Леончик Ирина Александровна
МБОУ Багаевская СОШ №2
Учитель начальных классов
Открытый урок по русскому языку в 4 классе.
Тема урока: Обобщение знаний о падежах.
(«Школа 2100») Леончик И.А., МБОУ Багаевская СОШ №2
Цель: обобщение знаний по данной теме.
Формирование УУД:
-
коммуникативных универсальных учебных действий (работа в парах, группах, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения, оказывать взаимопомощь);
-
регулятивных универсальных учебных действий (ставить цель, учиться работать по плану, осуществлять оценку результативности);
-
познавательных универсальных учебных действий (пользоваться словарями, находить в них нужные сведения, осознавать познавательную задачу, слушать, извлекая нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, проводить анализ, сравнение);
-
личностных универсальных учебных действий (уважительное отношение к иному мнению, положительное отношение к учебе и своим знаниям, развитие творческого воображения, бережное отношение к природе.)
Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация, карточки
-
Организационный момент.
Слайд.
-С ошибкой справишься любой,
Ведь рядом друг всегда с тобой!
-Как вы понимаете смысл этого предложения?
-Как друг может помочь справиться с ошибкой?
Тогда вперед!
-
Актуализация знаний. Сообщение темы урока.
Слайд.
-Отгадайте грамматические загадки:
«В немецком языке их 4,в венгерском- 22, в английском-2,а в русском-6. Каждый имеет свои вопросы.»
-По этим словам определите тему сегодняшнего урока.
-Какие задачи каждый поставит перед собой.
— Да, правильно.
Слайд
Сегодня мы обобщим знания о падежах
-
Закрепить знания о падежах.
-
Развивать навыки грамотного письма.
-
Орфографическая пятиминутка.
Слайд.
(Историческая справка. «Это интересно»)
— Запишите число. 14 декабря 1812 года.
— Посмотрите, пожалуйста, на дату, записанную на доске.
— Кто знает, что произошло в этот день? (Армия Наполеона была изгнана с территории России).
— В этом году вся Россия отмечала 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года. (7 сентября состоялось сражение у села Бородино)
— Нашествие Наполеона на Россию закончилось полным ее крахом. В декабре 1812 года фельдмаршал Кутузов сказал: « В..йна з..кончилась полным истреблением неприятеля, а рус..кий наро… стал спасителем Отечества.» 14 декабря 1812 года французы покинули территорию Россию.
— Как вы понимаете это цитату.
-Что вы знаете о М. И. Кутузове? Слайд
— Кто такой Наполеон? Слайд
(дети зачитывают историческую справку о Кутузове и Наполеоне)
Задание: Спишите предложение, обозначьте орфограммы.
К доске 3 ученика:
-
Синтаксический разбор предложения.
-
Фонетический разбор слова «народ»
-
Разбор слова по составу «русский» (морфемный разбор)
Все остальные: запишите предложение, определите падеж им. существительных, вставьте пропущенные буквы и обозначьте орфограммы.
-
Игра «Угадай падеж»
-Запишите в тетради на одной строке названия падежей.
-
Добрый падеж, падеж давания.
-
Это инструментальный падеж, им творят, работают.
-
У этого падежа два вопроса, и оба чужие, на прокат.
-
Этим падежом обозначают имя человека.
-
Его называют « родительским».
-
А этот падеж помогает мечтать.
Слайд: Д.п., Т.п., В.п., И.п., Р.п., П.п.
-Проверьте по эталону, правильно ли вы записали падежи.
-
Теоретическая работа. Обобщение. Работа в группах.
Слайд
Русская кавалерия во время Отечественной войны 1812 года делилась на тяжелую
(кирасиры и драгуны), и легкую (уланы, гусары и конные егеря).
— Вы сейчас разделитесь на отделения, группы. А мы узнаем, какую разновидность войск вы представляете.
— На первом этапе урока я проверю ваши теоретические знания. Работать будем по группам. Каждая группа должна будет ответить на мои вопросы. Ваша задача обсудить вопрос в группе, решить, кто будет отвечать, и дать ответ на вопрос.
— Будьте внимательны!
Таблица падежей
Рабочая кнопка справа: в каком падеже существительные никогда не употребляются без предлогов.
Д. В предложном.
-
Самостоятельная работа. Взаимопроверка.
Слайд
Во время войны 1812 года донские казаки тоже участвовали в сражении французами.
-Кто руководил ими?
— Правильно, казаки воевали под руководством знаменитого атамана Всевеликого войска Донского Матвея Ивановича Платова, они продемонстрировали невероятную храбрость и мужество в сражениях за страну, их знали и уважали все от мала до велика. (историческая справка про казаков, зачитывает ученик)
— Перед вами пословицы, рассмотрите предложения, попробуйте сформулировать задание. (Выпишите словосочетания, определите падеж выделенных существительных)
Храбрость без ума Р.п. не дорого стоит.
В бою П.п. нужна смекалка, отвага и закалка.
Тот герой, кто за родину В.п. стоит горой.
Опытному воину и река не мешает.
За делом Т.п. и день пролетел незаметно.
— Как вы понимаете эти пословицы?
-Вы выполнили задание?
Слайд
Взаимопроверка тетрадей. Проверка по эталону.
-Кто выполнил без ошибок?
-Какие умения вам помогли?
Знания падежей, правильно уметь построить словосочетания.
—Что не является словосочетанием?
-
Физминутка и зарядка для глаз
— Служба солдата начинается со строевой подготовки. Давайте посмотрим, умеете ли вы выполнять строевые команды.
-
Повторение изученного материала
Слайд
— Прочитайте стихотворение Инессы Агеевой
Под селом Бородино
Бой гремел давным-давно.
Генерал-герой Кутузов
Планы все сорвал французов.
Сломлен был Наполеон,
А потом и выгнан вон.
Всем врагам на устрашенье,
Чтобы знали наперёд –
Враг в Россию не пройдёт.
— Какие планы были у французов?
— М.Ю Лермонтов писал:
— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
— Скажите, по чьей воле запылала Москва?
— Мнения разошлись, поэтому к следующему уроку истории давайте решим эту проблему и узнаем, кто же сжег Москву?
-
Задание для второго ряда.
— Запишите и определите падеж выделенных имен существительных, у вас на столах есть это стихотворение.
(один человек проходит тест за компьютером)
-
Задание для первого ряда: разноуровневая самостоятельная работа.
— Выберите задание, с которым можете справиться.
-
Задание для третьего ряда: вы должны выполнить тест, выбрав правильный ответ.
Все понятно? Выполняем работу.
Проверка
(собрать карточки и оценить ученика у компьютера)
-
Рефлексия.
— Какие цели мы ставили на уроке?
— А какие достигли?
— Где в жизни могут пригодиться знания падежей? Где вы сможете применить их на практике?
(Грамотно говорить, писать).
-Почему война с французами называется Отечественной войной?
— Потому, что на войну поднялся весь народ.
— Против захватчиков поднялся весь российский народ. Везде и всюду враг встречал упорное сопротивление. Поэтому события 1812 года вошли в историю как Отечественная война, то есть справедливая война во имя свободы Родины.
Слайд
— А теперь, заполните таблицу о падежах, если вы согласны с утверждением, то напротив ставьте +, если сомневаетесь, то ?
— Вы довольны уроком?
— Кому было трудно, легко, интересно?
-Как вы думаете, чем награждали за храбрость и мужество офицеров, генералов и солдат?
— Сегодня вы тоже получаете медали за знания падежей!
-
Домашнее задание
-
Написать существительное ДРУГ во всех падежных формах, выделить окончания.
-
По желанию можете придумать сказку о любом падеже.