Тема урока: Корень. Однокоренные слова. 2 класс. УМК «Планета знаний».

Цель урока: формирование ценностного отношения к совместной учебно – познавательной деятельности по изучению правописания однокоренных слов.

Оборудование: учебник Русский язык Л. Я.Желтовская, О. Б. Калинина, тетрадь, проектор, проекционный экран, листики, рисунки деревьев.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: научить правильно писать однокоренные слова, находить их в тексте, учить подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.

  1. Личностные УУД ( ЛУУД) :

  1. Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

  2. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

  1. Метапредметные УУД:

Регулятивные универсальные учебные действия ( РУУД ):

  1. Принимать и сохранять учебную задачу;

  2. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  3. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  4. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные универсальные учебные действия ( ПУУД ):

  1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

  2. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  3. Проводить сравнение;

  4. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

  5. Владеть общим приемом решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия ( КУУД ):

  1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  3. Контролировать действия партнера.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организа – ционный момент

— Проверьте, что у вас должно лежать на столе: учебник, тетрадь, пенал.

— Посмотрите соседу по парте в глаза, улыбнитесь, передайте частичку хорошего настроения другому.

2. Актуализация знаний

— Сегодня мы отправимся в волшебный лес, в котором растут чудо – деревья.

— Запишем дату посещения этого леса. (Слайд 1)

— Первое из таких деревьев вы сможете увидеть, если правильно запишите сказанные мною слова: капуста, ягода, ромашка, орех, лимон, морковь.

— Обменяйтесь с соседом по парте тетрадями. Сверьте работу с образцом. (Слайд 2)

— Опираясь на критерии оценивания, поставьте отметку.

— Кто получил «5», «4», «3», «2»? Поднимите руку.

— Что сейчас учились делать?

— Молодцы. Вы хорошо справились с заданием и в награду за это я вам покажу первое чудо – дерево. (Слайд 3)

Пишут число, классная работа.

Взаимопроверка.

Поднимают руку.

— Правильно писать словарные слова, проверять и оценивать работу товарища.

3. Определение темы, целей урока.

(Слайд 4) Составьте слово из подчеркнутых букв. Что у вас получилось?

— Как вы думаете, это слово имеет одно или несколько значений?

— Да, это многозначное слово. Сейчас Катя нам расскажет, какие значения оно имеет. Она дома поработала со словарем Ожегова и вот , что узнала. (Слайд 5)

— Как вы думаете, какой корень нас будет интересовать сегодня на уроке русского языка?

— Верно.

(Слайд 6) Выделите в словах корень.

(Слайд 7) — Что интересного заметили?

— Как называются такие слова?

— Вспомните все, о чем сейчас шла речь и сформулируйте тему урока. (Слайд 8)

— Используя опорные слова на доске, сформулируйте задачи урока.

— Корень.

— Несколько.

-1. Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ.

2. Внутренняя часть, находящаяся в теле. Пр.часть волоса, зуба, ногтя.

3. Начало, источник чего – нибудь. Пр. Корень зла.

4. В русском языке – это основная часть слова.тка.

— Корень как часть слова.

— Лес.

— Корень и значение слов одинаковые.

— Родственные или однокоренные.

— Корень. Однокоренные слова.

-Научиться находить однокоренные слова;

Выделять в них корень; подбирать однокоренные слова.

4. Изучение нового материала.

5. Осмысление, закрепление материала.

(Слайд 9) – Белочка из волшебного леса принесла вам задание, но , чтобы успешно с ним справиться, вспомним, что такое корень, однокоренные слова.

— Докажите свое мнение.

(Слайд 10)

— Что вы сейчас учились делать?

Физминутка. — Если называю однокоренные слова – приседаете, если не однокоренные – подпрыгиваете:

Кот – котик (присед.)

Дом – дым

Друг – товарищ

Лимон – лимонный (присед.)

Стена – спина

Морковь – морковка (присед.)

— Что учились делать?

(Слайд 11) — Лисичка приготовила задание в учебнике с. 81 у.4

(только вверху).

— Прочитайте про себя задание. Что нужно сделать? Что значит «семейки» ?

— Как определить однокоренные слова?

— На сколько групп можно разделить? Обсудите устно в паре.

— Назовите 1-ую «семью» , 2-ую «семью».

— Запишите слова из 1-ой «семьи» через запятую. Обозначьте корни.

— Дополним задание, данное в учебнике , своим: обозначьте части речи над каждым словом. (Сильные дети помогают слабым).

— Проверим это задание. Какой корень выделили? Какой частью речи являются слова?

Медвежонок пришел к вам с просьбой. В волшебном лесу стало мало деревьев, поэтому он хочет, чтобы вы посадили свои чудо – деревья. Поможем?

— Я на группу даю рисунок дерева с корнем, а вы должны будете превратить его в ветвистое дерево, придумать и записать на веточках однокоренные слова. Посмотрим, у кого будет самое пышное дерево. Напоминаю, что в группе работаем так, чтобы другие не слышали ваши ответы. Как только будете готовы, поднимите руки. (Дается дерево с корнем -лист-)

Работы вывешиваю на доску и проверяю правильность выполнения работы.

— Корень – главная, значимая часть слова. Однокоренные слова – слова, имеющие одинаковый корень и одинаковое лексическое значение.

— Слова гусеница, носильщик – «лишние», т.к. имеют одинаковый корень, но разное лексическое значение.

— Выделять однокоренные слова.

Выполняют действия.

— Определять, однокоренные или не однокоренные слова.

— Разделить слова на «семейки» (группы)

— На 2.

— Корм, дождь.

Фронтально отвечают.

— Да.

Записывают на месте веточек однокоренные слова.

6. Итоги урока.

— Итак, подведем итоги нашего урока.

— Какие задачи перед собой ставили в начале урока?

— Поднимите руку те, кто считает, что мы выполнили все задачи.

7. Рефлексия.

— Я предлагаю посадить в волшебном лесу еще одно самое большое дерево, созданное всеми нами. Оцените свою работу. Если вам все было понятно, возьмите и приклейте зеленый листик, если иногда возникали затруднения – желтый листик, если ничего не поняли – красный.

— Посмотрите, какой замечательный лес у нас получился. Спасибо за урок.

Прикрепляют к дереву.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here