Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Тулуна
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
Урок русского языка в 4 классе
Тема урока: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам».
Автор : Колобова А.С.,
учитель начальных классов,
МБОУ СОШ №7,г.Тулун
Урок русского языка.
Тема урока: «Изменение глаголов прошедшего времени».
Цель урока:
познакомить учащихся с изменением окончаний глаголов прошедшего времени.
Задачи:
-
Сформировать умение изменять глаголы прошедшего времени по числам и родам.
-
Совершенствовать умение правописания окончаний глаголов прошедшего времени.
-
Развивать внимание, память, монологическую речь, воображение, орфографическую зоркость.
-
Воспитывать самостоятельность, волевые качества, взаимоуважение при работе в парах, чувство прекрасного.
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
-
Репродуктивный
-
Объяснительно-иллюстративный
-
Объяснительно-побуждающий
-
Инструктивно-практический
-
Исследовательский
-
Проблемный
Основные приёмы обучения:
-
Коллективный
-
Наблюдение и анализ
-
Индивидуальный
Формы обучения:
-
Объяснение
-
Беседа
-
Работа с учебником
-
Исследование
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Средства обучения: презентация, учебник; раздаточный материал: карточки.
Оборудование и ТСО: компьютер, мультимедийное оборудование.
Ожидаемый результат:
-
Выработка умения изменять окончания глаголов прошедшего времени в зависимости от их рода и числа.
-
Получение навыков правильного употребления глаголов прошедшего времени в речи.
-
Пробуждение интереса к изучению русского языка.
План урока:
-
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
-
Орфографическая минутка.
-
Минутка чистописания.
-
Повторение. Актуализация знаний.
-
Постановка темы и целей урока.
-
Открытие новых знаний.
-
Исследование.
-
Работа с таблицей.
-
Физминутка .
-
Закрепление полученных знаний.
-
Подведение итогов.
-
Рефлексия.
-
Домашнее задание.
ХОД УРОКА:
1. Орг. момент.
— Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поприветствуем их. Проверьте готовность к уроку. Всё ли у вас на месте? Улыбнитесь друг другу, мне, пожелайте удачи, ведь удача нам сегодня ой, как пригодится! Вы постарайтесь работать быстро, а самое главное дружно! Нас ждёт страна Глаголия ( слайд1)
-
Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.
2. Орфографическая минутка.
Слайд 2
Б…седа, б…ография, бл…стеть, б…лото.
У. Объясните написания орфограмм.
У. Ребята, что объединяет эти слова?
Д. Все слова начинаются с буквы б.
У. Какое слово лишнее? Докажите свою точку зрения. (доказывают).
3. Минутка чистописания.
У. Определите букву, которую будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне глагола и обозначает в нём непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква?
Д. Эль
У. Лл · Лл ·
— Выберите себе упражнение для написания. Сели ровно, тетради положили правильно.
— Оцените свою работу. Схоже ли ваше написание с показом на доске?
4. Повторение. Актуализация знаний.
-
Чтобы войти в страну Глаголию, необходимо получить пропуск. Для этого нужно правильно выполнить тест.
Тест.
1. Глагол – это часть речи, которая обозначает:
в) предмет
г) действие предмета
2. Глаголы отвечают на вопросы:
л) Что делает? Что делают?
м) Кто? Что?
3. Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы:
б) Что делает? Что делают?
а) Что делала? Что делали?
4. Глаголы изменяются по:
д) падежам
г) временам
5.Каким членом предложения бывает глагол:
о) сказуемым
п) подлежащим
6. У какого глагола нельзя определить время:
к) светил
л) сверкать
Самопроверка (Плюс +) (ГЛАГОЛ)
— Какое слово получилось?
— Что такое ГЛАГОЛ?
— Что вы можете рассказать о данной части речи?
— Молодцы! Я вручаю вам билет-пропуск в страну Глаголию.
5. Постановка темы и целей урока.
У. Ребята, перед нами отрывок К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака»
(чтение обучающимися) (слайд3)
Д. Ревела буря, дождь шумел;
Во мраке молнии летали;
Бесперерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали.
У. Какие образные средства использует автор?
Д. Автор использует –олицетворение ( ревела буря, ветры бушевали)
У. Какими словами автор передает состояние природы?
Д. Словами – ревела, шумел, летали, гремел, бушевали.
У. Ребята, что объединяет эти слова?
Д. Это глаголы прошедшего времени, единственного числа.
У. Докажите.
Д. Во всех глаголах есть суффикс л.
У. А чем они различаются?
У. Ребята, сформулируйте тему нашего урока?
Д. « Изменение глаголов прошедшего времени по родам» (слайд 4)
У. Молодцы, мы продолжим сегодня работу над глаголами прошедшего
времени .
6. Открытие новых знаний.
