чтение слов с буквой н
Цели: закрепить знания учащихся о согласных звуках [н], [н′], букве Н н; развивать речь, логическое мышление.
Оборудование: учебник, рисунок с изображением Незнайки, магнитная доска.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Закрепление опорных знаний.
-
Игра «Капитаны» (1–2 ученика). (Здесь и далее смотреть урок 24).
-
Игра «Где звук?».
а) Определить позицию звука [н] в словах: нос, санки, низко, пятница, книга, слон, соленый, красный.
б) Выделить на слух слияния со звуком [н] в словах: кони (ни), ночью (но), окна (на).
-
Игра «Найди лишнее».
На магнитной доске выставляются буквы, изученные ранее. Дети среди гласных выделяют лишнюю – согласную н. На «ленте букв» (с. 43) определяется место буквы н.
III. Развитие практических умений и навыков.
-
Работа по учебнику: с. 42.
Дети читают правую часть столбика слов (н, но, на, ни). Учитель просит учащихся добавить теперь левую часть столбика слов и прочесть вновь образованные слова (он, оно, она, они).
На доске вывешивается рисунок с изображением Незнайки и организуется игра «Поможем Незнайке».
Вновь читаются слова и рассматриваются рисунки. Что могло заинтересовать и озадачить Незнайку? Он не может понять, как соотнести слова с рисунками. Учащиеся называют слово и читают соответствующее ему слово: лейка – она, ведро – оно, карандаш – он, ножницы – они.
При чтении слова он объясняется, почему надо произнести твердый согласный звук: после буквы н нет никаких других букв. Особое внимание обращается на то, что остальные слова в столбике записаны не так, как произносятся и слышатся. Написано она, оно, они, а произносятся [ана], [ано], [ани]. Учитель объясняет, что не всегда слова пишутся так, как мы их произносим. Дети читают слова так, как говорят, затем так, как пишут.
Физкультминутка
1. Составление и чтение предложений.
Дополнить предложения, используя рисунки. Чтение предложений:
– На, Нина, флажок.
У Нины флажок.
У Ани дубовый лист.
У Инны кленовый лист.
– Почему в словах Нина, Нины, Ани, Инны используется большая буква? (Ответы детей.)
2. Работа со словами-омонимами.
По рисункам на с. 42 рассматривается и объясняется различие значений слова на.
В одном случае на в значении «возьми что-то».
На, Буратино, Азбуку.
В другом – на используется для указания места.
Буратино положил Азбуку на стол.
-
Чтение учащимися стихотворения Ф. Бобылева, с. 42.
Задание: найти в тексте букву н, подчеркнуть твердый согласный н синим цветом, мягкий – зеленым.
Физкультминутка
3. Работа по картинкам: с. 43.
Вопросы:
– Иллюстрации к какой русской народной сказке вы видите? («Лиса и заяц».)
– Кто главные герои сказки?
– Кто помогал зайчику?
– Кого испугалась лиса?
-
Чтение учителем русской народной сказки «Лиса и заяц».
IV. Итог урока. Рефлексия.
– Какие знания и умения использовали на уроке?
– Что особенно понравилось? Почему?