Конспект урока по русскому языку 2 класс
Тема: Окончание. Его основная функция и отличие от других частей слова.
Цели: дать представление об окончании как изменяемой части слова; показать роль окончания при связи слов в предложении; способствовать выработке правильного употребления окончаний в устной и письменной речи (простые случаи); развивать логическое мышление детей при выборе и употреблении нужного окончания; развивать речь учащихся при работе с текстами, знакомящими с бытом других стран.
Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно употреблять окончания слов; объяснять роль окончания для связи слов в предложении.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Словарно-орфографическая работа
(Словарный диктант. Работа в паре. Учащиеся по очереди диктуют друг другу по 7 слов из орфографического и орфоэпического словариков. Ставят ударение, подчеркивают безударную гласную.)
— С одним из слов составьте вопросительное предложение. (Взаимопроверка по словарику. Взаимооценка.)
III. Самоопределение к деятельности
Работа по учебнику
Упр. 89 (с. 66)
— Иностранный друг Ани и Вани написал письмо. Послушайте его.
Здравствуйте, мой российский друзья Аня и Ваня!
У нас многие школьник пользуются компьютер. Компьютер помогают нам решать арифметические задача, печатать сказка и рассказ. На компьютер можно играть в интересные игра.
А вы пользуетесь компьютер? Пишите! Буду ждать ответ! Ваш друг Питер.
— Все ли вам было понятно?
— Чего не знает Питер при употреблении русских слов?
— Как это исправить?
— Догадайтесь, какая часть слова поможет связать все слова в предложении. (Предположения детей.)
— Ответить на этот вопрос и проверить ваши предположения поможет профессор Самоваров. Прочитайте его сообщение на с. 66.
— Сформулируйте тему урока. (Часть слова — окончание.)
Наш девиз:
«На конце любого слова окончание ищем снова.
Изменяемая часть с другим словом держит связь.
Окончание мы найдем, его в рамочку возьмем».
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
— Составьте рассказ о новой части слова, используя план.
1. Что такое окончание?
2. Для чего служит?
3. Как обозначается?
4. Как найти окончание в слове? (1-й шаг: прочитать слово. 2-й шаг: изменить слово. 3-й шаг: выделить изменяемую часть слова с помощью специального значка П.)
— Расскажите сначала друг другу в паре. (Затем зачитывает свой ответ желающий ученик.)
— Что же мы посоветуем Питеру? (Научиться правильно писать окончания в словах.)
Упр. 88 (с. 66)
Задание Совенка
(Фронтальная проверка с комментированием.)
— Прочитайте текст. Постарайтесь восстановить пропущенную часть слов.
— Спишите текст, вставляя пропущенную часть.
— Что у вас получилось? (Весна, весне, от весны.)
— Какую часть в слове вы восстановили? (Окончание.)
— Назовите окончание в слове весне; в слове (от) весны; в слове весна.
— Мы получили разные слова? (Нет, это одно слово, отличается только окончанием.)
— Сделайте вывод. Для чего нужно окончание? (Окончание помогает связать в предложении слова по смыслу.)
Упр. 90 (с. 67)
(Двое учащихся работают у доски.)
— Измените слова под цифрой 1 по образцу и запишите, распределяя на две группы. Выделите окончания.
Слова, обозначающие много предметов | |
( сестра, подруга, ученик, книга | Сестры, подруги, ученики, книги |
— Что можете сказать о слове ученик! (Ответы детей.)
В слове ученик есть нулевое окончание, которое обозначается
так: ученик П
— Задание под цифрой 2 выполните самостоятельно, записывая слова в строчку.
— Одинаковые или разные предметы названы в каждой паре? (В каждой паре названы одинаковые предметы. Они отличаются только последней частью — окончанием.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 91 (с. 67)
(Работа в паре.)
— Прочитайте текст.
— Легко ли читать текст со словами без окончаний?
— Запишите текст, вставляя пропущенные окончания.
— Что интересного вы узнали из письма? (В Германии самая хорошая отметка — единица, а самая плохая — пятерка. Для нас это необычно, так как у нас, в России, все наоборот.)
— Сверьте свою работу с работой соседа. (Фронтальная проверка с комментированием.)
VII. Рефлексия
— Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки, выделяя части слова.
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же — в дневнике я и в журнале. (Оценка.)
В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс — в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдете,
В целом — по мне на уроки пойдете. (Расписание.)
Его корень в слове вязать,
Приставка в слове замолчать,
Суффикс в слове сказка,
Окончание в слове рыба. (Завязка.)
VIII. Подведение итогов урока
— С какой новой частью слова познакомились?
— Для чего она нужна?
— Как найти в слове окончание?
Домашнее задание