Тема Члены предложения бывают однородными.
Цель Продолжить тренировочную работу, усилить наблюдение за ролью одно-
родных членов в речи, обсудить возможные речевые ошибки школьников
в построении предложений с однородными членами.
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Актуализация опорных знаний.
-
Повторение изученного.
-
Что нового узнали о предложении на прошлом уроке? (В предложении могут быть однородные члены.)
-
По каким признакам узнаём однородные члены? (Отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному слову.)
-
Какие члены предложения могут быть однородными? (Главные и второстепенные)
-
Пользуясь схемой, расскажите о правилах постановки запятых при однородных членах.
-
-
Проверка домашнего задания.
— Вы, наверное, уже обратили внимание, что сегодня с нами будет учиться и Майкл. Он вместе с вами вчера выполнял домашнее задание и составил вот такую схему к предложению.
вт. но вт. чл. вт. вт. вт. вт. вт.
чл. чл. чл. чл. чл. чл.
— Как считаете, он справился? Поможем ему? Сколько групп однородных членов? Как соединены однородные члены в каждой группе? Докажите.
— Молодцы! Я вижу, вы не допустите таких ошибок, которые сделал Майкл.
-
Постановка цели урока.
— Сегодня мы продолжим работу с предложениями с однородными членами. Будем наблюдать за ролью однородных членов в речи и исправлять речевые ошибки в построении предложений с однородными членами. Вместе с нами будет учиться и Майкл.
Нам будет помогать в нашей работе тетрадь-задачник.
III. Формирование практических навыков.
-
Наблюдение над ролью однородных членов в предложении.
Стр. 61. упр. 479 (т. з. №2).
— Посмотрим внимательно. Некоторые слова в тексте взяты в скобки. Давайте посмотрим, нужны ли эти слова, как однородные члены. (Нужны).
Текст стал лучше или хуже?
-Почему мы их оставили? (Они дополняют и уточняют предложения).
-Молодцы! С заданием справились. Итак, для чего используются однородные члены?
-
Предупреждение ошибок, связанных с нарушением
логической однородности: соединены родовые и видовые понятия.
— А теперь посмотрим на доску. Я приготовила вам слова. Что их объединяет? (Это словарные слова).
-Сначала вставим пропущенные буквы.
-
Сах_р, см_тана, пр_дукты, м_к_роны, к_лб_са.
-
М_рковь, к_пуста, к_ртоф_ль, овощ_, п_м_дор.
— Как думаете, какую работу можем выполнить? (Составить предложения с однородными членами).
— Найдите в каждой группе слов, которые не могут соединяться с другими как однородные члены.
— Почему?
— А теперь поработаем по вариантам: 1 вариант составляет предложение с 1 группой слов, 2 вариант – со 2 группой слов. Постарайтесь для связи однородных членов использовать не только интонацию перечисления, но и разные союзы.
— Проверим, какие предложения у вас получились.
-
Исправление смысловых ошибок мальчика-иностранца.
— Майкл тоже решил составить предложения с однородными членами. Вот что у него получилось:
Стр. 62 упр. 482 (т.з. № 2).
— Все ли предложения составлены правильно?
— Поработайте самостоятельно. Если предложение составлено правильно, ставьте +, если неправильно ставьте -.
— В чём ошибка мальчика-иностранца? (Не учёл значение слов, соединённых как однородные члены!)
— А теперь правильные предложения запишем схемами (к доске ученика)
— Дайте полную характеристику предложения.
и Повествовательное, нераспространённое,
есть однородные сказуемые.
вт. чл. и Повествовательное, распространённое,
есть однородные сказуемые.
-
Исправление ошибок, составление предложений с однородными членами.
— А теперь поработаем редакторами. Что это значит? (Надо сделать текст лучше – то есть – убрать лишние слова, дополнить исправить).
— Перед нами отрывки из текстов второклассников. Прочитайте их.
Стр. 62 упр. 483 (т.з. №2)
— Почему требуется работа редактора? (Есть орфографические ошибки). Какой общий недостаток в построении предложений видите? (Неоправданный повтор слов). Начнём с речевых ошибок. (Речевые ошибки исправим коллективно).
— Теперь исправим орфографические ошибки. Поработаем парами, попробуйте найти все ошибки и исправить их, объяснить их. Проверим.
IV. Итог.
— Чему учились на уроке? (Правильно составлять предложения с однородными членами, исправлять речевые ошибки. Надо стремиться не допускать таких же).
Д З упр. 480.