Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида с. Ванновского Краснодарского края
Конспект урока по русскому языку
для 2 класса
«Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных»
подготовила
учитель начальных классов
Мария Яковлевна Попович
с. Ванновское
2012
Цель:
— обобщить и систематизировать знания учащихся по теме урока;
— развивать коллеграфические навыки, орфографическую зоркость, развивать речь, внимание, память, обогащать словарный запас;
— воспитывать уважительное общение, любовь к животным.
Оборудование: учебники, тетради, ручки, карандаши, доска, картинки со сказочными героями, карточки с разбросанными словами и с именами и фамилиями, карточки с сюжетными картинками для домашнего задания.
Ход урока:
I.Организационный момент
Отчет дежурного.
— Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне.
II.Минутка чистописания : О ы Л м А и д
— Назовите буквы. На какие две группы их можно разделить? (Большие и маленькие.)
III.Введение в тему урока
— Глядя на минутку чистописания, скажите, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (О большой букве.)
— Сегодня у нас будет необычный урок. Вы любите путешествовать?
— А хотите отправиться в путешествие?
— Путешествие можно совершить и пешком и на каком либо транспорте. А на каком транспорте мы отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадайте загадку:
Братцы в гости снарядились,
Друг – за другом уцепились,
И помчались в путь — далёк,
Лишь оставили дымок.
(Паровоз)
— Итак, наш путь лежит в страну, которой нет на обычных географических картах. А что это за страна вы узнаете, если соберете рассыпанные буквы так, чтобы получилась понятная фраза.
(На доске карточки со словами, в которых разбросаны буквы.)
— Что же должно получиться? Кто догадался? (Страна больших букв.)
— А кто в этой стране живёт? (Большие буквы.)
— Как еще можно назвать большую букву. (Заглавная, прописная.)
IV.Повторение ранее изученного
-А теперь послушайте стихотворение и подумайте, в каких строчках, на ваш взгляд заключена его главная мысль?
Чтение стихотворения:
Буква обычная выросла вдруг
Выросла выше всех букв — подруг.
Буква расти не сама захотела
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки вначале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города.
Буква большая совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
— Ответьте на поставленный вопрос. (Буква расти не сама захотела. Букве поручено важное дело.)
— В каких случаях мы пишем заглавную букву?
— В именах и фамилиях людей, кличках животных.
— Давайте сравним наши выводы с правилами на доске. (На доске правило, которое учащиеся запоминали на прошлых уроках.)
— Фамилии, имена людей, клички животных пишутся с заглавной буквы.
— Правила вы знаете хорошо, но не всегда в письменных работах выполняете всё верно. Поэтому предлагаю путешествие совершить с пользой для дела. Выполнять будем творческие и практические задания. И, я надеюсь, что путешествие по стране «Больших букв” поможет нам научиться без ошибок определять место написания большой буквы в словах.
— Итак, вы готовы? Тогда в путь!
1 станция «Вспоминай – ка» по произведениям К.И. Чуковского.
— Отгадайте имена сказочных героев.
— Имя старушки – грязнули. (Федора) На доске появляется картинка отгадка.
— Добрый доктор. (Айболит) На доске появляется картинка отгадка.
— Злой разбойник. (Бармалей) На доске появляется картинка отгадка.
— Знаменитый умывальник. (Мойдодыр) На доске появляется картинка отгадка.
— Он спас муху – цокотуху. (Комарик) На доске появляется картинка отгадка.
— В своих тетрадях запишите отгадки. Обозначьте орфограммы. Что общего у этих слов? (Все эти слова пишутся с заглавной буквы.)
— Продолжаем наше путешествие.
2 станция «Отдыхай-ка»
Физминутка
Руки в стороны и вверх. Повторяем дружно.
Засиделся ученик – разминаться нужно.
Мы сначала всем в ответ головой покрутим: нет!
Энергично, как всегда, головой покажем: да!
Чтоб коленки не скрипели, чтобы ножки не болели,
Приседаем глубоко, поднимаемся легко.
Раз, два, три – чеканим шаг.
Ходим стройно мы – вот так!
3 станция «Размышляй-ка».
Работа в парах. Учащимся раздаются индивидуальные карточки с заданием.
— Что записано в этих столбцах?
— Имена людей – в 1-м столбике, а во 2-м столбике – фамилии людей.
— Попробуйте составить пары 1-го столбика со вторым, в тетрадях записывайте получившиеся пары.
Проверка.
— Что у вас получилось? (Иванова Катя, Петров Вова, Коротков Саша)
— Итак, в путь!
V.Закрепление
3 станция «Прочитай-ка”
Работа с учебником.
— Откройте учебники на странице 119, найдите упражнение 3. Прочитайте текст.
Учащиеся читаю вслух по одному предложению.
— Прочитайте задание к упражнению.
Учащиеся самостоятельно читают один раз, потом один ученик — всему классу.
— Что необходимо выполнить? (Придумать как зовут девочку и каждую игрушку. Записать так: Хозяйка Женя, …)
Запись упражнения в тетрадь.
— Еще раз прочитайте рассказ, называя всех по именам.
VI.Итог урока
— Вот и подошло к концу путешествие по стране «Больших букв». Много было остановок на нашем пути. Вам понравилось наше путешествие?
— Над какой орфограммой работали?
— Считаете ли вы нашу работу полезной?
— Что узнали нового?
— Что вызвало интерес?
Домашнее задание:
Учащимся раздаются индивидуальные карточки с сюжетной картинкой.
— Рассмотрите картинку. Кого вы видите на ней? Придумайте рассказ «Заботливая хозяйка».
Литература:
-
Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы / А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская. – М., 1991.
-
Окружающий мир. 1 класс. Часть1/1. Часть ½ / О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин. – М.: Инпро –Рес, 1995.
-
Практическое пособие по развитию речи (для детей с отклонениями в развитии) под. ред. В. В. Воронковой. – М.: Школа, 1992.
-
Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией: доктора педагогических наук В. В. Воронковой. Москва «Просвещение» 2006.
-
Русский язык. 2 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида / Э. В. Якубовская, Н. В. Павлова. – 2 – ое изд. – М.: Просвещение, 2011.