Тема урока: Неопределенная форма глагола.

Цель: познакомить учащихся с особенностями глаголов в неопределенной форме, учить образовывать неопределенную форму с помощью вопроса; развивать логическое мышление, творческие способности учащихся; воспитывать интерес к изучению предмета.

1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • развитие умения работать с информацией;

  • развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

  • развитие умения использовать различные способы поиска информации;

  • развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

  • формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

  • формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

  • формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов).

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

Оборудование:

  • Учебник: «Русский язык» 3класс. М.С.Соловейчик, Смоленск, «Ассоциация XXIвек»,2013;

  • Медиапроектор, компьютер,зкран,презентация в программе Power Point;

  • Таблички для оценочной деятельности «Знал», «Узнал», «Хочу узнать».

Образовательные задачи:

  • познакомить детей с особенностями глаголов в неопределенной форме;

  • учить образовывать неопределенную форму глагола с помощью вопроса;

  • расширять кругозор детей.

Развивающие задачи:

  • развивать объяснительную речь, логическое мышление,внимание учащихся;

  • развивать умения работать сообща и дружно с одноклассниками

Воспитательные задачи:

  • воспитывать трудолюбие, интерес к изучению русского языка.

  • воспитывать чувства взаимопомощи, взаимовыручки.

Данная работа представлена по направлению «Начальная школа».

Урок русского языка составлен и проведён в 3 классе по теме «Неопределенная форма глагола».

Тип урока — комбинированный.

Специфика этого урока заключается в использовании новых педагогических технологий: компьютерные, игровые, здоровьесберегающие технологии, развивающее обучение, исследовательские опыты.

Цель урока — организовать наблюдение и на основе мысленного эксперимента и практической работы коллективно выявить отличительные признаки глаголов неопределенной формы.

Задачи урока:

Образовательные задачи:

  • познакомить детей с особенностями глаголов в неопределенной форме;

  • учить образовывать неопределенную форму глагола с помощью вопроса;

  • расширять кругозор детей.

Развивающие задачи:

  • развивать объяснительную речь, логическое мышление, внимание учащихся;

  • развивать умения работать сообща и дружно с одноклассниками

Воспитательные задачи:

  • воспитывать трудолюбие, интерес к изучению русского языка.

  • воспитывать чувства взаимопомощи, взаимовыручки.

Оборудование. Медиапроектор, компьютер, экран, презентация в программе PowerPoint, таблички «Знал», «Узнал», «Хочу узнать».

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Предметные

I.Самоопределение к деятельности (3мин.)

Цель: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Приветствуют друг друга и гостей.

Этодевиз урока- «Хочу,потому что смогу».Объясняют,что нужно стараться,чтобы на уроке все получилось.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

Мы приветствуем гостей,

Дорогих учителей!

Всех знакомых, незнакомых

И серьезных, и веселых!

— Вы садитесь тихо как?

— Вот так!

— А здороваетесь как?

— Вот так! (дети ударяют в ладошки друг друга)

— Настроение какое?

— Вот какое!

Ребята теперь можете сесть поудобнее. Проверим, все ли у нас готово к уроку на парте.
— Что еще нам пригодится на уроке? (аккуратность, внимание, знания, сообразительность, ум…..) Улыбнулись, а теперь настроились на работу.
Итак, мы начинаем наш урок. Что означает эта надпись – «Хочу, потому что смогу»? (Слайд 3)

Организовывать своё рабочее место под руководством учителя.

Уметь самоорганизовывать

свою деятельность для эффективности дальнейшей работы.

Умение слушать и понимать речь других

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

II. Актуализация знаний (7мин.)

Цель: организовать повторение и закрепление изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Называют глаголы по теме «Спорт», составляют с ними предложения.

Запись в тетради:

(число, классная работа), предложение о спорте.

Организует обобщение полученных ранее знаний.

Задания по группам различной степени сложности.

— Назовите слова, обозначающие действия предметов. Какая это часть речи? На какие вопросы они отвечают? К какой теме относятся? (Слайд 4)

-Какое значение имеет спорт в жизни человека?

1группа учащихся составляет предложения, 2группа-указывает глаголы, 3 группа-называет глаголы неопределенной формы.

Соблюдать основные правила речевого поведения;

делать выводы путем обобщения,

оценивать свой ответ и ответы своих одноклассников.

Регулятивные УУД

Коммуникатив

ные УУД.

III.Постановка учебной задачи

(7мин).

Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

Физминутка (2мин.)

Под руководством учителя делают вывод о глаголах неопределенной формы, составляют предложения со словом «желать».

Запись в тетради образца написания букв Жж и слова «желать»

Проговаривают проблему урока: выяснить, по каким признакам определяются глаголы неопределенной формы.

Составляют синквейн.

1.Желать.

2.Буду стараться.

3.Мечтать, хотеть.

4.У меня сокровенное желание.

5.Волшебство!

Проговаривают с движениями.

