Дубовкина С.А.

Урок №41

  1. Тема урока: «Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что? Большая буква в именах собственных»

Интегрирующая дидактическая цель: — формировать умение различать слова, отвечающие на вопрос кто? или что?, писать заглавную букву в именах собственных.

  1. Целевой план действий для учащихся:

  • формировать умение ставить вопросы к именам существительным;

  • распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные;

  • распознавать собственные и нарицательные имена существительные;

  • развивать орфографическую зоркость;

  • повторять ранее изученный материал.

  1. Банк информации:

а) входной контроль

Ответьте на вопросы:

На какие вопросы отвечает существительное?
— Почему у существительного 2 вопроса?

б) объяснение нового материала

Запомни: Все имена существительные делятся на одушевлённые и неодушевлённые.

Одушевлённые имена существительные обозначают лиц и животных и отвечают на вопрос КТО?;

неодушевлённые имена существительные обозначают предметы, растения и явления неживой природы и отвечают на вопрос ЧТО?

Найди столбик(и) с одушевлёнными существительными

трамвай
троллейбус
автобус
лестница
коридор
парашют

пассажир
дирижёр
астронавт
священник

ласточка
стриж
заяц
козёл
медведь

тюльпан
нарцисс
подснежник
берёза
ромашка

Конспект урока по русскому языку "Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что? Большая буква в именах собственных" 3 класс

Конспект урока по русскому языку "Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что? Большая буква в именах собственных" 3 класс

В русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются.

На лугу пасётся козёл.

В спортивном зале есть козёл.

Также имена существительные делятся на собственные и нарицательные. Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

Конспект урока по русскому языку "Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что? Большая буква в именах собственных" 3 класс

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.

Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!

в) закрепление нового материала

Уровень А

Задание 1.

Цель: — развитие умения находить в тексте собственные имена существительные.

Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитай текст. 2. Выпиши имена собственные.

Если бы не было перевода, не было бы у нас ни сказки про Золушку, ни трагедий Шекспира, ни приключений Тома Сойера. В Киевской Руси переводили с греческого, латинского. Самые великие русские поэты отдавали переводу время и силы: Пушкин, Лермонтов, Блок, Пастернак, Маршак, Ахматова.

Задание 2.

Цель: развитие умения изменять существительные.

Методический комментарий для учащихся:1. Преврати неодушевлённые имена существительные в одушевлённые, используя суффиксы.

Груз, аптека, Москва, библиотека, цирк.

Задание3.

Цель: — развитие умения задавать к существительным вопросы кто? и что?

Методический комментарий для учащихся: 1. Выпиши сначала одушевлённые имена существительные, а потом – неодушевлённые.

Писатель, жаворонок, богатырь, гитара, забор, шкаф, спица, книга, орех, дятел, кнопка, щенок.

Задание 4.

Цель: — учить правильно писать собственные имена существительные.

Методический комментарий для учащихся: 1.Спиши, раскрывая скобки. Выдели орфограммы.

(П,п)иск (К,к)омара

(Д,д)ошкольница (А,а)лёнка

(В,в)нучка (А,а)нюта

(Т,т)ихий (О,о)кеан

(Р,р)аскат (Г,г)рома

(О,о)стров (Г,г)ренландия

(М,м)ария (П,п)етровна

Уровень Б

Задание 1.

Цель: — развитие умения писать собственные имена существительные.

Методический комментарий для учащихся: 1. Впиши имена собственные.

Мы живём на планете … , на материке … , в стране … , в городе … , на улице … .

Задание 2.

Цель: развитие умения изменять существительные.

Методический комментарий для учащихся:1. Преврати неодушевлённые имена существительные в одушевлённые, используя суффиксы.

Гора, гардероб, разведка, журнал, автомобиль.

Задание3.

Цель: — развитие умения задавать к существительным вопросы кто? и что?

Методический комментарий для учащихся: 1. Выпиши сначала одушевлённые имена существительные, а потом – неодушевлённые.

Орудие, валенки, старики, базар, отдел, бабочка, заработок, родители, барабан, барабанщик.

Задание 4.

Цель: — учить правильно писать собственные имена существительные.

Методический комментарий для учащихся: 1.Спиши, раскрывая скобки. Выдели орфограммы.

(В,в)ера в свои силы

(Д,д)евочка (В,в)ера

(А,а)тлантический (О,о)кеан

(В,в)нученька (К,к)атюша

(Н,н)аша (У,у)лица

(П,п)рекрасная (Ф,ф)ранция

(О,о)стров (М,м)адагаскар

Уровень С

Задание 1.

