Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шегарская средняя общеобразовательная школа № 2»
Урок русского языка во 2 классе
Тема: Написание разделительного Ъ знака
Составила: Богданова Анна Владимировна,
учитель начальных классов
Тема: Написание разделительного Ъ знака.
Задачи урока:
-
Проверить умение учащихся писать разделительный Ь знак в корне слова, научить правилу написания разделительного Ъ знака в словах после приставки.
-
Развитие логического мышления, словарного запаса, познавательных способностей учащихся.
-
Воспитание аккуратности, самостоятельности, внимательности.
Ход урока:
-
Организационный момент
Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация учащихся.
-
Целевая установка (слайд № 2)
— Сегодня на уроке мы с вами вспомним, какие знаки называются разделительными и где они пишутся. А для начала давайте вспомним, как пишутся буквы.
-
Актуализация знаний
Минутка чистописания (слайд № 3)
— Запишите письменные заглавные буквы.
— Найдите такие буквы, которые повторяются, и аккуратно зачеркните их простым карандашом.
— Какое слово спряталось среди букв? (арбуз). Запишите его в тетрадь.
— Что это за слово?(словарное)
— Разделите слово на слоги, поставьте ударение, выделите окончание.
— Какие орфограммы есть в этом слове?
— Как проверить парный согласный звук?
— Что обозначает слово арбуз? (предмет)
— На какой вопрос отвечает?
— Определите род, число.
Словарная работа (слайд № 4)
— Продолжим запись словарных слов: заяц, собака, морковь, медведь, помидор, петух, воробей.
— На какие группы можно разделить все слова?
1. Слова м. р. и ж. р.
2. Одушевлённые и неодушевлённые предметы.
3. Животные и овощи.
4. Птицы, звери, овощи.
4. Актуализация знаний (слайд № 5)
— Какое слово записали последним?(воробей)
— Запишите его с новой строчки, поставьте тире и образуйте формы этого слова (воробьи, воробья, воробью)
— Что появилось в записях этих слов? (разделительный Ь)
— Какую роль играет разделительный Ь знак в словах?
— Где пишется разделительный Ь знак?
— Составьте предложение со словом воробьи (варианты предложений детей).
— Спишите предложение с доски. Назовите грамматическую основу. Составьте словосочетания.
4. Новая тема (слайд № 6)
— Сколько в этом предложении слов, обозначающих действие? Назовите их.
— Чем отличаются эти слова по написанию? ( Ъ )
— Произнесите эти слова и прислушайтесь к себе. В каком слове звуков произнесли больше?
— Какой лишний звук появился? Как обозначено на письме появление этого звука? ( Ъ )
— Можно ли знак, с помощью которого обозначается звук [й], назвать разделительным? Почему?
(слайд № 7)
— Сравните пары слов по составу. Чем слова в каждой паре различаются?
— Можно сказать, что Ъ знак пишется в корне слов? (нет)
— А где же он пишется? Перед какими буквами?
Работа по учебнику (слайд № 8)
— Откройте учебник на странице 100 и найдите упражнение № 104. Прочитайте задание.
— Существуют такие слова? (нет)
— Как нужно изменить произношение этих слов, чтобы получились настоящие слова? Произнесите.
— Вам пришлось добавить какой-то звук, чтобы эти слова звучали правильно? ([й])
— А как это показать на письме? (Ъ)
— Запишите слова правильно. Проверьте. Где писали Ъ?
Физминутка (слайд № 9)
— Упражнения для глаз, шеи, рук.
— А сейчас давайте продолжим высказывания: (слайд № 10)
1. Разделительный Ъ знак пишется … между … и …
2. Разделительный Ъ знак пишется перед буквами …
-
Закрепление
— В чём сходство Ъ и Ь знаков? В чём различие?
— Давайте докажем наши высказывания на деле. И отправляемся с вами в страну Словарию. (слайд № 11)
— Откройте словарь «Произноси правильно» и найдите столбик слов на букву В. Прочитайте слово с разделительным знаком. В нем есть приставка? Какой знак там записан? Где он находится? Запишите слово в тетрадь, выделите корень и подчеркните разделительный Ь знак. (вьюга) (слайд № 12)
— Найдите столбик слов на букву К. Прочитайте слово с разделительным знаком. В нем есть приставка? Какой знак там записан? Где он находится? Запишите слово в тетрадь, выделите корень и подчеркните разделительный Ь знак.
— Откройте «Обратный словарь» на букву –Д. Найдите группу слов с корнем –езд- , в которых есть разделительный Ъ знак. Запишите их столбиком. Оставшиеся слова без разделительного Ъ знака запишите столбиком рядом.
— Можно ли сказать, что все слова с приставкой? Почему же часть слов пишется с разделительным Ъ знаком, а часть – без него? Обратите внимание на какие буквы заканчиваются приставки из левого столбика, а на какие — из правого столбика. (слайд № 13)
— Понимаете теперь, после каких именно приставок нужно писать разделительный Ъ знак?
— А сейчас скажите всё правило целиком: (слайд № 14)
1. Разделительный Ъ знак пишется после …, которые оканчиваются на …, перед …
2. Разделительный Ъ знак перед гласными … и показывает, что эти гласные обозначают по 2 звука …
Работа по учебнику. (слайд № 15)
— Откройте учебник на странице 113 и найдите упражнение № 107. Прочитайте задание. Выполните самостоятельно.
— Проверьте. Почему в слове съела написали Ъ, а в слове прощенья – Ь?
— А сейчас давайте выполним задания, которые предлагает ворона (тесты).
-
Итог урока (слайд № 16, 17)
— Итак, чем сегодня занимались на уроке?
— Когда в словах будем писать разделительный Ь знак? А когда – разделительный Ъ знак?
-
Задание на дом (слайд № 18)
— Откройте учебник на странице 114, найдите упражнение № 109. Прочитайте задание.
— Объясните, как будите выполнять (если дети затрудняются, объясняет учитель).