Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Тулуна

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

Урок русского языка в 4 классе

Тема урока: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам».

Автор : Колобова А.С.,

учитель начальных классов,

МБОУ СОШ №7,г.Тулун

Урок русского языка.

Тема урока: «Изменение глаголов прошедшего времени».

Цель урока:

познакомить учащихся с изменением окончаний глаголов прошедшего времени.

Задачи:

  • Сформировать умение изменять глаголы прошедшего времени по числам и родам.

  • Совершенствовать умение правописания окончаний глаголов прошедшего времени.

  • Развивать внимание, память, монологическую речь, воображение, орфографическую зоркость.

  • Воспитывать самостоятельность, волевые качества, взаимоуважение при работе в парах, чувство прекрасного.

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

  • Репродуктивный

  • Объяснительно-иллюстративный

  • Объяснительно-побуждающий

  • Инструктивно-практический

  • Исследовательский

  • Проблемный

Основные приёмы обучения:

  • Коллективный

  • Наблюдение и анализ

  • Индивидуальный

Формы обучения:

  • Объяснение

  • Беседа

  • Работа с учебником

  • Исследование

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Средства обучения: презентация, учебник; раздаточный материал: карточки.

Оборудование и ТСО: компьютер, мультимедийное оборудование.

Ожидаемый результат:

  • Выработка умения изменять окончания глаголов прошедшего времени в зависимости от их рода и числа.

  • Получение навыков правильного употребления глаголов прошедшего времени в речи.

  • Пробуждение интереса к изучению русского языка.

План урока:

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

  2. Орфографическая минутка.

  3. Минутка чистописания.

  4. Повторение. Актуализация знаний.

  5. Постановка темы и целей урока.

  6. Открытие новых знаний.

  7. Исследование.

  8. Работа с таблицей.

  9. Физминутка .

  10. Закрепление полученных знаний.

  11. Подведение итогов.

  12. Рефлексия.

  13. Домашнее задание.

ХОД УРОКА:

1. Орг. момент.

— Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поприветствуем их. Проверьте готовность к уроку. Всё ли у вас на месте? Улыбнитесь друг другу, мне, пожелайте удачи, ведь удача нам сегодня  ой, как пригодится! Вы постарайтесь работать быстро, а самое главное  дружно! Нас ждёт страна Глаголия ( слайд1)

  • Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.

2. Орфографическая минутка.

Слайд 2

Б…седа, б…ография, бл…стеть, б…лото.

У. Объясните написания орфограмм.

У. Ребята, что объединяет эти слова?

Д. Все слова начинаются с буквы б.

У. Какое слово лишнее? Докажите свою точку зрения. (доказывают).

3. Минутка чистописания.

У. Определите букву, которую будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне глагола и обозначает в нём непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква?

Д. Эль

У. Лл · Лл ·

— Выберите себе упражнение для написания. Сели ровно, тетради положили правильно.

— Оцените свою работу. Схоже ли ваше написание с показом на доске?

4. Повторение. Актуализация знаний.

  • Чтобы войти в страну Глаголию, необходимо получить пропуск. Для этого нужно правильно выполнить тест.

Тест.

1. Глагол – это часть речи, которая обозначает:

в) предмет

г) действие предмета

2. Глаголы отвечают на вопросы:

л) Что делает? Что делают?

м) Кто? Что?

3. Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы:

б) Что делает? Что делают?

а) Что делала? Что делали?

4. Глаголы изменяются по:

д) падежам

г) временам

5.Каким членом предложения бывает глагол:

о) сказуемым

п) подлежащим

6. У какого глагола нельзя определить время:

к) светил

л) сверкать

Самопроверка (Плюс +) (ГЛАГОЛ)

— Какое слово получилось?

— Что такое ГЛАГОЛ?

— Что вы можете рассказать о данной части речи?

— Молодцы! Я вручаю вам билет-пропуск в страну Глаголию.

5. Постановка темы и целей урока.

У. Ребята, перед нами отрывок К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака»

(чтение обучающимися) (слайд3)

Д. Ревела буря, дождь шумел;
Во мраке молнии
летали;
Бесперерывно гром
гремел,
И ветры в дебрях
бушевали.

У. Какие образные средства использует автор?

Д. Автор использует –олицетворение ( ревела буря, ветры бушевали)

У. Какими словами автор передает состояние природы?

Д. Словами – ревела, шумел, летали, гремел, бушевали.

У. Ребята, что объединяет эти слова?

Д. Это глаголы прошедшего времени, единственного числа.

У. Докажите.

Д. Во всех глаголах есть суффикс л.

У. А чем они различаются?

У. Ребята, сформулируйте тему нашего урока?

Д. « Изменение глаголов прошедшего времени по родам» (слайд 4)

У. Молодцы, мы продолжим сегодня работу над глаголами прошедшего

времени .

6. Открытие новых знаний.

