловаться, баловень, балованный, избаловать.Готовый, подготовить, подготовка, приготовить, подготовительный, заготовитель, заготовить.
К-2 От глаголов в единственном числе образуй однокоренные глаголы во множественном числе.
что делает? что сделают? летит … растёт … следит … шлёт …
Составь предложение с любым глаголом и запиши. |
К-3 К каждому глаголу подбери глагол, близкий по смыслу (синонимы). Напиши.
Бороться – …, говорить – …, заботиться – …, рисовать – …, орошать – … .
Слова для справок: поливать, сражаться, беспокоиться, изображать, беседовать.
Составь предложение с любым глаголом и запиши. |
К-4 Единственное число существительных и глаголов замени множественным.
Комар пищит – …, соловей поёт– …, жаворонок звенит– …, иволга свистит– …, сорока трещит – …, сова кричит– … .
Составь и запиши предложение с любым словосочетанием. |
К-5 К данным глаголам подбери однокоренные глаголы, противоположные по смыслу (антонимы).
Входить в комнату– …, подъезжать к дому– …, приплывать к берегу– …, вылетать из гнезда– … . Составь и запиши предложение с любым словосочетанием. |
К-6 Спиши, вставляя подходящие по смыслу глаголы. Вставь пропущенные буквы.
|_____ весна. В полях ____ первые проталины. |_____ грачи. Они ____ носами поля, ____ из земли червей. Жаворонки _____ в поле зёрнышки.4 Скворцы ____ оживших насекомых. Слова для справок: появились, примчались, ковыряют, вытаскивают, собирают, ловят, наступила. |
К-7 Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни глаголы, определи их число.
Веч..ром ст..хает вет..р. На западе3 исчезают облака. Ноч..ю вып..дает обильная р..са.4 Утром стр..жи л..тают выс..ко над з..млёй.
|
Время глаголов. Неопределённая форма глаголов. Не с глаголами.
К-1Спиши, вставляя пропущенные буквы. Обозначь время глаголов.
Чайный лист собирают с в..сны до поз..ней ос..ни. Срывают только готовые для переработки2 л..сточки. чайный лист сразу перерабатывают. Иначе л..сточки загрубеют и пот..ряют свою ценность.
К-2 Запиши текст, употребляя глаголы в прошедшем времени.
Чистый снег сверкает под лучами низкого солнца3. Вдали чернеет лес. Над ним синеет холодное небо.
|
К-3 От данных имён существительных и прилагательных образуй глаголы и напиши их в неопределённой форме.
Коса – …, пила– …, труба– …, победа– …, завтрак – … . Тёмный– …, чёрный– …, светлый– …, худой– …, мрачный– … .
|
К-4 Запиши каждый глагол во всех возможных формах времени. н.ф пр.в. н.в. б.в. н.ф. пр.в. Образец: сверкать – сверкал, сверкает, будет сверкать; засверкать – засверкал, б.в. засверкает. Блестеть, заблестеть; мести, подмести.
|
К-5 Спиши, вставляя нужные глаголы.
В мае начнёт _______ сирень. Не забудь_______ на урок труда цветную2 бумагу. На уроке труда мы научились _______ макраме. Прежде чем мыть пол, его надо _______ .
|
К-6 Спиши, вставляя противоположные по значению (антонимы) глаголы.
Когда пушки говорят, соловьи _______ . Умей не только брать, но и_______. Человек от лени болеет, а от труда_______ .
Выпиши глаголы в неопределённой форме и запиши их во всех возможных формах времени.
|
К-7 Запиши. Дополни пословицы подходящими по смыслу глаголами с не.
Без труда _______ и рыбку из пруда. Торопливость делу _______ . Лёжа хлеба _______ . Ложь человека _______ .
Слова для справок: добудешь, красит, помогает, вынешь.
|
К-8 Спиши пословицы, раскрывая скобки.
Чужими руками крапиву (не)дёргай. Одна пчела много мёду1 (не)принесёт. За один раз дерева (не)срубить. (Не)учась и лаптя (не)сплести.
|
Личные местоимения. Лицо глаголов. Окончания глаголов.
