КОНСПЕКТ УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

С ПРЕЗЕНТАЦИЕ

Выполнила: Мокина Светлана Юрьевна

Учитель начальных классов

МАОУ «Гимназия № 4» города Саратова

Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи. Времена года»

4 класс (обобщение знаний об имени прилагательном).

Саратов

2013 – 2014 уч/год

КОНСПЕКТ УРОКА С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ.

Выполнила: Мокина Светлана Юрьевна

Учитель начальных классов МАОУ «Гимназия № 4» г. Саратова.

  1. Русский язык.

4 класс.

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык».

  1. Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи. Времена года».

  1. Дидактическая цель: показать учащимся значение имен прилагательных, правильно их употреблять в речи, формировать орфографическую зоркость, работать над развитием личности учащихся.

  1. Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

  1. Вид урока: урок – путешествие.

  1. Задачи урока:

    • образовательная: совершенствовать навыки нахождения, употребления и правильного написания имен прилагательных;

    • развивающая: развивать интерес к предмету, формировать грамотную речь детей, обогатить словарный запас учащихся;

    • воспитательная: экологическое и эстетическое воспитание на материале урока.

  1. Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, наглядный, словесный.

  1. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, совместная учебная деятельность, индивидуальная, парная.

  1. Средства обучения:

    • для учащихся: учебник русского языка, 4 класс, презентация «Времена года», толковый словарь русского языка;

    • для учителя: методические рекомендации, презентация «Времена года» ( содержит заметки к слайдам ), учебник «Русский язык, 4 класс».

10.Литература:

  • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык»;

  • Е. Трутнева «Четыре художника».

Титульный слайд – слайд № 1.

ХОД УРОКА.

Этап

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

слай- да

1.

Орг-момент.

Полная готовность класса к началу урока. Готовность оборудования.

Готовность учеников к началу урока. Быстрое включение в работу. Запись числа в тетради.

2.

Целепо-лагание и мотива-ция.

На слайде появляется стихотворение.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю Вашу речь,

Меня Вам надо знать, беречь!

-О чем идет речь в стихотворении?

-Сформулируйте тему урока.

На слайде появляется задание:

  • Выпиши слова, у которых есть окончания, выдели окончание;

  • Какая это часть речи?

Слова: жарко, зимняя, холодно, летний, осеннее, ночь, листок, весеннее, день, лесок.

Далее идет проверка выписанных слов при помощи компьютера.

-В стихотворении идет речь об именах прилагательных.

-Тема урока: «Имя прилагательное».

Ученики выписывают слова, выделяют окончания, проверяют, отвечают на вопросы учителя.

Слайд № 2

Слайд № 2

3.

Актуали-зация знаний учащихся.

-Дайте определение имени прилагатель-ному.

-Для чего нужны прилагательные в речи?

-Какие окончания бывают у имен прилагательных? Назовите их.

Вид работы: чистописание.

Запишите окончания прилагательных по образцу ( образец написан на доске: буквы соединены между собой витками спирали, отрабатывается безотрывное письмо ):

я я е е

и й и е

На экране появляется стихотворение

Е. Трутневой «Четыре художника».

Четверо художников,

Столько же картин:

Белой краской выкрасил

Всё подряд один.

У второго – синие

Небо и ручьи,

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На картинах третьего –

Красок и не счесть:

Желтая, зеленая,

Голубая есть.

А четвертый — золотом

Расписал сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды.

Всюду бусы-ягоды

Спеют по лесам.

Кто же те художники?

Догадайся сам!

-Ответьте на вопрос стихотворения: «Кто же те художники?»

Сегодня мы побываем во всех временах года за один урок. Узнаем, что помогает отличить одно время года от другого. Но в пути надо быть внимательным и наблюдательным. Итак, закрываем глаза и отправляемся в путь.

-Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?

-Имена прилагатель-ные делают нашу речь ярче, красочнее,богаче.

-Окончания имен прилагательных:

м.р.: -ой, -ый, -ий

ж.р.: -ая. –яя

ср.р.: -ое, -ее

мн.ч.: -ые, -ие.

-Эти художники – времена года.

Слайд № 3

Гипер-ссылка дает возмож-ность попасть на самый послед-ний слайд. № 17.

Слайд № 4

4.

Обобще-ние и система-тизация знаний.

Первая станция – «ЗИМА».

На данном слайде изображен зимний пейзаж.

На следующем слайде находится текст с пропущенными буквами-орфограммами и именами прилагательными.

Зима.