— Ребята, посмотрите, кто живёт в стране Глаголии? (слайд 5)

— Знайка очень любит изучать глаголы. Он просит вас выписать из этого стихотворения глаголы в единственном числе вместе с существительными, с которыми они связаны, в тетрадь.( на партах тексты стихотворения)

— Проверьте, всё ли у вас верно.

— А вот Незнайка учиться сочинять предложения с глаголами. Прочитайте его предложения.

Слайд 6.

  • Снег сверкал .

  • Солнце сверкал .

  • Заря сверкал .

Проблемный диалог.

— Согласны ли вы с таким написанием?

— А какие предложения вам не нравятся? Чем?

— Определите род существительного в каждом предложении.

— Как вы думаете, будет ли меняться глагол в зависимости от рода и времени существительного? (Да)

— Прочитайте правильно эти предложения. Что в них изменилось? (окончание)

— А почему вы меняли окончание? (род существит.)

— Можете ли вы сделать вывод, как изменяются глаголы прошедшего времени? (по родам)

— Что меняется у глаголов прошедшего времени? (окончание)

— Давайте понаблюдаем за изменением глаголов прошедшего времени. Проведём исследовательскую работу.

7. Исследование (работа в группе).

Сейчас вы будете работать в группах.

— У вас на столе лежат таблица для исследования. Заполните её.

— Выделите окончания глаголов.

Глагол

Прошедшее время

Мужской род

он

Женский род

она

Средний род

оно

Петь

Играть

Рисовать

Убежать

Зачитывают столбики ответов.

Самопроверка (Плюс +)

— Сделайте вывод.

8. Работа с таблицей в учебнике.

— Давайте сравним результаты нашего исследования с данными таблицы в учебнике на стр. 110.

— Почему глаголы изменили свои окончания?

— Какие родовые окончания имеют глаголы прошедшего времени?

( параллельно на доске появляется схема- кластер).

— В каком числе глаголы прошедшего времени изменяются по родам?

9. Физминутка.

— Сейчас жители страны Глаголии хотят с вами поиграть. Вы посмотрите фрагмент мультфильма и должны будете посчитать количество глаголов прошедшего времени в нем.

— А в этом фрагменте 1-му ряду нужно посчитать глаголы прошедшего времени женского рода, 2-му ряду – мужского, 3-му ряду – среднего рода.

10. Закрепление полученных знаний.

А) Самостоятельная работа детей.

— Ребята, жители страны Глаголии хотят проверить, как вы усвоили материал. Они предлагают вам выполнить задание.

— Из данного стихотворения выпишите глаголы прошедшего времени в 3 столбика по родам:

Если б мыло

Приходил…

По утрам ко мне в кровать

И само меня бы мыл… —

Хорошо бы это было!..

Если б ручку мне в придачу,

Чтоб могла

Решить задачу,

Написать диктант любой –

Всё сама,

Само собой!..

Вот была бы красота!

Вот бы жизнь тогда настал..!

Знай, гуляй да отдыхай!

Тут и мама перестал…

Говорить, что я лентяй…

Проверка устно, фронтально.

Д. Глаголы –приходило ,мыло– ср.р., настала , перестала- ж.р.

Б) Дифференцированная работа.

— Молодцы! Вы справились с заданием. Пора нам возвращаться назад в наш класс. Но сделать это не так-то просто. Сейчас я предложу вам на выбор 2 задания, а вы выберите то, которое вам по силам или больше понравилось.

1 задание:

— К данным картинкам подберите глаголы прошедшего времени разных родов.

2 задание. Работа по индивидуальным карточкам.

— К данным существительным запишите подходящий по смыслу глагол прошедшего времени.

Выделите окончание глагола, определите род.

Солнце ……….,

трава ………..,

воробей….

Слова для выбора: зеленела, чирикал, летала, пело, сияло, светила, сверкал.

11. Итог урока.

— Ну вот мы с вами и вернулись в класс. Вам понравилось наше путешествие в страну Глаголию?

— Что нового узнали вы сегодня на уроке?

— Чему научились?

— А хотите сыграть еще в одну игру?

— У вас на партах лежат сигнальные карточки. Посмотрите.

— Что обозначают записи на них?

— Я читаю вам предложение, а вы определяйте род глагола.

За низкие крыши солнце зашло.

Д.: карточка — средний род.

Подул сильный ветер.

Д.: карточка — мужской род.

Ночь наступила.

Д.: карточка — женский род.

Уснуло село.

Д.: карточка — средний род.

Выставление отметок за урок.

12. Рефлексия.

— Ребята наш урок подошел к концу. Мне было очень легко и интересно работать с вами. На память я дарю вам билетики –пропуски в страну Глаголию. Они вам еще не раз пригодятся. Но и вы оставьте мне на память о себе что-нибудь. Я очень люблю весну, цветы. На доске вы видите изображение вазы. Составьте букет из цветов. Если урок вам понравился, то поставьте в вазу красный цветок, если нет, то — синий.

— Спасибо, у вас получился отличный букет. Как раз к 8 марта. До свидания!

13. Домашнее задание. Упр. 232.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here