Дробаха Ольга Владимировна, МБОУ г. Мурманск лицей №4, учитель начальных классов
Урок развития речи в 4 классе
Тема: работа с деформированным текстом
(на материале о Великой Отечественной войне)
Цели и задачи:
-
Закрепить знания детей о словосочетании, развивать умение устанавливать связь слов в предложении.
-
Развивать речь учащихся.
-
Воспитывать чувство патриотизма, гордости за русский народ.
Оборудование:
-
Фамилии писателей и их портреты: Б. Полевой, А. Подстаницкий, М. Джалиль, А.Гайдар.
-
Выставка книг писателей.
-
Раздаточный материал — деформированный текст (Приложение 1)
Ход урока
-
Орг.момент
Сообщение темы, цели урока.
-
Каллиграфия с орфографической работой.
— Перед вами фамилии людей. Предположите, что их объединяет.
Борис Полевой, Александр Подстаницкий, Аркадий Гайдар, Муса Джалиль.
— Этих людей объединяет война – они не только писали о войне, но и сами воевали. Если имена трех первых писателей вам хорошо известны, то о Мусе Джалиле я расскажу. Это татарский поэт, Герой Советского Союза. В 1942 году был ранен и взят в плен. Фашистские палачи добивались выдачи имен товарищей, но Мусса стойко переносил пытки и не назвал ни одного имени. В тюрьме он продолжал писать стихи в тетрадке из обрывков бумаги размером с детскую ладошку.
Не преклоню колен, палач, перед тобою,
Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.
Придет мой час – умру. Но знай – умру я стоя.
Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.
Увы, не тысячу, а только сто в сраженье
Я уничтожить смог подобных палачей.
За это, возвратясь, я попрошу прощенья.
Колени преклонив, у Родины моей.
Когда Муссу Джалиля повели на казнь, он передал свою тетрадь со стихами сокамернику. Тот сумел вынести ее из тюрьмы. Так о подвиге М. Джалиля узнала вся страна.
— Запишите эти имена в тетрадь
-
Работа со словарными словами.
(Запись в тетради и на доске)
Командир, отечество, пароль, солдат, шествие, салют, торжественный, победа, свобода, мужество, экипаж, герой, оборона.
— Что объединяет эти слова? Какое слово лишнее? (имя прилагательное) К какой части речи относятся остальные слова?
— Разделите существительные на 3 группы. По какому признаку? (род)
— Записать синонимы к словам: отечество — …, солдат — …, мужество — …
— Записать антонимы к словам: свобода — …, герой — …, победа — …
— Прежде чем скажу следующее задание, вспомним, какая связь слов бывает в словосочетаниях. Приведите примеры.
— Задание: 1 ряд записывает словосочетания с 3 существительными из словаря женского рода, 2 ряд с 3 существительными мужского рода, 3 ряд — с 3 существительными среднего рода.
4. Работа с деформированным текстом.
— Перед вами деформированный текст. Из слов каждой строки надо составить предложения. Форму слов нужно изменить. Карандашом самостоятельно расставьте в каждой строке порядок слов.
— Если возникнут трудности, можно спросить совета соседа.
— Проверим вашу работу. (Лексическая и орфографическая работа над каждым предложением)
— О ком текст? Что вы узнали об этом мальчике? А кто написал о его короткой, но славной жизни? Это писатели Лев Кассиль и Макс Поляновский.
Показ книги «Улица младшего сына». Я рекомендую вам прочитать эту книгу.
— Ну а сейчас озаглавьте получившийся текст и самостоятельно запишите его.
— Для тех, кто справится с заданием быстро, есть грамматические задания на выбор:
1) подчеркнуть члены предложения,
2) указать в одном предложении части речи,
3) найти и отметить сложное предложение,
4) разобрать по составу сложное слово,
5) выписать слова, подходящие к схеме: приставка – корень — окончание
5. Подведение итогов.
— Что было трудным на уроке?
— Что не вызвало затруднений?
— Если вы считаете свою работу выполненной отлично, нарисуйте флажок на самом верху древка, если были проблемы – посередине, а если чувствуете, что работа сегодня давалась с трудом, то флажок внизу.
— Спасибо всем за работу.
Приложение 1
-
Володя Дубинин, пионер, родиться, в, город Керчь, в, семья, военный, моряк
-
отец, Володя, уйти, на, война, с, фашисты
-
стать, вожак, Володя, отряды, тимуровские, семьи, помогать, фронтовики
-
но, приближаться, фронт
-
фашисты, Керчь, к, город, подойти
-
от, школа, сгореть, фашистская, бомба, в, которая, Володя, учиться
-
Володя Дубинин, партизаны, уйти, вместе с, подземелье, в
-
с, 50, день, 50, ночь, в, Володя, пробыть, каменоломни, партизаны
-
быть, командир, он, юные, маленькая, разведчики, группа
-
они, партизаны, бить, помогать, фашисты
-
в, о, разведчик, память, юный, в, Керчь, Володя Дубинин, улица, есть