Конспект урока по русскому языку 2 класс

Тема: Окончание. Его основная функция и отличие от других частей слова.

Цели: дать представление об окончании как изменяемой части слова; показать роль окончания при связи слов в предложении; способствовать выработке правильного употребления окончаний в устной и письменной речи (простые случаи); развивать логическое мышление детей при выборе и употреблении нужного окончания; развивать речь учащихся при работе с текстами, знакомящими с бытом других стран.

Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно употреблять окончания слов; объяснять роль окончания для связи слов в предложении.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Словарно-орфографическая работа

(Словарный диктант. Работа в паре. Учащиеся по очереди диктуют друг другу по 7 слов из орфографического и орфоэпического словариков. Ставят ударение, подчеркивают безударную гласную.)

— С одним из слов составьте вопросительное предложение. (Взаимопроверка по словарику. Взаимооценка.)

III. Самоопределение к деятельности

Работа по учебнику

Упр. 89 (с. 66)

Иностранный друг Ани и Вани написал письмо. Послушайте его.

Здравствуйте, мой российский друзья Аня и Ваня!

У нас многие школьник пользуются компьютер. Компьютер помогают нам решать арифметические задача, печатать сказка и рассказ. На компьютер можно играть в интересные игра.

А вы пользуетесь компьютер? Пишите! Буду ждать ответ! Ваш друг Питер.

— Все ли вам было понятно?

— Чего не знает Питер при употреблении русских слов?

— Как это исправить?

— Догадайтесь, какая часть слова поможет связать все слова в предложении. (Предположения детей.)

— Ответить на этот вопрос и проверить ваши предположения поможет профессор Самоваров. Прочитайте его сообщение на с. 66.

— Сформулируйте тему урока. (Часть слова — окончание.)

Наш девиз:

«На конце любого слова окончание ищем снова.

Изменяемая часть с другим словом держит связь.

Окончание мы найдем, его в рамочку возьмем».

IV. Работа по теме урока Работа по учебнику

— Составьте рассказ о новой части слова, используя план.

1. Что такое окончание?

2. Для чего служит?

3. Как обозначается?

4. Как найти окончание в слове? (1-й шаг: прочитать слово. 2-й шаг: изменить слово. 3-й шаг: выделить изменяемую часть слова с помощью специального значка П.)

— Расскажите сначала друг другу в паре. (Затем зачитывает свой ответ желающий ученик.)

— Что же мы посоветуем Питеру? (Научиться правильно писать окончания в словах.)

Упр. 88 (с. 66)

Задание Совенка

(Фронтальная проверка с комментированием.)

— Прочитайте текст. Постарайтесь восстановить пропущенную часть слов.

— Спишите текст, вставляя пропущенную часть.

— Что у вас получилось? (Весна, весне, от весны.)

Какую часть в слове вы восстановили? (Окончание.)

— Назовите окончание в слове весне; в слове (от) весны; в слове весна.

Мы получили разные слова? (Нет, это одно слово, отличается только окончанием.)

Сделайте вывод. Для чего нужно окончание? (Окончание помогает связать в предложении слова по смыслу.)

Упр. 90 (с. 67)

(Двое учащихся работают у доски.)

— Измените слова под цифрой 1 по образцу и запишите, распределяя на две группы. Выделите окончания.

Слова, обозначающие один предмет

Слова, обозначающие много предметов

( сестра, подруга, ученик, книга

Сестры, подруги, ученики, книги

— Что можете сказать о слове ученик! (Ответы детей.)

В слове ученик есть нулевое окончание, которое обозначается

так: ученик П

— Задание под цифрой 2 выполните самостоятельно, записывая слова в строчку.

— Одинаковые или разные предметы названы в каждой паре? (В каждой паре названы одинаковые предметы. Они отличаются только последней частью — окончанием.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 91 (с. 67)

(Работа в паре.)

— Прочитайте текст.

— Легко ли читать текст со словами без окончаний?

— Запишите текст, вставляя пропущенные окончания.

— Что интересного вы узнали из письма? (В Германии самая хорошая отметка — единица, а самая плохая — пятерка. Для нас это необычно, так как у нас, в России, все наоборот.)

Сверьте свою работу с работой соседа. (Фронтальная проверка с комментированием.)

VII. Рефлексия

— Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки, выделяя части слова.

Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Вся же — в дневнике я и в журнале. (Оценка.)

В списке вы мой обнаружите корень,

Суффикс — в собрании встретите вскоре,

В слове рассказ вы приставку найдете,

В целом — по мне на уроки пойдете. (Расписание.)

Его корень в слове вязать,

Приставка в слове замолчать,

Суффикс в слове сказка,

Окончание в слове рыба. (Завязка.)

VIII. Подведение итогов урока

— С какой новой частью слова познакомились?

— Для чего она нужна?

— Как найти в слове окончание?

Домашнее задание

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here