Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида с. Ванновского Краснодарского края

Конспект урока по русскому языку

для 2 класса

«Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных»

подготовила

учитель начальных классов

Мария Яковлевна Попович

с. Ванновское

2012

Цель:

— обобщить и систематизировать знания учащихся по теме урока;

— развивать коллеграфические навыки, орфографическую зоркость, развивать речь, внимание, память, обогащать словарный запас;

— воспитывать уважительное общение, любовь к животным.

Оборудование: учебники, тетради, ручки, карандаши, доска, картинки со сказочными героями, карточки с разбросанными словами и с именами и фамилиями, карточки с сюжетными картинками для домашнего задания.

Ход урока:

I.Организационный момент

Отчет дежурного.

— Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне.

II.Минутка чистописания : О ы Л м А и д

— Назовите буквы. На какие две группы их можно разделить? (Большие и маленькие.)

III.Введение в тему урока

— Глядя на минутку чистописания, скажите, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (О большой букве.)

— Сегодня у нас будет необычный урок. Вы любите путешествовать?

— А хотите отправиться в путешествие?

— Путешествие можно совершить и пешком и на каком либо транспорте. А на каком транспорте мы отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадайте загадку:

Братцы в гости снарядились,

Друг – за другом уцепились,

И помчались в путь — далёк,

Лишь оставили дымок.

(Паровоз)

— Итак, наш путь лежит в страну, которой нет на обычных географических картах. А что это за страна вы узнаете, если соберете рассыпанные буквы так, чтобы получилась понятная фраза.

(На доске карточки со словами, в которых разбросаны буквы.)

— Что же должно получиться? Кто догадался? (Страна больших букв.)

— А кто в этой стране живёт? (Большие буквы.)

— Как еще можно назвать большую букву. (Заглавная, прописная.)

IV.Повторение ранее изученного

-А теперь послушайте стихотворение и подумайте, в каких строчках, на ваш взгляд заключена его главная мысль?

Чтение стихотворения:

Буква обычная выросла вдруг

Выросла выше всех букв — подруг.

Буква расти не сама захотела

Букве поручено важное дело.

Ставится буква у строчки вначале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее.

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твое, имя улицы, города.

Буква большая совсем не пустяк!

В букве большой уважения знак!

— Ответьте на поставленный вопрос. (Буква расти не сама захотела. Букве поручено важное дело.)

— В каких случаях мы пишем заглавную букву?

— В именах и фамилиях людей, кличках животных.

— Давайте сравним наши выводы с правилами на доске. (На доске правило, которое учащиеся запоминали на прошлых уроках.)

— Фамилии, имена людей, клички животных пишутся с заглавной буквы.

— Правила вы знаете хорошо, но не всегда в письменных работах выполняете всё верно. Поэтому предлагаю путешествие совершить с пользой для дела. Выполнять будем творческие и практические задания. И, я надеюсь, что путешествие по стране «Больших букв” поможет нам научиться без ошибок определять место написания большой буквы в словах.

— Итак, вы готовы? Тогда в путь!

1 станция «Вспоминай – ка» по произведениям К.И. Чуковского.

— Отгадайте имена сказочных героев.

— Имя старушки – грязнули. (Федора) На доске появляется картинка отгадка.

— Добрый доктор. (Айболит) На доске появляется картинка отгадка.

— Злой разбойник. (Бармалей) На доске появляется картинка отгадка.

— Знаменитый умывальник. (Мойдодыр) На доске появляется картинка отгадка.

— Он спас муху – цокотуху. (Комарик) На доске появляется картинка отгадка.

— В своих тетрадях запишите отгадки. Обозначьте орфограммы. Что общего у этих слов? (Все эти слова пишутся с заглавной буквы.)

— Продолжаем наше путешествие.

2 станция «Отдыхай-ка»

Физминутка

Руки в стороны и вверх. Повторяем дружно.

Засиделся ученик – разминаться нужно.

Мы сначала всем в ответ головой покрутим: нет!

Энергично, как всегда, головой покажем: да!

Чтоб коленки не скрипели, чтобы ножки не болели,

Приседаем глубоко, поднимаемся легко.

Раз, два, три – чеканим шаг.

Ходим стройно мы – вот так!

3 станция «Размышляй-ка».

Работа в парах. Учащимся раздаются индивидуальные карточки с заданием.

— Что записано в этих столбцах?

— Имена людей – в 1-м столбике, а во 2-м столбике – фамилии людей.

— Попробуйте составить пары 1-го столбика со вторым, в тетрадях записывайте получившиеся пары.

Проверка.

— Что у вас получилось? (Иванова Катя, Петров Вова, Коротков Саша)

— Итак, в путь!

V.Закрепление

3 станция «Прочитай-ка”

Работа с учебником.

— Откройте учебники на странице 119, найдите упражнение 3. Прочитайте текст.

Учащиеся читаю вслух по одному предложению.

— Прочитайте задание к упражнению.

Учащиеся самостоятельно читают один раз, потом один ученик — всему классу.

— Что необходимо выполнить? (Придумать как зовут девочку и каждую игрушку. Записать так: Хозяйка Женя, …)

Запись упражнения в тетрадь.

— Еще раз прочитайте рассказ, называя всех по именам.

VI.Итог урока

— Вот и подошло к концу путешествие по стране «Больших букв». Много было остановок на нашем пути. Вам понравилось наше путешествие?

— Над какой орфограммой работали?

— Считаете ли вы нашу работу полезной?

— Что узнали нового?

— Что вызвало интерес?

Домашнее задание:

Учащимся раздаются индивидуальные карточки с сюжетной картинкой.

— Рассмотрите картинку. Кого вы видите на ней? Придумайте рассказ «Заботливая хозяйка».

Литература:

  1. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы / А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская. – М., 1991.

  2. Окружающий мир. 1 класс. Часть1/1. Часть ½ / О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин. – М.: Инпро –Рес, 1995.

  3. Практическое пособие по развитию речи (для детей с отклонениями в развитии) под. ред. В. В. Воронковой. – М.: Школа, 1992.

  4. Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией: доктора педагогических наук В. В. Воронковой. Москва «Просвещение» 2006.

  5. Русский язык. 2 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида / Э. В. Якубовская, Н. В. Павлова. – 2 – ое изд. – М.: Просвещение, 2011.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here