Цель: — развитие умения находить в тексте собственные имена существительные.

Методический комментарий для учащихся: 1. Прочитай текст и исправь ошибки.

Львы во львове

Прибежали в город львов

Двадцать пять весёлых львов:

— Люди, знаете ли вы,

Где живут во львове львы?

Объяснить я львам готов:

— Есть во львове много львов,

Есть во львове много львов,

Но без грив и без хвостов:

Львы…ивановичи,

Львы степановичи,

Львы даниловичи.

Львы гавриловичи,

Львы петровичи,

И львы львовичи!

Е.Руженцев

Задание 2.

Цель: развитие умения изменять существительные.

Методический комментарий для учащихся:1. Преврати одушевлённые имена существительные в неодушевлённые, составив словосочетания.

гусеница

бабочка

Задание3.

Цель: — развитие умения задавать к существительным вопросы кто? и что?

Методический комментарий для учащихся: 1. Найдите в стихотворении все имена существительные. 2. Выпишите их и определите – одушевленные они или нет. 3. Обратите внимание, что автор стихотворения «одушевляет» явления и предметы неживой природы, которые в разговорной речи являются неодушевленными!

* * *

Нашумелись, Колокольчик

Наплясались, В дрёму клонит,

Нарезвились, Одуванчик

Наигрались. Видит сон.

И подкралась Сон пушистый

Тишина, Не спугните

Тихо села Невзначай.

У окна. Доброй ночи.

Доброй ночи.

Ветерок Спите, дети,

Листвы не тронет, Баю–бай.

Под кустом О. Дриз

Улёгся он.

Задание 4.

Цель: — учить правильно писать собственные имена существительные.

Методический комментарий для учащихся: 1. Придумайте и запишите существительные (в словосочетаниях), которые, в зависимости от написания, могут обозначать то нарицательные, то собственные имена существительные.

Например, собака Белка, пушистая белка.

г) выходной контроль

Уровень А

Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Заверши тезис:

Сегодня на уроке я узнал(а) …

Самым интересным для меня было …

Методический комментарий для учащихся:

1. Выдели слово, которое отвечает на вопрос что?

а) муравей;
б) семечко;
в) Анна;

2. Сколько одушевлённых существительных в данном тексте?

У моей сестрёнки живут хомяки. А недавно ей подарили маленького котёнка. Света очень внимательно относится к своим питомцам.

а) 3;
б) 4;
в) 5.

Вставь пропущенное слово.

Имена, фамилии, клички, города –

Все с ____________________ буквы

Пишутся всегда.

Уровень Б

Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Заверши тезис:

Сегодня на уроке я узнал(а) …

Самым интересным для меня было …

Методический комментарий для учащихся:

1. Выдели слово, которое отвечает на вопрос кто?

а) муравей;
б) семечко;
в) трава;

2. Какое слово в каждой строчке – лишнее:

  • школьник, директор, птица, учитель, доска, биолог;

  • мастерская, топор, станок, слесарь, молоток, отвёртка;

  • водяной, водитель, вода, водовоз;

  • снегоход, снег, Снегурочка, подснежник.

3. Почему слово справа написано с большой буквы, а слева – с маленькой?

шарик Шарик

Уровень С

Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Заверши тезис:

Сегодня на уроке я узнал(а) …

Самым интересным для меня было …

Методический комментарий для учащихся:

Загадки.

  1. Что за художник

У окна побывал?

Что за художник

Окно разрисовал?

  1. Кто родится с усами,

но с закрытыми глазами?

Почему в первой загадке поставлен вопрос ЧТО?, а во второй – КТО?

Каверзный вопрос

Существительные какого рода всегда (за одним исключением – дитя) неодушевленные?

Почему слово Крошка пишется с большой буквы?

Кошка Крошка на окошке

Кашу кушала по крошке.

Использованные ресурсы:

  1. http://900igr.net/kartinki/russkij-jazyk/Odushevljonnye-i-neodushevljonnye-suschestvitelnye/009-Odushevljonnye-i-neodushevljonnye-suschestvitelnye.html

  2. О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова. Справочное пособие по русскому языку. 3 класс. М., Астрель, 2012.

  3. Семёнова Е.Е. Занимательная грамматика. М., «Омега», 1995.

  4. О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова. Полный курс русского языка.М., Астрель, 2011.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here