По ств_лам и суч_ям д_рев_ев п_стукивает м_ро_. … хлоп_ями падает … снег. В … неб_ зажглись … звёзды. Тихо в л_су !

-Нравится ли вам этот текст?

-Как сделать его ярче, красочнее?

-Раскрасьте текст с помощью подходящих имен прилагательных.

Вид работы: осложненное списывание.

Запись текста в тетради после разбора пропущенных орфограмм.

Проверка: чтение «раскрашенного» текста учениками, проверка написанного при помощи компьютера.

-Какую роль играют имена прилагательные в тексте?

Физминутка:

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Вторая станция – «ВЕСНА»

На слайде изображен весенний пейзаж.

-Назовите весенние приметы.

-Составьте предложения по теме «Весна».

Вид работы: письмо под диктовку.

Запись предложения под диктовку с последующим синтаксическим разбором и проверкой при помощи компьютера.

На тонких3 веточках березы появились молодые почки.4

( Повеств., невоскл.. распр., простое, без однор. чл. ) [ = – ].

Задания.

1. Выписать словосочетания с вопросами:

почки ( какие? ) молодые

появились ( где?, на чем? ) на веточках

на веточках ( каких? ) тонких

на веточках ( чего? ) березы

— Каким членом предложения являются имена прилагательные?

-С какой частью речи они связаны?

2. Выполнить морфологический разбор прилагательного.

(На) тонких (веточках) ( на каких? ) – н. ф. ( какой? ) тонкий, прил., мн.ч., П. п., втор. чл. – определение.

Третья станция – «ЛЕТО».

На слайде изображен летний пейзаж.

Вид работы: выборочное письмо.

На экране появляется текст, в котором пропущены окончания прилагательных. Выписать из текста словосочетания прил. + сущ., определить род, число и падеж имен прилагательных.

Береги природу!

Жарк__ летом идешь с ребятами в прохладн__ лес и на зелен__ луг. Там цветет бел__ ромашка и син__ колокольчик. В траве горит ал__ гвоздика. Около больш__ городов уже мало осталось Полев__ цветов. Береги их !

Словарная работа.

На экране появляются 4 картины – разные времена года.

-Где можно встретить сразу все времена года?

-Что такое картинная галерея? ( Если дети затрудняются ответить, можно предло-жить посмотреть им значение слова в толковом словаре. )

К_ртинная2 г_л_рея.

Физминутка для глаз.

Ответы детей.

Ответы учащихся.

Ответы учеников.

Один ученик с места выполняет синтакси-ческий разбор предло-жения, дает его характеристику.

Другой ученик устно проговаривает слово-сочетания с последую-щей проверкой на экра-не и записью в тетрадь.

Ответы детей.

Ученики самостоя-тельно выполняют задание в тетради с последующей компью-терной проверкой.

Учащиеся работают самостоятельно. Далее: работа в парах – взаимопроверка тетрадей с параллельной компьютерной проверкой.

-В картинной галерее.

-Музей, помещение для выставки картин.

Ученик с места разби-рает слово по составу, идет проверка на компьютере.

Слайд

5

Слайд

6

Слайд

7

Слайд

8

Слайд

9

Слайд № 10

Слайд

11

Слайд

12

Слайл № 13

5.

Примене-ние

знаний и умений

в новой ситуации.

Четвертая станция – «ОСЕНЬ».

На слайде изображен осенний пейзаж.

Творческая работа.

На слайде появляются четыре картины с изображениями осенних пейзажей. Детям предлагается за 7 – 10 минут написать по одной из картин сочинение – миниатюру на тему «Золотая осень» с использованием в тексте имен прилагательных.

Написание сочинения – миниатюры «Золотая осень».

Чтение сочинений учащимися. Коррекция допущенных речевых ошибок ( по необходи-мости ).

Слайд

14

Слайд

15

6.

Рефлек-сия.

Я – знаю! Я – умею! Я – могу!

-Что такое имя прилагательное?

-С какой частью речи и как связаны имена прилагательные?

-Какую роль играют имена прилагательные в речи?

-Какие виды разборов выполнили на уроке?

-Какие виды работ были на уроке?

-Что понравилось больше всего?

-Что нового научились делать на уроке?

Подведение итогов работы учащихся. Выставление оценок.

Благодарность учителя детям за работу на уроке.

Ответы детей.

Слайд

16

Гипер-ссылка позволя-ет вер-нуться на слайд № 3 для повто-рения опреде-ления имени прилага-тельного

Слайд

17

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here