Урок русского языка в 4 классе

«Как отличить простое предложение от сложного» .

Предметы начальной школы (русский язык)

Старостина Наталья Александровна

Учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №3» г. Казань

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цели:

1) развивающая- развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь учащихся,

2) практическая – формирование представления о видах предложения и умения разграничивать простые и сложные предложения, закрепление навыка синтаксического разбора предложения, развитие умения точно употреблять определения;

3) воспитывающая – воспитывать чувство красоты, гармонии, любви к окружающей природе; воспитание интереса к русскому языку.

Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс (авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина; мультимедийное оборудование , толковый словарь С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, карточки с заданиями

Ход урока

1)Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие по просторам великого русского языка!

2)Формулировка темы и целей урока

Остров «Предложение»,

В синтаксисе есть.

Весь покрыт он тайнами-

Абсолютно весь!

С вами постараемся

Тайны разгадать,

Будем мы старательно

Тему изучать!

3)Минутка чистописания

Чтобы преодолеть воображаемое море и попасть на остров нужно выполнить важное задание, поэтому сейчас мы откроем тетрадь, красиво и аккуратно запишем число, классная работа.

Наше первое ответственное задание. Посмотрите, наши буквы превратились в волны, а какое слово в них спрятано? (синтаксис)

Запишем в тетради также аккуратно, не торопясь!

4)Актуализация опорных знаний

Как вы думаете, а почему наш остров называется синтаксис, а остров предложение?

Синтаксис- раздел языкознания, изучающий смысл и структуру предложения, сочетание слов в предложении.

Предложение является составляющей частью синтаксиса.

Вот мы и приблизились к острову предложение, но чтобы на него попасть нужно подобрать ключик к замку. Это сможет сделать тот, кто вспомнит определение:

«Что такое предложение?»

Предложение-группа слов, связанных по смыслу и грамматически, которая выражает законченную мысль.( открытие острова)

На острове нас встречают следующие предложения, прочитаем их..

-Большому кораблю — большое плавание.

-Велик океан, но и капля для него прибыль.

-Капитан всегда вперед смотрит.

Что объединяет эти предложения?

-Это пословицы, общая тематика.

Чем знаменательны пословицы?

-В пословицах содержится нравоучительный смысл.

-Что вы заметили в 1и 2предложениях. В этих предложениях есть только подлежащее. Какой вывод можно сделать?

-Встречаются предложения, в которых может быть только один главный член: подлежащее или сказуемое.

5) Словарная работа

Ребята, а насколько вы наблюдательные путешественники,проверим?! Выпишите словарные слова из пословиц в столбик. (задание в парах)

Корабль

Океан

Капитан

Дополним словарными словами этой тематики:

Матрос

Песок

Погода

Оказавшись впервые на корабле, часто люди испытывают волнение, страх. Как называется такое чувство?

-Правильно, это слово тревога.

— Скажите, ребятки, какое определение мы можем дать этому слову? А в каком словаре можно уточнить значение? (в толковом словаре).

Найдем значение слова в толковом словаре.(У каждого ученика на парте, один ученик зачитывает значение)

Тревога-

1) Беспокойство, волнение;

2) Шум, переполох, суматоха;

3) Сигнал об опасности.

-Ребята, в этом слове скрыта опасность, кто скажет какая?

-Действительно это слово словарное, его написание надо запомнить.

-Запишите к этому слову однокоренные слова разных частей речи,(тревожить, тревожно, тревожный) выделите корень.

6)Создание проблемной ситуации.

Ребята, а вы заметили, на острове растут две пальмы. Как вы думаете почему? Помогут ответить на вопрос мои предложения: «Учитель объясняет новую тему», «Сегодня на уроке девочки старались писать красиво, а мальчики отвечали на вопросы правильно».

Запишем эти предложения. Вспомним, что такое грамматическая основа? (0тветы учеников)

Грамматическая основа- это главные члены предложения, подлежащее и сказуемое. Подчеркните грамматическую основу в предложении.

-Что вы заметили?(в первом предложении одна грамматическая основа, во втором- две)

-Предложение, в котором одна грамматическая основа — простое, две и более-сложное. Поэтому и на острове две пальмы, помните это при разборе предложений.

7)Закрепление изученного материала.

Сейчас мы отправимся в самую чащу леса на острове, а поможет нам учебник.

Откройте учебник на странице 42,прочитаем задание упражнения 49.

-Что нужно сделать? (списать только простые предложения, подчеркнуть главные члены, составить схемы, выполнить синтаксический разбор последнего предложения).

В лесу стоит тишина. Только над валежником стрекочет синекрылая сойка. Синими искрами блестит снег. Далеким эхом откликнулся лес.

В упражнении встретилось слово валежник, найдем в толковом словаре определение (с.140, учебник)

Валежник — упавшие на землю сучья, ветви и деревья, сухие и гниющие. (Показ иллюстрации)

8)Динамическая пауза:

Вот лиса идет по лесу.

Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте)

Чтоб ответить на вопрос,

Тянет лисонька свой нос. (Потягивания – руки вперед)

Но зайчата быстро скачут.

Как же может быть иначе? (Прыжки на месте)

Тренировки помогают!

И зайчата убегают. (Бег на месте)

Вот голодная лиса (Ходьба на месте)

Грустно смотрит в небеса. (Потягивания – руки вверх)

Тяжело вздыхает. (Глубокие вдох и выдох)

Садится, отдыхает. (Дети садятся за столы)

9) Проверка знаний. Тест по теме:

Если согласны с утверждением, то +,если не согласны, то -.

1.простое и сложное предложение одинаковые-

2.в предложении может быть один главный член предложения+

3.простое предложение имеет две грамматические основы-

4.сложное предложение имеет две грамматические основы+

10)Итог урока.

-Чем отличается простое предложение от сложного?

-Как нужно действовать, чтобы отличить простое предложение от сложного?

-Молодцы! Очень хорошо сегодня поработали

Запись домашнего задания, выставление отметок.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here