Конспект урока русского языка по теме «Изменение глаголов по временам» для 4 класса
Сидорова Альбина Фердинандовна
МБОУ «Гимназия № 50» Кировского района г.Казани
Учитель начальных классов
Тема: «Изменение глаголов по временам».
Цели:
-
Познакомить учащихся с русскими богатырями;
-
Научить различать времена глагола;
-
Познакомить с фразеологизмами, пословицами.
Ход урока:
I. Организационный момент.
— Ребята, прозвенел звонок, начинаем мы урок.
— Послушайте загадку и скажите, о какой части речи говорится:
Что без меня предмет?
Лишь название.
А я приду –
Все в действие придет:
Летит ракета.
Люди строят здание.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет. (Глагол)
— Что такое глагол? (Глагол – часть речи, обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? и т.д.)
II. Словарная работа.
— Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о глаголе, а точнее вы узнаете тему урока, разгадаете кроссворд.
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1) деревня
2) Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
3) (Картина)
4) Над домом, над дорожкой
Висит пол-лепешки. (Месяц)
5) С подругами и сестрами
Она приходит к нам,
Рассказы, вести новые
Приносит по утрам. (Газета)
III. Работа со словарем.
— Какое слово выделено? (Время)
— Как вы понимаете значение этого слова? (Часы, дни, времена года)
— Ребята, давайте обратимся к нашим словарям и уточним значение этого слова. (Сафина С., Гатауллин)
Словарь В.И.Даля: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками, века за веками».
Словарь русского языка под редакцией А.П.Евгеньевой: «Время – длительность существования всего происходящего, всех явлений и предметов, измеряемая веками, годами, часами, минутами и т.д.».
Грамматическое значение (Форма глагола, выражающая отношение действия или состояния к моменту речи или к какому-либо другому моменту Н.вр., Б.вр., ПР.вр.).
— Догадались, какая тема урока? Изменение глаголов по временам.
IV. Работа по пословицам.
— Ребята, прочитайте эти выражения (устно).
Время летит.
Всякой вещи время.
Делу — время, потехе – час.
Время разум дает.
Время летит. (Вы учились в 1 кл., а теперь в 4 кл.)
Всякой вещи время. (Мы все узнаем тогда, когда это будет нужно.)
Делу – время, потехе – час. (Чтобы что-то сделать хорошо, нужно много времени, а в свободное время можно и отдохнуть.)
Время разум дает. (Человек занимается: и чем больше он чему-то уделяет времени, тем лучше это получается. Малыш мало знает, а взрослый много.)
V. Разбор предложения (письменно)
— Запишем последнюю пословицу: Время разум дает.
— Сделать синтаксический разбор.
VI. Новая тема.
— Мы с вами отправляемся в далекие времена, когда на земле нашей жили Русские Богатыри.
— Какие богатыри? Посмотрите на репродукцию (на доске). Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович.
— Света нам расскажет об этой картине Васнецова.
1) Встретились три богатыря, чтобы обсудить, как бороться с нечистой силой, и стали путь вместе держать. Доехали они до указателя, где каждый пошел своей дорогой. Илья Муромец поехал с Соловьем-Разбойником сражаться, Добрыня Никитич – со Змеем Горынычем, а Алеша Попович – с Тугариным Змеем.
— Ребята, и мы разделимся на три команды.
1) Задание:
Найти глаголы в неопределенной форме:
Уж есть за что,
Русь могучая,
Назвать матерью,
Стать за честь твою,
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложишь голову!
— Команда Ильи Муромца изменяет по временам глагол полюбить.
— Команда Добрыни Никитича – глагол назвать.
— Команда Алеши Поповича – глагол стать.
Пр.Вр. Наст.Вр. Буд.Вр.
Полюбил — Полюблю
Назвал — Назову
Стал — Стану
— Что интересного? Оказывается, эти глаголы не образуют настоящего времени (поставьте на полях + те, у кого все правильно, +- те, у кого есть ошибки, — те, у кого все неправильно).
2) Едет Илья Муромец в логово Соловья-Разбойника. Вдруг Соловей-Разбойник как засвистел, что все деревья попадали, и не может Илья Муромец победить Соловья-Разбойника. Илье Муромцу нужна помощь.
2) Задание:
Соединить фразеологизмы с близнецами по значению глаголами.
Дремлет Клюет носом
Ссорился Живет как кошка с собакой
Убежит Уносит ноги
Обманывает Заговаривает зубы
Старался Лез из кожи вон
Шел медленно Ползет как черепаха
Замолчит Держит язык за зубами
Не умеет плавать Плавает как топор
— Сейчас по командам выписываете глаголы: Илья Муромец –
Добрыня Никитыч –
Алеша Попович –
Взаимопроверка (один ученик читает с места).
— Все вместе победим Соловья-Разбойника.
3) Алеша Попович решил отдохнуть и устроил привал. Мы позже вместе с ним отдохнем
Пр.вр. – хлопаем
Н.вр. – топаем
Б.вр. – приседаем
1. Сжимал – хлопать
2. Ляжет – присесть
3. Ударяет – топать
4. Вынырнет – присесть
5. Колотит – топать
6. Шел – хлопать
7. Говорит – топать
8. Споет – присесть
9. Кричит – топать
10. Шуршал – хлопать
— Пока мы отдыхаем, дорогу камнями завалило, и Алеша Попович не может сражаться с Тугариным Змеем. Давайте поможем убрать камни.
3) Задание: в пословицы вставить пропущенные глаголы и определить время глагола.
1. Книги (1л, ед.ч.) – мир (1л., ед.ч.) читаю, открываю
2. Цыплят по осени (3л., мн.ч.) считают
3. Слово (2л., ед.ч.) как узлом (2л., ед.ч.) скажешь, завяжешь
4. Дружба правдой (3л., ед.ч.) крепнет
Сначала определим лицо и число глаголов (устно).
Самостоятельно записываем пословицы и определяем время глаголов (письменно). С нашей помощью Алеша Попович сможет победить Тугарина Змея.
4) Вот мы с вами и добрались до Добрыни Никитича. Он сражается со Змеем Горынычем, и вот Змей Горыныч поджег лес. Чтобы отрубить эту голову Змею Горынычу, нужно выполнить следующее задание.
4) Задание: объяснить значение слов в предложении, которые повторяются 2 раза:
1. Затопили печь, чтобы пироги печь.
2. Снежное покрывало все поле покрывало.
3. Ведро дало течь, и вода стала течь.
— Ребята, из-за того, что были допущены ошибки, лес продолжает гореть, и Добрыня Никитич не может победить Змея Горыныча. Дополнительное задание:
5) Задание: слова затопили, покрывало разобрать по составу.
Все, молодцы! Змей Горыныч побежден.
VII. Творческое задание.
— Ребята, благодаря русским богатырям процветает наша Россия.
— Прочитайте текст и ответьте на следующие вопросы:
1. Что такое былины?
2. Что вы знаете о богатырях?
3. Кто всегда побеждает в былинах?
— Найдите в тексте глаголы. В каком времени они стоят? Какой глагол лишний?
VIII. Домашнее задание.
А в наше время есть богатыри, которые будут защищать нашу родину? Напишите мини-сочинение, какими вы видите современных богатырей.
IX. Поведем итоги.
— Оцените себя (сосчитайте количество + и -).
— В течение всего урока мы работали над какой темой? (Изменение глагола по временам).