Тема: Мягкий знак после шипящих в именах существительных.
Цель:1.Познакомить учащихся с грамматической ролью мягкого знака в именах существительных после шипящих;
2.Развивать умения составлять словосочетания;
3.Прививать любовь к устному народному творчеству.
Структура урока.
1.Организация класса.-1минута.
2.Работа над новым материалом-20 минут.
3.Закрепление и самостоятельная работа-13 минут.
4.Словарная работа-5минут.
5.Рефлексия-1минута.
Ход урока.
1.Организация класса.
(Определить количество орфограмм и подобрать проверочные слова.)
_Здравствуй, урок русского языка! (Чтение и запись предложения в тетрадь.)
В каком слове больше звуков,чем букв? (В слове язык больше звуков,чем букв, так как буква «я» дает два звука в начале слова.)
2.Работа над новым материалом.
Отгадаем загадку: Друг за дружкой чередой
Мирно ходят брат с сестрой.
Братец будит весь народ,
А сестра, наоборот,-
Спать немедленно зовет.
(День и ночь.)
(Мягкий знак в слове день-зеленого цвета,а в слове ночь-синего.)
[д;,э,н’] , [н,о,ч’]
Почему в слове ночь больше букв? (Так как в слове ночь –мягкий знак.) Вот эту проблему мы сегодня должны решить.Какую роль выполняет мягкий знак? (показатель мягкости и разделительный)
В СЛОВЕ ДЕНЬ- ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ, В СЛОВЕ
НОЧЬ? На какой звук заканчивается слово ночь? («ч»- шипящий. А какие вы знаете шипящие? (ж,ш,ч.щ)
А чтобы сделать вывод по теме урока отгадаем загадки: (отгадки заканчиваются на шипящий)
1.Хоть надут он всегда
С ним не скучно никогда.(мяч)
2.Под полом таится,
Кошки боится.(мышь)
3.Чёрная корова весь мир поборола.(ночь)
4.Попало наше тесто
В горячее место.
Попало-
Не пропало,
Румяной булкой стало. (печь)
5.Беленькие горошки
На зелёной ножке.(ландыш)
6,Ходит вдоль каравая, его разрезая.(нож)
На доске карточки-отгадки:
МЯЧ МЫШЬ
ЛАНДЫШ НОЧЬ
НОЖ ПЕЧЬ
Прочитать слова-отгадки. Какой частью речи являются эти слова?(ИМЕНАМИ существительными) Докажите. (Существенные признаки: обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? и что?
А что вы интересного заметили?( В первом столбике слова с мягким знаком, а во втором-без мягкого знака)
А почему? (В первом столбике имена существительные на шипящую мужского рода, а во втором- женского рода.)
Какой можно сделать вывод?
ВЫВОД: Мягкий знак после шипящих просит знаний настоящих.
А каких?
(Впереди первого столбика появляется запись: мужской род(м.р), а перед вторым- женский род(Ж.р)
Сравнение вывода с автором учебника.
3.Закрепление и самостоятельная работа.
А) Игра «Ловишка» (Учитель читает слова, а дети хлопают в ладоши.где имена существительные женского рода.)
Слова:врач,помощь,камыш, мелочь,полночь, сторож, дичь,малыш, дочь, душ, грач, вещь, ёж,скрипач.
Б)Выполнение упражнения №453 ( учебник русского языка автор Т.Г. Рамзаева-3класс, 2часть )
Цель: написать имена существительные в единственном числе и обозначить род.
В).Работа в парах: подобрать к данным словам однокоренные имена существительные с шипящими на конце-упр.454.
4Словарная работа.
А).Подберите синоним к слову друг (товарищ).Какой первый звук? Какой второй? И т.д.
/ т,а,в,а,р;и,щ;/- а посмотрите как пишется –ТОВАРИЩ. Подберем однокоренные слова: товарищеский, товарищество.
Куда падает ударение? (на букву а ) Можно ли проверить букву о?(Нет.) Поэтому это слово нужно запомнить.
Составить словосочетания: мой товарищ, верный товарищ, надёжный товарищ, честный товарищ.
Придумать предложения. Лучшее предложение дети записывают в тетради.
А какие вы знаете пословицы со словом товарищ?
Пословицы: Товарищи познаются в беде.
Нет товарища-ищи, а нашёл- береги.
Сам погибай, а товарища выручай.
Запись первой пословицы и разбор по членам предложения.
Рефлексия: Какую грамматическую роль мягкого знака вы узнали на уроке? ( Что в женском роде пишется мягкий знак (она),
а в мужском роде (он)- не пишется.
Вы.молодцы. спасибо за урок!