К-1Спиши, заменяя подчёркнутые имена существительные местоимениями.Ёлка.Я увидел ёлку. Ёлка росла в тени и оттого сучья у ёлки были опущены вниз. Теперь после рубки леса ёлка оказалась на свету. Каждый сук ёлки стал расти кверху. Под ёлкой был шалашик.
Слова для справок: она, её, у неё, под ней.
К-2 Спиши. Подчеркни глаголы в настоящем времени. Над глаголами укажи лицо и число.
Апрель. Апрель – месяц весенний. Весело звенит вешняя капель. На дворах сверкают лужи. В лужах видны солнце и синее небо. Воробьи задорно чирикают. На полянке зеленеет молодая травка. В голубой вышине звенит весёлая песня жаворонка.
|
К-3 Спиши, вставляя вместо точек подходящие по смыслу местоимения.
В воскресенье … пришли в лес. В этот день солнце было яркое и весёлое. … даже пригревало немного. Деревья стояли в красивом нарядном уборе. … были украшены серебристым инеем. Неожиданно … увидел дятла. Своим крепким клювом … долбил дерево. А вот и белка. Ловко прыгала … по веткам ели.
Слова для справок: они, оно, я, мы, она, он.
В каждом предложении подчеркни главные члены. |
К-4 Спиши глаголы, определи лицо и число. Выдели окончания.
Синеет, бледнеешь, вступаешь, едете, пишет, не вытащишь, колют, дышит, оживает, пронесёшь, видят, тоскуем, встречу.
Составь и запиши предложение с любым словом. |
К-5 Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выдели окончания глаголов.
Весна в лесу. Х..р..ша в..сна в л..су! Звонко п..ют птицы. Под д..рев..ями звенят в..сенние ручейки. См..лой пахнут душистые клейкие л..сточки. Солнце ласково пригр..вает землю. На л..сных полянах цв..тут белые и голубые подснежники.4 П..ют над руч..ями г..л..систые с..л..вьи.
|
К-6 Расположите предложения так, чтобы получился рассказ. Запишите. Подчеркните глаголы.
Дети и взрослые разводят костры в лесу и забывают их затушить. Часто лесные пожары возникают по вине людей. Берегите лес от пожара! Искры от непогашенных костров вызывают новые пожары. От пожара гибнут растения, звери и птицы. Долгие годы растёт на пожарище лес. |
Контрольное списывание.
К-1Спиши. Поставь, где надо, точки.Осень пришла.Трава пожелтела и завяла птицы тронулись на юг их гонят туда холод и голод всё небо в тучах часто идут дожди дует злой ветер люди надели тёплые пальто с огородов и полей убрали последние овощи скучная картина!
Выпиши слово с проверяемой безударной гласной в корне, подбери проверочное.В седьмом предложении подчеркни главные члены и стрелками обозначь связь слов.
К-2 Спиши, вставляя пропущенные буквы. Последние дни осени. Несколько дней лил х..лодный дож..ь. В саду шумел мокрый вет..р. З..мля ух..дила всё дальше и дальше в глухие туманы. Был конец н..ября – самое грустное время. Д..роги размыло. Последние птицы спрятались. В туманном небе ст..яла одинокая луна. За стёклами окон всё было снежно. Когда же вып..л первый снег? Как он украсил землю!
|
К-3 Спиши. Поставь, где надо, точки. Зима настала. Подули студёные ветры ударил сильный мороз он сковал пруд крепким льдом очень зябко молодым осинкам мёрзнут белоствольные берёзки ждут они зимней одежды вот и выпал снег мохнатыми шапками лёг он на ветки деревьев укрыты мягким снежком озимые хлеба не страшны им холод и вьюга спят они под пушистой перинкой.
Выписать два слова с парными согласными, подобрать проверочные слова. |
К-4 Спиши. Липки. Светит горячее весеннее солнце. Льёт тёплый дождь. Алёнка и Таня вышли на улицу. Они стали шлёпать босыми ногами по лужам. Взлетели весёлые брызги. Девочки громко смеялись. Дождь быстро кончился. Девочки увидели Ваню Дроздова. Он нёс маленькие деревца. Это были липки. Их вырастили из семян. Деревца будут сажать около пасеки. Пчёлы любят липовый цвет.