Организует проблемную ситуацию для выявления проблемы урока.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Сотрудничество с учащимися и помощь в реализации замысла и составлении синквейна.

Смена видов деятельности для эффективности дальнейшей работы.

Слайд 5.

-Подобрать синоним к данному глаголу (желать-хотеть).

Можно ли определить лицо, число и время глагола? Как называются такие глаголы?

Вывод: у глаголов неопределенной формы мы не можем определить лицо, число, время.

— Что мы должны выяснить сегодня?

Слайд 6.

— Составьте синквейн по пунктам: два слова,

слова-синонимы,

предложение,

выражение мысли одним словом.
-Как относятся к уроку эти пункты? Что для вас волшебство на уроке?

Покажите, как проснулись. Потянулись, улыбнулись, умывались, одевались.

Быстро в школу собирались.

Покажите, как идете. Покажите, как бежите.

Покажите, как берёте. Покажите, как даёте.

-Действия каких глаголов мы показали? Поставьте их в неопределённую форму. Какие окончания они имеют?

Работать с информацией в соответствии с учебно-познавательной задачей;

участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока;

уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Обоснование и выбор нужной информации на основе полученных знаний.

Познавательные УУД

.

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

ПознавательныеУУД

Регулятивные УУД

VI.Открытие нового знания (8мин.)

Цель: выполнение заданий, подводящих к «открытию нового знания»

Записывают из каждой группы слов «лишнее» с указанием формы глагола.

Помощь учащимся в выполнении учебных действий.

Слайд 7.

Игра «Четвертый лишний»

Играть, гулять, думал, петь;

Читает,пишет,считает,дружить;

Привезти,принести,отпустил;

Рассказал,расцвести,подмёл.

Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

Осознавать,высказывать и обосновывать свой выбор.

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

V.Первичное закрепление (5 мин.)

Цель: проговаривание нового знания, выполнение продуктивных заданий.

Физминутка (1 мин.)

Работа с глаголами «надеть», «одеть»; употребление их в речи; составление предложений.

Запись в тетради.

Задание по вариантам.

Продолжите: надеть …

одеть …

Гимнастика для глаз (следим за движением бабочки)

Объснить значение и употребление слов в зависимости от поставленных вопросов.

Слайд 8.

-Надеть, одеть. Когда употребляют эти глаголы?

Практическая работа (одеть куклу, затем надеть на себя шапку, шарф)

Вывод: мы говорим «надеть», если действие направлено на самого себя (надеваю куртку), «одеть», если действие направлено на кого-то (одеваю куклу).

Слайд9.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение путем анализа и обобщения знаний о глаголе.

Регулятивные УУД

Личностные УУД

VI.Включение нового знания в систему знаний (8 мин.)

Цель: выполнение упражнений, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

Работа в парах.

1.Разгадывают ребус.

2.Запись в тетради глаголов: сверкать, говорить, парить, болтать.

3.Обобщение о глаголах неопределенной формы.

4.Работа по учебнику:упр.270(самостоятельно)

Организует фиксирование нового содержания.

Слайд 10.

Какое слово зашифровано в ребусе? (Сверкать)

-Что можно сказать о нем как о части речи?

Вывод: глаголы неопределенной формы иначе называются «инфинитив», отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?», оканчиваются на –ть,-ти, -чь.

Слайд 11.

-Измените глаголы по временам.

-Какие глаголы остались, чем они отличаются? (говорить, парить. болтать).

Выявление общих признаков на основе анализа и синтезеаполученных знаний.

Взаимоконтроль,

уточнение способов действия

Обсуждение решения орфографической задачи.

Систематизация знаний.

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Познавателные УУД

VII. Рефлексия деятельности (3мин.)

Цель:

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности и всего класса.

VIII.Домашнее задание (1мин.)

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, что ещё хотели бы узнать о глаголах.

Дают самооценку своей деятельности.

Записывают дом. задание: с.103 упр.272

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Комментирует ответы детей с объяснением: что получалось на уроке хорошо, над чем нужно поработать.

Слайд 12.

Какую проблему решали на уроке?
-Что вы можете рассказать о неопределенной форме глагола?
-Что узнали сегодня на уроке?

-Что хотелось бы узнать еще?


Понравился ли вам урок? Кому за работу на уроке скажем: «Спасибо»? Кто очень старался? Скажем спасибо ему и всем тем, кто работал с полной отдачей, с интересом, с настроением.

Слайд 13.

Что вы расскажите сегодня дома о нашем уроке?

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД

Личностные УУД.

Коммуникативные УУД.

Список используемой литературы

  1. «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа», Е.С. Савина, М.: Просвещения, 2011, Стандарты второго поколения

  2. «Планируемые результаты начального общего образования», Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения

  3. «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий», М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения

  4. «Толковый словарь русского языка», С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, М.: Просвещение, 2007

Электронные источники информации:

  1. www.wikipedia.ru

  2. www.openclasse.ru

  3. www.it-n.ru – творческое сообщество учителей

  4. www.1september.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here