Конспект урока по русскому языку

Повторение и обобщение изученного материала

в 5 и 6 классах по теме: «Части речи»

Автор: Безрукова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с Питерка Питерского района Саратовской области».

Цель:

— повторить, обобщить, закрепить знания, умения и навыки учащихся, полученные в 5 и 6 классах;

— активизировать мыслительную деятельность учащихся;

— развивать речь, память учащихся;

— способствовать сплочению детского коллектива;

Оборудование урока:

народная музыка, слайды о ярмарке, костюмы для учащихся.

Ход урока:

1 Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока. Вступительное слово учителя.

— Ребята, вот и подошли мы с вами к финишу изучения русского языка в 6 классе.

Нами с вами взята ещё одна высота удивительного предмета – русского языка.

Сегодня мы с вами проведём необычный урок, на котором повторим , закрепим, обобщим всё то, чему вы научились в 5 и 6 классах. А необычность урока заключается в том, что это будет урок – ярмарка!

— Что такое ярмарка? (вопрос к классу) ( слайды о ярмарке)

( учащиеся работают с «Толковым словарём», отыскивают лексическое значение этого слова).

(Вопросы к классу):

1 В каком же разделе науки о языке изучается лексическое значение слова? (ответ: в лексике)

2. Кто раньше на ярмарке продавал товар? (купцы)

3 А что можно было купить на ярмарке? ( всё, что хочешь)

4. Чем ещё были знамениты старинные ярмарки? ( звучали шутки, песни; проводились различные состязания)

3. Реализация темы и цели урока:

А) слово учителя:

— Сегодня на уроке мы тоже устроим ярмарку. Только будем «покупать и продавать» товар необычный – свои знания. Каждый человек, пришедший на ярмарку, что –то приносит. Вот и вы сегодня пришли на ярмарку не с пустыми руками, а с домашним заданием. Откройте свои «корзины – тетради» и покажите свой товар.

Б) проверка домашнего задания.

( учащиеся читают, объясняют выполнение упр., учитель оценивает «товар», слушая ответы учащихся)

( к этому уроку заранее подготовленные ученики – «купцы»).

1 ученик – зазывала:

Подходи, честной народ!

Нынче ярмарка идёт!

Собрались на ней честные

Купцы заморские и местные.

Да вот и сама ярмарка!

(входит девочка – ярмарка)

Ярмарка:

Из преданий старых, русских

Прихожу издалека.

Раньше громко били пушки,

Бил звонарь в колокола.

И от мала до велика,

Прибывал сюда народ.

Отдохнуть бывало лихо

Так любим бедняцкий род.

И последнюю копейку отдавал

За представленье.

Мог он выиграть шубейку,

Пряник, бублики, печенье.

Что ж , сегодня у вам

Праздник ярмарки пришёл

Пусть шумит , как балаган,

Каждый доброе нашёл!

Ученик :

Нам товар свой предлагают

Очень интересный.

Всё на свете они знают

Всех зовут в круг тесный!

Ученик (купец – глагол):

Мой товар ты выбирай,

А другой не замечай!

Ты корзины подставляй

И глаголы насыпай.

(учитель читает слова, учащиеся должны выбрать только глаголы)

Учитель (после проверки записи глаголов):

Что характерно для глагола, как части речи?

Слайд ( с шуточным текстом):

«Учитель обращается к ученику:

— Проспрягай глагол «идти».

— Я иду…ты идёшь…- медленно отвечает ученик.

— Поживее…

— Он бежит, мы бежим, вы бежите.»

Учитель:

-Правильно ли проспрягал ученик глагол?

Давайте мы с вами проспрягаем эти глаголы.

— Что мы можем сказать о них?

Ученик ( купец – существительное):

Хожу я по базару,

Ищу себе я пару.

Помогите мне, друзья!

Ведь без пары мне нельзя!

( ученик диктует слова – существительные, ученики записывают их и подбирают подходящее прилагательное)

Учитель:

— Что характерно для существительного?

(при проверке учитель отмечает удачно составленные словосочетания, с которыми составляются два предложения – простое и сложное, эти предложения записываются на доске и разбираются )

Ученик ( купец – прилагательное):

Подходи, честной народ!

Знатоков тут бой идёт!

Кто трудиться не ленится,

Тут в бою он отличится!

(ученик – купец предлагает игру: двум ученикам задание – один называет существительное, другой подбирает к нему прилагательное и наоборот)

Учитель:

— Что же характерно для имени прилагательного, как части речи?

Учитель:

— В начале урока мы с вами выяснили, что ни одна ярмарка не проходит без весёлых шуток и забав. Вот и на нашей ярмарке не обойдётся без них.

( звучит музыка, входит Кикимора)

Кикимора:

Ах, как весело у вас!

Что за шум в столь школьный час?

Кто сюда позвал вас всех?

Почему я слышу смех?

Ладно, ладно, не шумите,

Бедную меня простите.

Я не буду вам мешать,

Сяду и начну писать.

(садится за парту)

Учитель:

— Ребята, нам с вами пришли письма, их прислали ребята из разных стран. Вы должны будете выполнить задания: прочитать письмо – шутку так, чтобы мы все смеялись, а потом найти в письме все местоимения.

( пока учащиеся готовятся к выразительному прочтению писем, с остальными учащимися проводится игра «Аукцион», где учащиеся отгадывают загадки, и определяют часть речи отгадки, какую орфограмму можно выделить в данном слове).

Выразительное чтение писем учащимися.

4. Итог урока.

— Ребята, как вы считаете, выполнили мы с вами цель , которую ставили в начале урока?

— Что вам больше всего понравилось на уроке?

5. Домашнее задание:

Составьте устный рассказ «На ярмарке».

6. Оценочный балл за урок.

7. Организационное окончание урока.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here