Выпиши из текста однокоренные слова. Разбери их по составу. |
К-5 Спиши. В предложении с перечислением расставь недостающие знаки препинания. Солнечный луч. Солнечный луч только кажется белым. На самом деле в нём семь цветов. Красный оранжевый жёлтый зелёный голубой синий фиолетовый. Это можно увидеть. Возьмите стекло с тремя гранями. Поймайте солнечный зайчик и пропустите его через такое стекло. На стене в тёмной комнате появится яркая полоса из разных цветов.
Выпиши выделенное слово и подбери к нему однокоренные слова разных частей речи. Корень выдели. |
Предложения для разбора. Слова для разбора по составу.
№Предложения для разбора.
Слова для разбора по составу
1 | Покрылись листочки капельками дождя. | Загадка, вековой, ветерок. |
2 | Приземлился паучок на берёзовый листик. | Травяной, вывоз, желтуха. |
3 | В лесах растут грибы и ягоды. | Наплечник, медовый, верхушка. |
4 | На лугу растёт высокая трава. | Пятнистый, перелесок, соринка. |
5 | Мёдом и цветами пахнет сено. | Побег, глазёнки, теплица. |
6 | Последний снег с полей сходит. | Перегородка, гористый, запись. |
7 | Кедровые иголки пахнут смолой. | Комариный, настольный, улов. |
8 | Серёжа прибил за окном кормушку. | Вылет, нижний, доброта. |
9 | Маленький совёнок громко кричал. | Золотко, обрезок, солёный. |
10 | Снежная шуба покрывает ветки деревьев. | Пригород, братский, рыбак. |
11 | В высокой траве спрятался боровик. | Дочка, ленивый, осмотр. |
12 | Мягкий ветерок гонит, торопит облака. | Вырезной, стрелок, съезд. |
13 | Лёгкие облака украшают голубое небо. | Цветник, догрузка, детский. |
14 | Смолой запахли душистые почки. | Моряк, рыбёшка, верхний. |
15 | Под старой сосной оттаял муравейник. | Горец, усатый, привязывают. |
16 | Апрельское солнце светит ярко. | Поварёшка, звонкий, болтун. |
17 | Кедр – дерево высокое и красивое. | Игрок, разрезная, работница. |
18 | Греется на солнышке тощий медведь. | Подводный, морозец, ловушка. |
19 | Долго я сидел с удочкой на берегу. | Раненый, весна, звёздочка. |
20 | Сидит на травинке пёстрый мотылёк. | Работник, посадка, красивый. |
21 | Белка – лёгкий проворный зверёк. | Беленький, зимушка, мосты. |
22 | Сладкая малина любит простор. | Цепочка, мясной, листик. |
23 | Наелись тетерева берёзовых почек. | Домик, столовая, повар. |
24 | С липы упал сухой лист. | Садовник, грязный, часовой. |
25 | Дети забрели в глухую чащу. | Перелётные, старик, медный. |
26 | Деревья ждут зимний наряд. | Берёзка, въезд, капустная. |
27 | Нюхает сочную траву бычок Буян. | Морской, подорожник, кружок. |
28 | На лугу белеет пахучая ромашка. | Столик, поход, большой. |
29 | Степь проснулась и ожила. | Жаркий, часовщик, грозовой. |
30 | Кузнечики подняли торопливую трескотню. | Больница, побелка, лисица. |
31 | Скромно синеют колокольчики. | Столяр, выстрел, полевые. |
32 | Полил на землю тёплый дождь. | Перекличка, вечерний, узкая. |
33 | На берегу реки сидела птичка. | Низкий, бабушка, белочка. |
34 | Узкая дорожка вела к озеру. | Соседушка, сладкий, стрелка. |
35 | Стайка клестов опустилась на ель. | Лошадка, холодный, цветник. |
36 | Под дубом Костя сорвал белый гриб. | Слепота, задумчивый, след. |
37 | От норки к норке петляют следы. | Деньки, грустный, синяк. |
38 | С ели упал ком снега. | Хлебный, поднос, сторожка. |
39 | В лесу мы нашли гнездо. | Проделка, рассказ, местный. |
40 | Яркие цветы красуются на лесной поляне. | Ракетчики, вредный, выпечка. |
