Конспект урока по русскому языку
Повторение и обобщение изученного материала
в 5 и 6 классах по теме: «Части речи»
Автор: Безрукова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с Питерка Питерского района Саратовской области».
Цель:
— повторить, обобщить, закрепить знания, умения и навыки учащихся, полученные в 5 и 6 классах;
— активизировать мыслительную деятельность учащихся;
— развивать речь, память учащихся;
— способствовать сплочению детского коллектива;
Оборудование урока:
народная музыка, слайды о ярмарке, костюмы для учащихся.
Ход урока:
1 Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока. Вступительное слово учителя.
— Ребята, вот и подошли мы с вами к финишу изучения русского языка в 6 классе.
Нами с вами взята ещё одна высота удивительного предмета – русского языка.
Сегодня мы с вами проведём необычный урок, на котором повторим , закрепим, обобщим всё то, чему вы научились в 5 и 6 классах. А необычность урока заключается в том, что это будет урок – ярмарка!
— Что такое ярмарка? (вопрос к классу) ( слайды о ярмарке)
( учащиеся работают с «Толковым словарём», отыскивают лексическое значение этого слова).
(Вопросы к классу):
1 В каком же разделе науки о языке изучается лексическое значение слова? (ответ: в лексике)
2. Кто раньше на ярмарке продавал товар? (купцы)
3 А что можно было купить на ярмарке? ( всё, что хочешь)
4. Чем ещё были знамениты старинные ярмарки? ( звучали шутки, песни; проводились различные состязания)
3. Реализация темы и цели урока:
А) слово учителя:
— Сегодня на уроке мы тоже устроим ярмарку. Только будем «покупать и продавать» товар необычный – свои знания. Каждый человек, пришедший на ярмарку, что –то приносит. Вот и вы сегодня пришли на ярмарку не с пустыми руками, а с домашним заданием. Откройте свои «корзины – тетради» и покажите свой товар.
Б) проверка домашнего задания.
( учащиеся читают, объясняют выполнение упр., учитель оценивает «товар», слушая ответы учащихся)
( к этому уроку заранее подготовленные ученики – «купцы»).
1 ученик – зазывала:
Подходи, честной народ!
Нынче ярмарка идёт!
Собрались на ней честные
Купцы заморские и местные.
Да вот и сама ярмарка!
(входит девочка – ярмарка)
Ярмарка:
Из преданий старых, русских
Прихожу издалека.
Раньше громко били пушки,
Бил звонарь в колокола.
И от мала до велика,
Прибывал сюда народ.
Отдохнуть бывало лихо
Так любим бедняцкий род.
И последнюю копейку отдавал
За представленье.
Мог он выиграть шубейку,
Пряник, бублики, печенье.
Что ж , сегодня у вам
Праздник ярмарки пришёл
Пусть шумит , как балаган,
Каждый доброе нашёл!
Ученик :
Нам товар свой предлагают
Очень интересный.
Всё на свете они знают
Всех зовут в круг тесный!
Ученик (купец – глагол):
Мой товар ты выбирай,
А другой не замечай!
Ты корзины подставляй
И глаголы насыпай.
(учитель читает слова, учащиеся должны выбрать только глаголы)
Учитель (после проверки записи глаголов):
— Что характерно для глагола, как части речи?
Слайд ( с шуточным текстом):
«Учитель обращается к ученику:
— Проспрягай глагол «идти».
— Я иду…ты идёшь…- медленно отвечает ученик.
— Поживее…
— Он бежит, мы бежим, вы бежите.»
Учитель:
-Правильно ли проспрягал ученик глагол?
Давайте мы с вами проспрягаем эти глаголы.
— Что мы можем сказать о них?
Ученик ( купец – существительное):
Хожу я по базару,
Ищу себе я пару.
Помогите мне, друзья!
Ведь без пары мне нельзя!
( ученик диктует слова – существительные, ученики записывают их и подбирают подходящее прилагательное)
Учитель:
— Что характерно для существительного?
(при проверке учитель отмечает удачно составленные словосочетания, с которыми составляются два предложения – простое и сложное, эти предложения записываются на доске и разбираются )
Ученик ( купец – прилагательное):
Подходи, честной народ!
Знатоков тут бой идёт!
Кто трудиться не ленится,
Тут в бою он отличится!
(ученик – купец предлагает игру: двум ученикам задание – один называет существительное, другой подбирает к нему прилагательное и наоборот)
Учитель:
— Что же характерно для имени прилагательного, как части речи?
Учитель:
— В начале урока мы с вами выяснили, что ни одна ярмарка не проходит без весёлых шуток и забав. Вот и на нашей ярмарке не обойдётся без них.
( звучит музыка, входит Кикимора)
Кикимора:
Ах, как весело у вас!
Что за шум в столь школьный час?
Кто сюда позвал вас всех?
Почему я слышу смех?
Ладно, ладно, не шумите,
Бедную меня простите.
Я не буду вам мешать,
Сяду и начну писать.
(садится за парту)
Учитель:
— Ребята, нам с вами пришли письма, их прислали ребята из разных стран. Вы должны будете выполнить задания: прочитать письмо – шутку так, чтобы мы все смеялись, а потом найти в письме все местоимения.
( пока учащиеся готовятся к выразительному прочтению писем, с остальными учащимися проводится игра «Аукцион», где учащиеся отгадывают загадки, и определяют часть речи отгадки, какую орфограмму можно выделить в данном слове).
Выразительное чтение писем учащимися.
4. Итог урока.
— Ребята, как вы считаете, выполнили мы с вами цель , которую ставили в начале урока?
— Что вам больше всего понравилось на уроке?
5. Домашнее задание:
Составьте устный рассказ «На ярмарке».
6. Оценочный балл за урок.
7. Организационное окончание урока.