Тема урока: Корень. Однокоренные слова. 2 класс. УМК «Планета знаний».
Цель урока: формирование ценностного отношения к совместной учебно – познавательной деятельности по изучению правописания однокоренных слов.
Оборудование: учебник Русский язык Л. Я.Желтовская, О. Б. Калинина, тетрадь, проектор, проекционный экран, листики, рисунки деревьев.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: научить правильно писать однокоренные слова, находить их в тексте, учить подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.
-
Личностные УУД ( ЛУУД) :
-
Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
-
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
-
Метапредметные УУД:
Регулятивные универсальные учебные действия ( РУУД ):
-
Принимать и сохранять учебную задачу;
-
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
-
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные универсальные учебные действия ( ПУУД ):
-
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
-
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-
Проводить сравнение;
-
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
-
Владеть общим приемом решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия ( КУУД ):
-
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-
Контролировать действия партнера.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
1.Организа – ционный момент | — Проверьте, что у вас должно лежать на столе: учебник, тетрадь, пенал. — Посмотрите соседу по парте в глаза, улыбнитесь, передайте частичку хорошего настроения другому. |
| ||
2. Актуализация знаний | — Сегодня мы отправимся в волшебный лес, в котором растут чудо – деревья. — Запишем дату посещения этого леса. (Слайд 1) — Первое из таких деревьев вы сможете увидеть, если правильно запишите сказанные мною слова: капуста, ягода, ромашка, орех, лимон, морковь. — Обменяйтесь с соседом по парте тетрадями. Сверьте работу с образцом. (Слайд 2) — Опираясь на критерии оценивания, поставьте отметку. — Кто получил «5», «4», «3», «2»? Поднимите руку. — Что сейчас учились делать? — Молодцы. Вы хорошо справились с заданием и в награду за это я вам покажу первое чудо – дерево. (Слайд 3) |
Пишут число, классная работа.
Взаимопроверка.
Поднимают руку.
— Правильно писать словарные слова, проверять и оценивать работу товарища. | ||
3. Определение темы, целей урока. | (Слайд 4) – Составьте слово из подчеркнутых букв. Что у вас получилось? — Как вы думаете, это слово имеет одно или несколько значений? — Да, это многозначное слово. Сейчас Катя нам расскажет, какие значения оно имеет. Она дома поработала со словарем Ожегова и вот , что узнала. (Слайд 5)
— Как вы думаете, какой корень нас будет интересовать сегодня на уроке русского языка? — Верно. (Слайд 6) – Выделите в словах корень. (Слайд 7) — Что интересного заметили? — Как называются такие слова? — Вспомните все, о чем сейчас шла речь и сформулируйте тему урока. (Слайд 8) — Используя опорные слова на доске, сформулируйте задачи урока. | — Корень.
— Несколько. -1. Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ. 2. Внутренняя часть, находящаяся в теле. Пр.часть волоса, зуба, ногтя. 3. Начало, источник чего – нибудь. Пр. Корень зла. 4. В русском языке – это основная часть слова.тка.
— Корень как часть слова.
— Лес. — Корень и значение слов одинаковые. — Родственные или однокоренные. — Корень. Однокоренные слова.
-Научиться находить однокоренные слова; Выделять в них корень; подбирать однокоренные слова. | ||
4. Изучение нового материала.
5. Осмысление, закрепление материала.
| (Слайд 9) – Белочка из волшебного леса принесла вам задание, но , чтобы успешно с ним справиться, вспомним, что такое корень, однокоренные слова.
— Докажите свое мнение.
(Слайд 10) — Что вы сейчас учились делать?
Физминутка. — Если называю однокоренные слова – приседаете, если не однокоренные – подпрыгиваете: Кот – котик (присед.) Дом – дым Друг – товарищ Лимон – лимонный (присед.) Стена – спина Морковь – морковка (присед.) — Что учились делать?
(Слайд 11) — Лисичка приготовила задание в учебнике с. 81 у.4 (только вверху). — Прочитайте про себя задание. Что нужно сделать? Что значит «семейки» ? — Как определить однокоренные слова? — На сколько групп можно разделить? Обсудите устно в паре. — Назовите 1-ую «семью» , 2-ую «семью». — Запишите слова из 1-ой «семьи» через запятую. Обозначьте корни. — Дополним задание, данное в учебнике , своим: обозначьте части речи над каждым словом. (Сильные дети помогают слабым). — Проверим это задание. Какой корень выделили? Какой частью речи являются слова?
—Медвежонок пришел к вам с просьбой. В волшебном лесу стало мало деревьев, поэтому он хочет, чтобы вы посадили свои чудо – деревья. Поможем? — Я на группу даю рисунок дерева с корнем, а вы должны будете превратить его в ветвистое дерево, придумать и записать на веточках однокоренные слова. Посмотрим, у кого будет самое пышное дерево. Напоминаю, что в группе работаем так, чтобы другие не слышали ваши ответы. Как только будете готовы, поднимите руки. (Дается дерево с корнем -лист-)
Работы вывешиваю на доску и проверяю правильность выполнения работы. | — Корень – главная, значимая часть слова. Однокоренные слова – слова, имеющие одинаковый корень и одинаковое лексическое значение. — Слова гусеница, носильщик – «лишние», т.к. имеют одинаковый корень, но разное лексическое значение.
— Выделять однокоренные слова.
Выполняют действия.
— Определять, однокоренные или не однокоренные слова.
— Разделить слова на «семейки» (группы)
— На 2. — Корм, дождь.
Фронтально отвечают.
— Да.
Записывают на месте веточек однокоренные слова. | ||
6. Итоги урока. | — Итак, подведем итоги нашего урока. — Какие задачи перед собой ставили в начале урока? — Поднимите руку те, кто считает, что мы выполнили все задачи. |
| ||
7. Рефлексия. | — Я предлагаю посадить в волшебном лесу еще одно самое большое дерево, созданное всеми нами. Оцените свою работу. Если вам все было понятно, возьмите и приклейте зеленый листик, если иногда возникали затруднения – желтый листик, если ничего не поняли – красный. — Посмотрите, какой замечательный лес у нас получился. Спасибо за урок. |
Прикрепляют к дереву. | ||
|
|
|