41 | Туристы спустились в глубокую пещеру. | Наушники, мировая, котёнок. |
42 | Шумит на ветру берёзовая роща. | Находка, ленточка, засол. |
43 | Загрустила о лете тонкая берёзка. | Заморозки, старость, червивый. |
44 | В реках плавают страшные крокодилы. | Чистенький, свинарка, покраска. |
45 | Тёплые лучи солнышка греют землю. | Столярная, пилка, поездка. |
46 | Ребята пускают бумажные кораблики. | Вырубка, головка, гвоздик. |
47 | Любят птицы весёлый солнечный лес. | Пришкольный, насмешка, каток. |
48 | С крыш падает частая капель. | Радостный, пограничник, собака. |
49 | На клёне надулись душистые почки. | Перина, крикливый, повязка. |
50 | Пушистые сугробы снега осели. | Безделье, слёзный, труба. |
51 | Узкая тропа бежит через лесок. | Левый, покос, переход. |
52 | Зима завалила городок пушистым снегом. | Подводник, солонка, ледяной. |
53 | Люди слушали соловья и улыбались. | Совиный, зёрнышко, зверёк. |
54 | Падает снег на бархатное поле. | Старенький, картинка, пятак. |
55 | Юркие муравьи не сидят без дела. | Народный, кроватка, топорик. |
56 | На лесной полянке тает снег. | Вагончик, мостовая, перелёт. |
57 | Ёж нашёл укромное местечко. | Записка, промёрз, городской. |
58 | Желтел и золотился лист в саду. | Ельник, дубовый, мыльница. |
59 | На берёзах просыпаются галки. | Аистёнок, пробег, волнистая. |
60 | Воробьи чирикают около тёмных скирд. | Дождливый, проводка, лётчик. |
61 | Володя принёс золотых рыбок. | Связист, летучий, пригорок. |
62 | Девочки шьют мягкие игрушки. | Известный, подарки, лесник. |
63 | Вороны поедают вредных насекомых. | Добрый, жалость, приход. |
64 | Нина рисовала простым карандашом. | Отпуск, осенние, стенка. |
65 | Шиповник расцвёл алыми цветами. | Пересвист, рябенькие, прорубь. |
66 | Зашумели у реки зелёные камыши. | Хрустальный, орешки, дворик. |
67 | На лугу дети собирают щавель. | Разговор, белый, заготовитель. |
68 | Вывалилась на берег большая медведица. | Гордость, ягодка, ранний. |
69 | Я открываю тетрадь и записываю число. | Советчик, бессильный, норка. |
70 | Во дворе дети лепят снежную бабу. | Шарфик, активный, позолота. |
71 | Лучи солнца освещали поляну перед сторожкой. | Умненькая, дубняк, покраска. |
72 | Молодая ёлочка спряталась в сугроб. | Сонная, скрипач, переписка. |
73 | В чашечках цветов хлопочут пчёлы. | Изюминка, побелка, мельник. |
74 | В полях и лесах лежат глубокие снега. | Заметка, сельский, охотник. |
75 | Бревенчатые дома смотрят в чистое озеро. | Голубка, верхние, подруга. |
76 | Шумит за школой тенистый сад. | Безоблачное, хвастун, теплица. |
77 | Страх приподнял с земли воробьишку. | Карманные, субботник, пропуск. |
78 | Ползёт по дереву огромная гусеница. | Лисички, гречневая, покупка. |
79 | В зоопарке появились новые жители. | Вещевой, щеночек, пощада. |
80 | Бельчонок Рыжик весело скачет по площадке. | Избушечка, поездка, садовый. |
81 | Сторожевые собаки стерегут стада. | Курочка, цветочный, нарезка. |
82 | Текла через село говорливая река. | Медведица, узенький, прокол. |
83 | Белая пелена закрыла небо. | Сторонушка, сырник, гладкая. |
84 | В вихрях закуталось тусклое солнце. | Чистый, задержка, разведчик. |
85 | Космонавты рассказывают детям о космических полётах. | Удочка, беговая, раскраска. |
86 | Ночью раздался страшный треск. | Наряд, альбомный, забег. |
87 | Зелёные ёлочки выгибают колючие ветви. | Окрошка, надёжный, сорняк. |