Тема урока: «Что такое луг?»
Цели урока: 1) обучающая: сформировать представление учащихся о луге как о
природном сообществе и показать влияние деятельности человека на луг;
2) воспитывающая: формирование личностных УУД (внутреннюю
мотивацию учащихся по поводу бережного отношения к природе;
доброжелательного отношения к одноклассникам)
3) развивающая: формирование метапредметных УУД
* регулятивных УУД, направленных на ориентацию своей учебной
деятельности на уроке (принятие и сохранение учебной цели и задач,
контроль и оценка своих действий и знаний)
* познавательных УУД (развитие умения воспринимать и анализировать
текст, развивать логическое мышление через установление причинно-
следственных связей, развитие умения наблюдать, сравнивать и
обобщать)
* коммуникативных УУД (развитие коммуникативных навыков в ходе
групповой и парной работы: умение учитывать позицию партнёра,
организовывать и осуществлять сотрудничество, строить внешнюю
речь для других).
Оборудование: компьютерная презентация, индивидуальные карточки для учащихся, карточка для работы в группе, кроссворд, иллюстрации растений.
Ход урока.
Содержание материала | Деятельность учащихся | |
1
2
3
4
5
6
7
| Организационный момент. 1) Долгожданный дан звонок – начинается урок. Всё на парте? Всё в порядке? Ручки? Книжки? И тетрадки? Начинаем наш урок: всем пойдёт он точно впрок. 2) Психологический настрой. — У У меня хорошее настроение, а у вас? — Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. (Звучит запись пения птиц) — Давайте представим, что мы на цветущей поляне, ярко светит солнце. Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы, задевает щёки, касается губ. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание.
Проверка домашнего задания 1) Над какой темой мы работали на прошлом уроке? Кто из вас бывал в лесу? Значит при подготовке домашнего задания, я надеюсь, вы не испытывали трудности. Давайте проверим, ваши знания. 2) Графический диктант (если верное утверждение ставите +, если нет, то -)
3) Проверка (работают при помощи карандаша) Поменяйтесь в парах листами и проверьте ответы при помощи слайда. Встаньте те, кто без ошибок справился с данным заданием. Молодцы! Актуализация знаний Сегодня мы с вами должны познакомится с новым природным сообществом. А вот с каким – на этот вопрос ответите мне вы, если разгадаете небольшой кроссворд. (Каждый получает лист с кроссвордом)
Проверка при помощи слайда Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока Какая цель нашего урока? Сегодня на уроке мы должны узнать
Домашнее задание Этот материал поможет вам при выполнении домашнего задания. 1 вариант – готовит пересказ по данной теме 2 вариант готовит презентации либо о растении луга, либо о животном
Изучение нового материала 1) сравнение луга и леса Что в вашем представлении луг? Посмотрите на слйд и скажите мне на какой картине вы видите изображение луга? Чем луг отличается от леса? Вывод: Лугами называют безлесные площади, занятые травянистыми растениями. Чтение стихотворения. Бежит тропинка через луг, 2) виды лугов Как вы думаете все луга одинаковы или бывают разными? 1 вариант — работает с текстом о заливных лугах Часто луга расположены по берегам рек, озер. Эти луга — одни из самых лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем. Поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются. Эти луга так и называются — заливные. 2 вариант работает с текстом о цветочных лугах ( У каждого учащегося есть карточка опросник) Луга можно встретить как на равнинах, так и в горах. Называют такие луга — цветочные. Красивы луга в летнюю пору, высоко стоят травы. Росистым, сверкающим всеми цветами радуги бывает луг ранним утром. Жарким днем наполнен он густым ароматом и яркой пестротой цветущих трав, над которыми порхают бабочки, жужжат пчёлы, гудят шмели. * О каком луге ты прочитал? * Где располагаются эти луга? * Почему их так назвали? Вывод: есть луга заливные, есть цветочные 3) растения луга Как вы думаете, какие растения растут на лугу? Почему именно они растут на лугу? С некоторыми растениями я вам предлагаю познакомиться подробнее. Для работы пересядьте по группам. Отгадайте загадку: Колосится в поле рожь
То фиолетовый, то голубой, Он на опушке встречался с тобой. Названье ему слишком звонкое дали. Но только звенеть он сумеет едва ли. (Колокольчик)
В поле сестрички стоят, Жёлтые глазки на солнце глядят, У каждой сестрички – белые реснички. (Ромашка) За что мы любим эти цветы? (они красиво цветут) Их называют цветущими. Есть ещё ядовитые , кормовые и лекарственные. У вас остались ещё растения. Мы должны определить что это за растения и как их используют. У каждой группы текст с описанием растения. Узнайте растение по описанию и распределите по группам. * Эти травы неярки, почти не цветут, похожи на злаковые растения. Именно их животные употребляют в пищу. (мятлик, тимофеевка, ежа сборная, ) * Эти травы достаточно ярки, но их обходят стороной все животные. (сон-трава, лютик, дурман) * Эти растения человек издавна собирает, чтобы с их помощью лечить различные заболевания. (зверобой, мята, тысячелистник ) Скажите, какие группы растений встречаются на лугу? Вывод: растения луга бывают цветущие, лекарственные, кормовые и ядовитые. 4) животные луга У каждого из вас есть названия животных. Я буду показывать картинку этих животных, а вы должны показать название. (пчела, бабочка, кузнечик, муха, стрекоза, лягушка, коростель, крот, мышь) Что вы можете сказать о размере этих животных? Почему? Почему их много особенно на лугу? Прочитайте по книге какие ещё животные обитают на лугу. Назовите их. Что даёт луг животным? Вывод: луг даёт пищу для животных, убежище, место обитания А животные как- нибудь влияют на растения? Как?
