Тема: Мягкий знак после шипящих в именах существительных.

Цель:1.Познакомить учащихся с грамматической ролью мягкого знака в именах существительных после шипящих;

2.Развивать умения составлять словосочетания;

3.Прививать любовь к устному народному творчеству.

Структура урока.

1.Организация класса.-1минута.

2.Работа над новым материалом-20 минут.

3.Закрепление и самостоятельная работа-13 минут.

4.Словарная работа-5минут.

5.Рефлексия-1минута.

Ход урока.

1.Организация класса.

(Определить количество орфограмм и подобрать проверочные слова.)

_Здравствуй, урок русского языка! (Чтение и запись предложения в тетрадь.)

В каком слове больше звуков,чем букв? (В слове язык больше звуков,чем букв, так как буква «я» дает два звука в начале слова.)

2.Работа над новым материалом.

Отгадаем загадку: Друг за дружкой чередой

Мирно ходят брат с сестрой.

Братец будит весь народ,

А сестра, наоборот,-

Спать немедленно зовет.

(День и ночь.)

(Мягкий знак в слове день-зеленого цвета,а в слове ночь-синего.)

[д;,э,н’] , [н,о,ч’]

Почему в слове ночь больше букв? (Так как в слове ночь –мягкий знак.) Вот эту проблему мы сегодня должны решить.Какую роль выполняет мягкий знак? (показатель мягкости и разделительный)

В СЛОВЕ ДЕНЬ- ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ, В СЛОВЕ

НОЧЬ? На какой звук заканчивается слово ночь? («ч»- шипящий. А какие вы знаете шипящие? (ж,ш,ч.щ)

А чтобы сделать вывод по теме урока отгадаем загадки: (отгадки заканчиваются на шипящий)

1.Хоть надут он всегда

С ним не скучно никогда.(мяч)

2.Под полом таится,

Кошки боится.(мышь)

3.Чёрная корова весь мир поборола.(ночь)

4.Попало наше тесто

В горячее место.

Попало-

Не пропало,

Румяной булкой стало. (печь)

5.Беленькие горошки

На зелёной ножке.(ландыш)

6,Ходит вдоль каравая, его разрезая.(нож)

На доске карточки-отгадки:

МЯЧ МЫШЬ

ЛАНДЫШ НОЧЬ

НОЖ ПЕЧЬ

Прочитать слова-отгадки. Какой частью речи являются эти слова?(ИМЕНАМИ существительными) Докажите. (Существенные признаки: обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? и что?

А что вы интересного заметили?( В первом столбике слова с мягким знаком, а во втором-без мягкого знака)

А почему? (В первом столбике имена существительные на шипящую мужского рода, а во втором- женского рода.)

Какой можно сделать вывод?

ВЫВОД: Мягкий знак после шипящих просит знаний настоящих.

А каких?

(Впереди первого столбика появляется запись: мужской род(м.р), а перед вторым- женский род(Ж.р)

Сравнение вывода с автором учебника.

3.Закрепление и самостоятельная работа.

А) Игра «Ловишка» (Учитель читает слова, а дети хлопают в ладоши.где имена существительные женского рода.)

Слова:врач,помощь,камыш, мелочь,полночь, сторож, дичь,малыш, дочь, душ, грач, вещь, ёж,скрипач.

Б)Выполнение упражнения №453 ( учебник русского языка автор Т.Г. Рамзаева-3класс, 2часть )

Цель: написать имена существительные в единственном числе и обозначить род.

В).Работа в парах: подобрать к данным словам однокоренные имена существительные с шипящими на конце-упр.454.

4Словарная работа.

А).Подберите синоним к слову друг (товарищ).Какой первый звук? Какой второй? И т.д.

/ т,а,в,а,р;и,щ;/- а посмотрите как пишется –ТОВАРИЩ. Подберем однокоренные слова: товарищеский, товарищество.

Куда падает ударение? (на букву а ) Можно ли проверить букву о?(Нет.) Поэтому это слово нужно запомнить.

Составить словосочетания: мой товарищ, верный товарищ, надёжный товарищ, честный товарищ.

Придумать предложения. Лучшее предложение дети записывают в тетради.

А какие вы знаете пословицы со словом товарищ?

Пословицы: Товарищи познаются в беде.

Нет товарища-ищи, а нашёл- береги.

Сам погибай, а товарища выручай.

Запись первой пословицы и разбор по членам предложения.

Рефлексия: Какую грамматическую роль мягкого знака вы узнали на уроке? ( Что в женском роде пишется мягкий знак (она),

а в мужском роде (он)- не пишется.

Вы.молодцы. спасибо за урок!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here