Дубовкина С.А.

Урок №40

  1. Тема урока: «Имя существительное и его роль в речи»

  1. Интегрирующая дидактическая цель: ознакомление с обобщённым лексическим значением имен существительных (являются названием людей, вещей, событий и др.)

  1. Целевой план действий для учащихся:

  • закрепление ранее полученных знаний по теме: “Имя существительное”;

  • совершенствование умения находить в текстах имена существительные, отличать их от других частей речи;

  • развитие внимания, мышления;

  • формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли существительного в речи;

  • активизирование познавательной деятельности учащихся;

  1. Банк информации:

а) входной контроль

Ответьте на вопросы:

— Что помните о существительном?

— Что мы понимаем под словом предмет?

б) объяснение нового материала

Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Имена существительные в художественном тексте могут быть очень выразительными: именами существительными можно нарисовать картины природы, окружающего мира.

Например, так, как В.Маяковский.

Вечер. Поле.
Огоньки.
Дальняя дорога.

Имена существительные дают названия всем предметам.

Конспект урока по русскому языку "Имя существительное и его роль в речи" 3 класс

Назовите имена существительные, которые видите на картинке.

Дополните ряды существительных:

  • живые существа: девочка . . .

  • явления природы: гроза . . .

  • явления общественной жизни: митинг . . .

  • признак как предмет: синева . . .

  • действие как предмет: бег . . .

  • абстрактные понятия: счастье . . .

  • конкретные понятия: дверь . . .

И ВСЁ ЭТО – ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

в) закрепление нового материала

Уровень А

Задание 1.

Цель: — развитие умения находить в тексте имена существительные.

Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитай стихотворение. 2. Спиши. 3. Подчеркни имена существительные.

А метелица весь вечер

Косы белые плетёт.

И шагает мне навстречу

По бульвару Новый год.

О.Высотская

Задание 2.

Цель: развитие умения определять число существительных.

Методический комментарий для учащихся:1. Запиши существительные в 2 столбика по числам.

Крики, воин, рыбак, гусь, бегемоты, крабы, зеркало, джунгли, гараж, шорты.

Задание3.

Цель: — развитие умения изменять по числам существительные.

Методический комментарий для учащихся: 1. От имён прилагательных образуй и запиши имена существительные. 2. Выдели суффиксы.

Жёлтый, белый, волшебный, новый, привычный, весёлый.

Задание 4.

Цель: — учить правильно находить противоположные по смыслу имена существительные.

Методический комментарий для учащихся: 1.Слова из первого столбика соедини с противоположными по смыслу словами из второго столбика.

белизна разлука

богач глупец

встреча Конспект урока по русскому языку "Имя существительное и его роль в речи" 3 класс Конспект урока по русскому языку "Имя существительное и его роль в речи" 3 класс Конспект урока по русскому языку "Имя существительное и его роль в речи" 3 класс чернота

мудрец бедняк

Уровень Б

Задание 1.

Цель: — развитие умения находить в тексте имена существительные.

Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитай стихотворение. 2. Спиши. 3. Подчеркни имена существительные.

Если мы идём в поход,

Смех от нас не отстаёт!

С нами он в любой игре

Дома, в школе, на дворе,

На реке, в лесу и в поле,

На катке и на футболе.

А.Босев

Задание 2.

Цель: развитие умения определять число существительных.

Методический комментарий для учащихся:1. Запиши существительные в 2 столбика по числам.

Писатель, валенки, старики, базар, родители, грусть, волны, мёд, клещ, вёсла.

Задание3.

Цель: — развитие умения изменять по числам существительные.

Методический комментарий для учащихся: 1. От имён прилагательных образуй и запиши имена существительные. 2. Выдели суффиксы.

Красный, загадочный, синий, мудрый, быстрый, кривой, дешёвый.

Задание 4.

Цель: — учить правильно находить противоположные по смыслу имена существительные.

Методический комментарий для учащихся: 1.Слова из первого столбика соедини с противоположными по смыслу словами из второго столбика.

восход быль

карлик веселье

сказка Конспект урока по русскому языку "Имя существительное и его роль в речи" 3 класс Конспект урока по русскому языку "Имя существительное и его роль в речи" 3 класс Конспект урока по русскому языку "Имя существительное и его роль в речи" 3 класс великан

скука закат

Уровень С

Задание 1.

Цель: — развитие умения находить в тексте имена существительные.

Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитай стихотворение, используя слова для справок. 2. Что ещё вы добавите, чтобы стихотворение восстановить полностью? 3. Спиши. 4. Подчеркни имена существительные.

Что где?

Дерево прячет корни __ ____________ .

Искры таятся __ тёплой ____________ .

__ ____________ зрелом спрятан дубок.

__ белой _____________ спрятан желток.

О.Дриз

Слова для справок: золе, скорлупке, земле, жёлуде.

Задание 2.

Цель: развитие умения определять число существительных.

Методический комментарий для учащихся:1. Запиши существительные в 2 столбика по числам.

Продавец, творожок, французы, клубника, трамваи, сметана, листы, качели, колёса, корзина.

Задание3.

Цель: — развитие умения изменять по числам существительные.

Методический комментарий для учащихся: 1. От имён прилагательных образуй и запиши имена существительные. 2. Выдели суффиксы.

Жадный, добрый, худой, крепкий, яркий, свежий, ловкий, любимый.

Задание 4.

Цель: — учить подбирать синонимы и антонимы к существительным.

Методический комментарий для учащихся: 1.Подбери к каждому существительному синоним и антоним. 2. Запиши.

Друг — ___________ — ________________

Трусость — ___________ — ____________

Горе — __________ — ________________

Труд — __________ — ________________

г) выходной контроль

Уровень А

Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Заверши тезис:

Сегодня на уроке я узнал(а) …

Самым интересным для меня было …

Методический комментарий для учащихся:

Закрасьте в таблице имена существительные красным цветом.

 

парта

школьник

ветер

запел

птица

книга

писать

нарисовали

спит

солнышко

СЛО

Что нужно отбросить у слова ТРАКТОРИСТ, чтобы получилось название машины?

Отгадай ребус.

Уровень Б

Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Заверши тезис:

Сегодня на уроке я узнал(а) …

Самым интересным для меня было …

Методический комментарий для учащихся:

Из двух существительных составьте новое слово, соединив слова из правого столбика и слова из левого столбика. Например, пост+ель=постель.

вол рак

приз овод

вино рис

сено окно

сад град

кипа вал

Определи части речи выделенных слов.

В доме топилась большая русская ПЕЧЬ.

ПЕЧЬ блины, пироги, торты – настоящее искусство.

Отгадай ребус. РУ

ГИ

Уровень С

Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Заверши тезис:

Сегодня на уроке я узнал(а) …

Самым интересным для меня было …

Методический комментарий для учащихся:

Впиши в пустые клетки пять разных букв так, чтобы получилось пять разных имён существительных. 

О

С

Т

Ь

О

С

Т

Ь

А

С

Т

Ь

А

С

Т

Ь

А

С

Т

Ь

Определи части речи выделенных слов.

РОЙ пчёл кружится над липой.

РОЙ яму поглубже.

Отгадай ребус. 1УМ

Использованные ресурсы:

  1. О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова. Справочное пособие по русскому языку. 3 класс. М., Астрель, 2012.

  2. http://festival.1september.ru/articles/411608/

  3. Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением! Екатеринбург, «АРД ЛТД», 1997.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here