Вывод: растения и животные зависят друг от друга, поэтому луг называют природным сообществом. 5) влияние человека на луг А влияет ли человек на данное сообщество? Как? — Сейчас в каждом городе существуют телефон доверия, куда можно позвонить и попросить помощи. На нашем лугу тоже есть такой телефон и тревожные сигналы уже поступили. (слайды с изображением звонящих животных и растений)
Послушайте:
Шмель: Алло! Вы меня слышите? Я — луговой шмель. Распахивают мой любимый луг, а ведь в земле наши домики. Помогите!
Перепёлка: К вам обращается перепёлка. Люди насыпали на луг удобрение .Апчхи! Нам негде спрятаться! Апчхи! Я не могу дышать! Ой! Я умираю!
Ромашка: Скорее! На помощь! Пришли дети и собирают нас большими охапками! Боюсь нас совсем не останется!
Вывод . Мы любим гулять на лугу. Но нужно помнить определённые правила, чтобы сохранить красоту луга и всех его жителей.
Закрепление материала С каким природным сообществом мы познакомились на уроке? Давайте проверим, как вы запомнили материал сегоднешнего урока. 1 задание. Подчеркнуть растения луга. Роза, колокольчик, мятлик, гладиолус, лилия, тимофеевка, дурман, орхидея, ромашка, василёк. 2 задание. Подписать названия животных. Бабочка , крот, трясогуска, кузнечик. 3 задание. Написать правила поведения на лугу по картинкам. Не ловите бабаочек и других насекомых! Не жгите костры! Не рвите цветы! Молодцы! Хорошо поработали! Рефлексия Посмотрите на свой маршрутный лист. Как много мы сегодня узнали. Покажите с каким настроением вы заканчиваете урок.
Спасибо за плодотворную работу на уроке!
|
Самоорганизация
Настрой психологически на урок под звуки пения птиц
Лес – природное сообщество
3 человека работают по индивидуальным карточкам
Остальные фронтально совместно с учителем
Взаимопроверка
Самопроверка и самоорганизация
Индивидуальная работа
Самопроверка
Что такое луг?
Выяснить что такое луг
Определение учащимися цели урока
У учащихся маршрутный лист с планом урока
Маршрутный лист
1. Определить что такое луг. ____________________
2. Выяснить виды луга. ________________________
3. Познакомиться с растениями луга. ____________
4. Познакомиться с животными луга. _____________
5. Определить влияние человека на луг. __________
Ответы учащихся
Сравнительная характеристика -нет деревьев, кустов — много цветов — ровная поверхность
Делают учащиеся
Отмечают в маршрутных листах
Учащийся читает стихотворение
Работа в парах (подчеркнуть главные слова, которые облегчат вам пересказ)
1 этап – самостоятельное чтение и пересказ по вопроснику
2 этап – рассказ по вопроснику друг другу
Делают учащиеся
Отмечают в маршрутных листах
Ответы учащихся
Работа в группах ( у каждой группы набор картинок с цветами) + гербарий
— показывают ответы и от каждой группы выступающий о данном цветке
Работа в группах
— учащиеся читают описание и раскладывают по группам — проверка при помощи слайдов (кормовые растения, ядовитые растения, лекарственные растения)
Делают учащиеся
Отмечают в маршрутных листах
Индивидуальная работа
Маленькие
Чтобы спрятаться от врагов в траве Там они находят пищу
Работа с текстом учебника (подчёркивают названия животных)
Делают учащиеся
Насекомые опыляют растения, Птицы уничтожают вредителей растений
Делают учащиеся
Отмечают в маршрутных листах
Самоосмысление
Выводят проблемы (уже напечатаны, учащиеся выбирают и прикрепляют на доску) 1) распахивание лугов 2) использование удобрений в больших количествах 3) уничтожение растений и животных
Отмечают в маршрутных листах
Самостоятельная работа
Фоном звучит песня
Самопроверка
Самооценивание
|