Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3

им. Героя Российской Федерации А.Н. Епанешникова»

Елабужского муниципального района.

Конспект урока по русскому языку

в 2 классе

«Закрепление состава слова».

подготовила

учитель начальных классов

Шаймарданова

Джамилия Хабибуловна

г.Елабуга

2011

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: Закрепление состава слова.

Цель: — систематизировать знания по теме «Состав слова»;

— автоматизировать навык разбора слова по составу;

— повторение частей речи и членов предложения.

ТИП УРОКА: Урок- сказка, закрепление, знаний, умений и навыков.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: Словесный, наглядный, эвристический.

ОБОРУДОВАНИЕ: Карточки со словами, предметные картинки, выставка книг, дополнительная литература, вспомогательный материал (детали детских костюмов).

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

  2. Фронтальный опрос:

— назовите части речи, которые мы изучили.

— назовите части слова.

3.Сообщение темы урока:

Сегодня мы покажем сказочный теремок, в котором живут части слова. Закрепим знания о составе слова; отработаем разбор слова по составу. Но прежде мы должны провести минутку чистописания. Открыли тетради, написали число, а какую букву мы будем писать, вы угадаете сами:

ЧТО У ЗАЙЦА ВПЕРЕДИ, А У МОРОЗА ПОЗАДИ?

Зз Зз

завод заяц завтрак

(записываем слова, так как написано у меня, взаимопроверка)

(входит девочка, на голове корона с надписью— СЛОВО)

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!

«Это что за теремок, теремок? Кто же в этом теремочке живёт? Никого нет. Я — слово, я тут буду с моими подружками жить и составе слова говорить!»

(заходит, садится)

Учитель: Ребятки, помогите в этих словах найти все орфограммы, вот тогда теремочек откроет свои двери. (на сказочном теремке расположены пропущенными буквами):

В л…су, с…рока, с…бака (Б,б)… обик, ж…вут, рощ…, м…двед…, сем…я, осе…ий, ре…ко, звез…ный.

(входит мальчик – КОРЕНЬ)

Это что за теремок?

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто о частях слова речь ведет?

Я – СЛОВО, а ты кто?

Я — КОРЕНЬ, ребята, расскажите, что такое КОРЕНЬ?

(дети рассказывают, приводят примеры.)

КОРЕНЬ – пусти меня в теремок.

СЛОВО — Если выполнишь задание,

Так и быть пущу тебя,

Чтобы легче тебе было

Попроси помочь ребят.

КОРЕНЬ – Вы, ребята, помогите

Справиться с заданием

Очень хочется пробраться

В домик замечательный.

(дается задание)

Учитель: найти лишнее слово, записать только родственные слова и

разобрать по составу:

ЛЕС, ЛЕСТНИЦА, ЛЕСОК;

ДОРОГА, ПУТЬ, ПОДОРОЖНИК, ДОРОЖНЫЙ;

РИС, РИСОВАЯ, РИСУНОК.

(входит девочка – ОКОНЧАНИЕ)

На конце любого слова

Окончание ищет Вова.

Изменяемая часть,

С другим словом держит связь.

Окончание он найдет,

Его в рамочку возьмёт.

ОКОНЧАНИЕ — Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живёт?

Я — СЛОВО

Я — КОРЕНЬ, а ты кто?

Я — ОКОНЧАНИЕ — изменяемая часть слова, которая

служит для связи слов в предложении.

Пустите меня к себе.

Буду честно вам служить.

Учитель: Помогите дети отгадать названия книг и составить предложение о любимых книгах-сказках (рассматривают выставку книг, составляют предложения и записывают лучшее).

подл. сущ. доп. сущ. сказ. гл. пр. доп. сущ. пр.

ГЕРОИ СКАЗОК ОТПРАВЛЯЛИСЬ ЗА СЧАСТЬЕМ В

опр. прил. обст. сущ

ТРУДНЫЙ ПУТЬ.

(предложение записывается и разбирается по членам и частям речи, подчеркивают).

(входит девочка-Приставка)

Приставка: Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она,

И при помощи приставки

Образуются слова.

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живет?

Я — СЛОВО

Я — КОРЕНЬ

Я — ОКОНЧАНИЕ, а ты кто?

Приставка: Дети, подскажите, кто я?

Расскажите, привило о приставке.

(учащиеся рассказывают правило).

Приставка: Пустите меня в теремок.

КОРЕНЬ: Нет и нет и не проси

Просто так не пустим.

Мы сейчас тебя проверим…

Пусть друзья тебе помогут

Вот тогда и приходи.

ПРИСТАВКА: А я игру знаю, давайте поиграем. Я возьму игрушку-мишку и буду подавать вам команды одними приставками, а вы должны выполнить, составить слова. КОРЕНЬ, помоги составить слово.

КОРЕНЬ: — НЁС

ПРИ ОТ ПЕРЕ ВЫ

принесу отнесу перенесу вынесу

(входит мальчик – суффикс)

СУФФИКС — После корня он стоит,

Перед окончанием,

Его я если заменю,

Другое слово получу,

Обозначу уголком,

Называюсь СУФФИКСОМ !

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Я — СЛОВО

Я — КОРЕНЬ

Я — ОКОНЧАНИЕ,

Я — ПРИСТАВКА, а ты кто?

А Я — СУФФИКС! Пустите меня жить,

Вам без меня не прожить.

Ведь я – часть слова, образую новые слова

И стою за корнем, буду тебе приставка другом.

ПРИСТАВКА: А упражнение выполнять ты умеешь?

СУФФИКС: Нет, но я попрошу ребят помочь мне справиться с заданием

(выполняется упражнение № )

4. Проверка.

(В заключении все герои теремка декламируют):

СТОИТ В ПОЛЕ ТЕРЕМОК, ТЕРЕМОК

ОН НЕ НИЗОК НЕ ВЫСОК, НЕ ВЫСОК,

ТАМ ДРУЗЬЯ, ОХ И ДРУЖНО ЖИВУТ

ПРАВИЛА УЧАТ И ПЕСНИ ПОЮТ

ВСЕМ РЕБЯТАМ УДАЧИ ЖЕЛАЮТ

И ПЯТЕРКИ ВСЕГДА ПОЛУЧАЮТ.

5. Оценивание.

6. Итог урока:

— Чем мы занимались на уроке?

— Давайте ещё раз закрепим все правила.

7. Задание на дом: — стр. упр. №

Список использованной литературы

1. Учебник «Русский язык» для 2 класса авт.: С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, М.: «Вентана – Граф», 2008.-ч.1,2

2. Кузнецова М.И. «Пишем грамотно» рабочие тетради. – М. «Вентана –Граф», 2011 г.

3. Иванов С.В., Кузнецова М.И. «Русский язык. Комментарии к урокам» — методическое пособие для учителя.

  1. Г.А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка». 1 класс (1-3)

М. Изд. центр «Владос» 2001 г.

  1. О.В. Росланова «Русский язык. Работа со словарными словами на уроках в 1 – 4 классах».

Изд. «Учитель» Волгоград, 2006 г.

  1. О.В. Узорова «Русский язык правила и упражнения 1 – 5 классы»

М. Изд. АСТ «Премьера» 2000 г.

  1. А. Ундзенкова «Русский с увлечением!»

ЛТД Екатеринбург 1997 г.

  1. Научно-методический журнал «Начальная школа»



ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here