Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
г. Нурлат Республики Татарстан
Урок русского языка
«Обобщение об имени прилагательном».
2 А класс
Подготовила: учитель начальных классов
Галдина Ирина Владимировна
г. Нурлат 2011г.
Урок русского языка во 2 классе.
Тема: Обобщение об имени прилагательном.
Цели:
-
Формировать умение выделять в тексте имена прилагательные по их лексико-грамматическим признакам; устанавливать смысловые связи прилагательного с именем существительным.
-
Формировать умение применять в речи имена прилагательные; учить детей подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по смыслу.
-
Прививать навыки правильного аккуратного письма, развивать орфографическую зоркость; расширять знание детей об окружающей действительности; развивать умение наблюдать, делать выводы, обобщать, воспитывать внимательность, развивать память и мышление.
Оборудование:
Учебник «Русский язык. 2 класс». (Авт. Зеленина Л.М.); рабочие тетради; тесты; карточки для дифференцированной творческой работы в парах; справка для изучения нового материала; карточки для работы в парах; карточки для самостоятельной работы; компьютер, экран, проектор.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Девиз нашего урока:
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Учитель. О чём идёт речь?
Дети. О прилагательных.
Учитель. Сегодня у нас будет необычный урок-путешествие. На этом уроке мы вспомним всё, что знаем о прилагательном и узнаем ещё что-то новое. А помогать нам в этом будут наши любимые Смешарики.
— На части не делится солнце лучистое,
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить!
3. Минутка чистописания.
— Начнём мы путешествие с минутки чистописания, а поможет нам в этом, угадайте, кто?
Колючки, очки, пара ручек и ножек,
Узнали, кто это?
Конечно же… (Ёжик)
Пишем по образцу: Мм
4. Словарная работа.
Работа в парах (на партах карточки).
Угадать, какие словарные слова спрятались?
-
Неуклюжий, хищный, бурый, косолапый…(медведь)
-
Сильный, снежный, злой, трескучий…(мороз)
-
Белое, ароматное, парное, сгущённое…(молоко)
-
Пожарная, швейная, красная, легковая… (машина)
Учитель. Какие слова вам помогли узнать предметы? Как называются эти слова?
Правило: Имена прилагательные – это часть речи, которая обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Имена прилагательные связаны с именами существительными по вопросам.
Учитель. Назовите самые характерные признаки, помогающие легко узнать задуманный предмет?
Дети. Медведь (какой?) неуклюжий, бурый, косолапый. Мороз (какой?) сильный, злой, трескучий. Молоко (какое?) белое, парное, сгущённое. Машина (какая?) пожарная, швейная, легковая.
Учитель. Подумайте, какие слова были лишние?
Дети. Хищный медведь. Снежный мороз. Ароматное молоко. Красная машина. Это несущественные признаки данных предметов.
(Запись словарных слов).
5. Работа над ошибками.
Учитель. Назовите слова, в которых можно проверить орфограммы?
Дети. Медведь — медведи, мороз-морозы.
Учитель. Какое правило применили?
Дети. Проверка парных звонких и глухих согласных.
Правило: Для проверки правописания парного согласного в конце слова нужно изменить слово так, чтобы после парного согласного стоял гласный.
Учитель. Назовите слова, в которых надо запомнить орфограммы.
Дети. Медведь, мороз, молоко, машина
6. Род имён прилагательных
а)- Определите род словарных слов. Какой частью речи они являются? Что такое существительное?
б)-Посмотрите на следующее задание:
Зимнее утро, дальний лес, синие облака, горячая вода.
— Определите род прилагательных. По какой части речи мы можем определить род прилагательных.
— Что вы можете сказать о словосочетании: синие облака?
7. Физминутка (электронное приложение)
8. Групповая работа:
Учитель. На карточках и доске прилагательные.
Трусливый, храбрый, робкий, мужественный, застенчивый, смелый, нерешительный, отважный.
Учитель. I группа. Выбрать прилагательные, обозначающие хорошие качества человека, подчеркнуть.
Дети: Храбрый, мужественный, смелый, отважный
Учитель. II группа. Выбрать прилагательные, обозначающие плохие качества человека, подчеркнуть.
Дети. Трусливый, робкий, застенчивый, нерешительный.
Учитель. Что мы можем сказать о каждой группе?
Дети. Это слова, близкие по значению. Их можно заменять друг другом.
Учитель. Запишите группу прилагательных,
Учитель. Как они называются?
Дети. Синонимы — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое значение. Они могут заменять друг друга по значению.
— Вернёмся ещё раз к этим прилагательным. Теперь давайте сравним слова, которые записали 1 и 2 группы. Как называются эти слова?
Дети. Антонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию, имеющие прямо противоположное значение.
9. Самостоятельная работа с учебником. №80, с. 52.
-
Чтение текста.
-
Как называются прилагательные в скобках? Объясните свой выбор.
-
Самостоятельная работа.
-
Фронтальная работа: разобрать первое и третье предложение по членам предложения и частям речи.
10. Работа с учебником. №78, с. 50-устно
Самостоятельно выписать парами прилагательные, которые называют противоположные предметы. Как они называются?
11. Прилагательные делают нашу речь красивой.
Стояла….погода. Дул….ветерок. Пригревало…солнышко. Зеленела…травка.
12.Тест (дети работают за компьютерами)-задание из «Электронного приложения «Кирилл и Мефодий»
13.Итог урока.
14. Домашнее задание
Упр.82, стр.53
15. Творческая работа. (Дифференцированная работа).
У кого на парте розовые листочки — заменяют выделенные слова синонимами.
У кого на парте голубые листочки – заменяют выделенные слова антонимами.
-
Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Под ногами сырая земля.
Ответ: Сегодня прохладный пасмурный день. Стоит дождливая погода. По небу плывут тяжёлые тёмные тучи. Под ногами влажная земля.
-
Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Под ногами сырая земля.
Ответ: Сегодня тёплый солнечный день. Стоит ясная (хорошая) погода. По небу плывут лёгкие белые облака. Под ногами сухая земля.
Список литературы.
-
Учебник «Русский язык» для 2-го класса С.В. Иванов, М.И. Кузнецова и др.- М.: Вентана-Графф,2010г.
-
http://nachalka.info/
-
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Полный курс русского языка: все типы
заданий, все виды упражнений, все правила, все контрольные работы, все виды тестов: 2 класс. М: АСТ: Астрель: ВКТ, 2010 г.