— Ребята, посмотрите, кто живёт в стране Глаголии? (слайд 5)
— Знайка очень любит изучать глаголы. Он просит вас выписать из этого стихотворения глаголы в единственном числе вместе с существительными, с которыми они связаны, в тетрадь.( на партах тексты стихотворения)
— Проверьте, всё ли у вас верно.
— А вот Незнайка учиться сочинять предложения с глаголами. Прочитайте его предложения.
Слайд 6.
-
Снег сверкал .
-
Солнце сверкал .
-
Заря сверкал .
Проблемный диалог.
— Согласны ли вы с таким написанием?
— А какие предложения вам не нравятся? Чем?
— Определите род существительного в каждом предложении.
— Как вы думаете, будет ли меняться глагол в зависимости от рода и времени существительного? (Да)
— Прочитайте правильно эти предложения. Что в них изменилось? (окончание)
— А почему вы меняли окончание? (род существит.)
— Можете ли вы сделать вывод, как изменяются глаголы прошедшего времени? (по родам)
— Что меняется у глаголов прошедшего времени? (окончание)
— Давайте понаблюдаем за изменением глаголов прошедшего времени. Проведём исследовательскую работу.
7. Исследование (работа в группе).
— Сейчас вы будете работать в группах.
— У вас на столе лежат таблица для исследования. Заполните её.
— Выделите окончания глаголов.
Прошедшее время | |||
Мужской род он | Женский род она | Средний род оно | |
Петь Играть Рисовать Убежать
|
|
|
|
Зачитывают столбики ответов.
Самопроверка (Плюс +)
— Сделайте вывод.
8. Работа с таблицей в учебнике.
— Давайте сравним результаты нашего исследования с данными таблицы в учебнике на стр. 110.
— Почему глаголы изменили свои окончания?
— Какие родовые окончания имеют глаголы прошедшего времени?
( параллельно на доске появляется схема- кластер).
— В каком числе глаголы прошедшего времени изменяются по родам?
9. Физминутка.
— Сейчас жители страны Глаголии хотят с вами поиграть. Вы посмотрите фрагмент мультфильма и должны будете посчитать количество глаголов прошедшего времени в нем.
— А в этом фрагменте 1-му ряду нужно посчитать глаголы прошедшего времени женского рода, 2-му ряду – мужского, 3-му ряду – среднего рода.
10. Закрепление полученных знаний.
А) Самостоятельная работа детей.
— Ребята, жители страны Глаголии хотят проверить, как вы усвоили материал. Они предлагают вам выполнить задание.
— Из данного стихотворения выпишите глаголы прошедшего времени в 3 столбика по родам:
Если б мыло
Приходил…
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыл… —
Хорошо бы это было!..
Если б ручку мне в придачу,
Чтоб могла
Решить задачу,
Написать диктант любой –
Всё сама,
Само собой!..
Вот была бы красота!
Вот бы жизнь тогда настал..!
Знай, гуляй да отдыхай!
Тут и мама перестал…
Говорить, что я лентяй…
Проверка устно, фронтально.
Д. Глаголы –приходило ,мыло– ср.р., настала , перестала- ж.р.
Б) Дифференцированная работа.
— Молодцы! Вы справились с заданием. Пора нам возвращаться назад в наш класс. Но сделать это не так-то просто. Сейчас я предложу вам на выбор 2 задания, а вы выберите то, которое вам по силам или больше понравилось.
1 задание:
— К данным картинкам подберите глаголы прошедшего времени разных родов.
2 задание. Работа по индивидуальным карточкам.
— К данным существительным запишите подходящий по смыслу глагол прошедшего времени.
Выделите окончание глагола, определите род.
Солнце ……….,
трава ………..,
воробей….
Слова для выбора: зеленела, чирикал, летала, пело, сияло, светила, сверкал.
11. Итог урока.
— Ну вот мы с вами и вернулись в класс. Вам понравилось наше путешествие в страну Глаголию?
— Что нового узнали вы сегодня на уроке?
— Чему научились?
— А хотите сыграть еще в одну игру?
— У вас на партах лежат сигнальные карточки. Посмотрите.
— Что обозначают записи на них?
— Я читаю вам предложение, а вы определяйте род глагола.
За низкие крыши солнце зашло.
Д.: карточка — средний род.
Подул сильный ветер.
Д.: карточка — мужской род.
Ночь наступила.
Д.: карточка — женский род.
Уснуло село.
Д.: карточка — средний род.
Выставление отметок за урок.
12. Рефлексия.
— Ребята наш урок подошел к концу. Мне было очень легко и интересно работать с вами. На память я дарю вам билетики –пропуски в страну Глаголию. Они вам еще не раз пригодятся. Но и вы оставьте мне на память о себе что-нибудь. Я очень люблю весну, цветы. На доске вы видите изображение вазы. Составьте букет из цветов. Если урок вам понравился, то поставьте в вазу красный цветок, если нет, то — синий.
— Спасибо, у вас получился отличный букет. Как раз к 8 марта. До свидания!
13. Домашнее задание. Упр. 232.