Урок русского языка в 4 классе
«Как отличить простое предложение от сложного» .
Предметы начальной школы (русский язык)
Старостина Наталья Александровна
Учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №3» г. Казань
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цели:
1) развивающая- развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь учащихся,
2) практическая – формирование представления о видах предложения и умения разграничивать простые и сложные предложения, закрепление навыка синтаксического разбора предложения, развитие умения точно употреблять определения;
3) воспитывающая – воспитывать чувство красоты, гармонии, любви к окружающей природе; воспитание интереса к русскому языку.
Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс (авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина; мультимедийное оборудование , толковый словарь С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, карточки с заданиями
Ход урока
1)Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие по просторам великого русского языка!
2)Формулировка темы и целей урока
Остров «Предложение»,
В синтаксисе есть.
Весь покрыт он тайнами-
Абсолютно весь!
С вами постараемся
Тайны разгадать,
Будем мы старательно
Тему изучать!
3)Минутка чистописания
Чтобы преодолеть воображаемое море и попасть на остров нужно выполнить важное задание, поэтому сейчас мы откроем тетрадь, красиво и аккуратно запишем число, классная работа.
Наше первое ответственное задание. Посмотрите, наши буквы превратились в волны, а какое слово в них спрятано? (синтаксис)
Запишем в тетради также аккуратно, не торопясь!
4)Актуализация опорных знаний
Как вы думаете, а почему наш остров называется синтаксис, а остров предложение?
Синтаксис- раздел языкознания, изучающий смысл и структуру предложения, сочетание слов в предложении.
Предложение является составляющей частью синтаксиса.
Вот мы и приблизились к острову предложение, но чтобы на него попасть нужно подобрать ключик к замку. Это сможет сделать тот, кто вспомнит определение:
«Что такое предложение?»
Предложение-группа слов, связанных по смыслу и грамматически, которая выражает законченную мысль.( открытие острова)
На острове нас встречают следующие предложения, прочитаем их..
-Большому кораблю — большое плавание.
-Велик океан, но и капля для него прибыль.
-Капитан всегда вперед смотрит.
Что объединяет эти предложения?
-Это пословицы, общая тематика.
Чем знаменательны пословицы?
-В пословицах содержится нравоучительный смысл.
-Что вы заметили в 1и 2предложениях. В этих предложениях есть только подлежащее. Какой вывод можно сделать?
-Встречаются предложения, в которых может быть только один главный член: подлежащее или сказуемое.
5) Словарная работа
Ребята, а насколько вы наблюдательные путешественники,проверим?! Выпишите словарные слова из пословиц в столбик. (задание в парах)
Корабль
Океан
Капитан
Дополним словарными словами этой тематики:
Матрос
Песок
Погода
Оказавшись впервые на корабле, часто люди испытывают волнение, страх. Как называется такое чувство?
-Правильно, это слово тревога.
— Скажите, ребятки, какое определение мы можем дать этому слову? А в каком словаре можно уточнить значение? (в толковом словаре).
Найдем значение слова в толковом словаре.(У каждого ученика на парте, один ученик зачитывает значение)
Тревога-
1) Беспокойство, волнение;
2) Шум, переполох, суматоха;
3) Сигнал об опасности.
-Ребята, в этом слове скрыта опасность, кто скажет какая?
-Действительно это слово словарное, его написание надо запомнить.
-Запишите к этому слову однокоренные слова разных частей речи,(тревожить, тревожно, тревожный) выделите корень.
6)Создание проблемной ситуации.
Ребята, а вы заметили, на острове растут две пальмы. Как вы думаете почему? Помогут ответить на вопрос мои предложения: «Учитель объясняет новую тему», «Сегодня на уроке девочки старались писать красиво, а мальчики отвечали на вопросы правильно».
Запишем эти предложения. Вспомним, что такое грамматическая основа? (0тветы учеников)
Грамматическая основа- это главные члены предложения, подлежащее и сказуемое. Подчеркните грамматическую основу в предложении.
-Что вы заметили?(в первом предложении одна грамматическая основа, во втором- две)
-Предложение, в котором одна грамматическая основа — простое, две и более-сложное. Поэтому и на острове две пальмы, помните это при разборе предложений.
7)Закрепление изученного материала.
Сейчас мы отправимся в самую чащу леса на острове, а поможет нам учебник.
Откройте учебник на странице 42,прочитаем задание упражнения 49.
-Что нужно сделать? (списать только простые предложения, подчеркнуть главные члены, составить схемы, выполнить синтаксический разбор последнего предложения).
В лесу стоит тишина. Только над валежником стрекочет синекрылая сойка. Синими искрами блестит снег. Далеким эхом откликнулся лес.
В упражнении встретилось слово валежник, найдем в толковом словаре определение (с.140, учебник)
Валежник — упавшие на землю сучья, ветви и деревья, сухие и гниющие. (Показ иллюстрации)
8)Динамическая пауза:
Вот лиса идет по лесу.
Кто там скачет, интересно? (Ходьба на месте)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (Потягивания – руки вперед)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Прыжки на месте)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Ходьба на месте)
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания – руки вверх)
Тяжело вздыхает. (Глубокие вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Дети садятся за столы)
9) Проверка знаний. Тест по теме:
Если согласны с утверждением, то +,если не согласны, то -.
1.простое и сложное предложение одинаковые-
2.в предложении может быть один главный член предложения+
3.простое предложение имеет две грамматические основы-
4.сложное предложение имеет две грамматические основы+
10)Итог урока.
-Чем отличается простое предложение от сложного?
-Как нужно действовать, чтобы отличить простое предложение от сложного?
-Молодцы! Очень хорошо сегодня поработали
Запись домашнего задания, выставление отметок.