Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шегарская средняя общеобразовательная школа № 2»

Урок русского языка во 2 классе

Тема: Написание разделительного Ъ знака

Составила: Богданова Анна Владимировна,

учитель начальных классов

Тема: Написание разделительного Ъ знака.

Задачи урока:

  1. Проверить умение учащихся писать разделительный Ь знак в корне слова, научить правилу написания разделительного Ъ знака в словах после приставки.

  2. Развитие логического мышления, словарного запаса, познавательных способностей учащихся.

  3. Воспитание аккуратности, самостоятельности, внимательности.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация учащихся.

  1. Целевая установка (слайд № 2)

— Сегодня на уроке мы с вами вспомним, какие знаки называются разделительными и где они пишутся. А для начала давайте вспомним, как пишутся буквы.

  1. Актуализация знаний

Минутка чистописания (слайд № 3)

— Запишите письменные заглавные буквы.

— Найдите такие буквы, которые повторяются, и аккуратно зачеркните их простым карандашом.

— Какое слово спряталось среди букв? (арбуз). Запишите его в тетрадь.

— Что это за слово?(словарное)

— Разделите слово на слоги, поставьте ударение, выделите окончание.

— Какие орфограммы есть в этом слове?

— Как проверить парный согласный звук?

— Что обозначает слово арбуз? (предмет)

— На какой вопрос отвечает?

— Определите род, число.

Словарная работа (слайд № 4)

— Продолжим запись словарных слов: заяц, собака, морковь, медведь, помидор, петух, воробей.

— На какие группы можно разделить все слова?

1. Слова м. р. и ж. р.

2. Одушевлённые и неодушевлённые предметы.

3. Животные и овощи.

4. Птицы, звери, овощи.

4. Актуализация знаний (слайд № 5)

— Какое слово записали последним?(воробей)

— Запишите его с новой строчки, поставьте тире и образуйте формы этого слова (воробьи, воробья, воробью)

— Что появилось в записях этих слов? (разделительный Ь)

— Какую роль играет разделительный Ь знак в словах?

— Где пишется разделительный Ь знак?

— Составьте предложение со словом воробьи (варианты предложений детей).

— Спишите предложение с доски. Назовите грамматическую основу. Составьте словосочетания.

4. Новая тема (слайд № 6)

— Сколько в этом предложении слов, обозначающих действие? Назовите их.

— Чем отличаются эти слова по написанию? ( Ъ )

— Произнесите эти слова и прислушайтесь к себе. В каком слове звуков произнесли больше?

— Какой лишний звук появился? Как обозначено на письме появление этого звука? ( Ъ )

— Можно ли знак, с помощью которого обозначается звук [й], назвать разделительным? Почему?

(слайд № 7)

— Сравните пары слов по составу. Чем слова в каждой паре различаются?

— Можно сказать, что Ъ знак пишется в корне слов? (нет)

— А где же он пишется? Перед какими буквами?

Работа по учебнику (слайд № 8)

— Откройте учебник на странице 100 и найдите упражнение № 104. Прочитайте задание.

— Существуют такие слова? (нет)

— Как нужно изменить произношение этих слов, чтобы получились настоящие слова? Произнесите.

— Вам пришлось добавить какой-то звук, чтобы эти слова звучали правильно? ([й])

— А как это показать на письме? (Ъ)

— Запишите слова правильно. Проверьте. Где писали Ъ?

Физминутка (слайд № 9)

— Упражнения для глаз, шеи, рук.

— А сейчас давайте продолжим высказывания: (слайд № 10)

1. Разделительный Ъ знак пишется … между … и …

2. Разделительный Ъ знак пишется перед буквами …

  1. Закрепление

— В чём сходство Ъ и Ь знаков? В чём различие?

— Давайте докажем наши высказывания на деле. И отправляемся с вами в страну Словарию. (слайд № 11)

— Откройте словарь «Произноси правильно» и найдите столбик слов на букву В. Прочитайте слово с разделительным знаком. В нем есть приставка? Какой знак там записан? Где он находится? Запишите слово в тетрадь, выделите корень и подчеркните разделительный Ь знак. (вьюга) (слайд № 12)

— Найдите столбик слов на букву К. Прочитайте слово с разделительным знаком. В нем есть приставка? Какой знак там записан? Где он находится? Запишите слово в тетрадь, выделите корень и подчеркните разделительный Ь знак.

— Откройте «Обратный словарь» на букву –Д. Найдите группу слов с корнем –езд- , в которых есть разделительный Ъ знак. Запишите их столбиком. Оставшиеся слова без разделительного Ъ знака запишите столбиком рядом.

— Можно ли сказать, что все слова с приставкой? Почему же часть слов пишется с разделительным Ъ знаком, а часть – без него? Обратите внимание на какие буквы заканчиваются приставки из левого столбика, а на какие — из правого столбика. (слайд № 13)

— Понимаете теперь, после каких именно приставок нужно писать разделительный Ъ знак?

— А сейчас скажите всё правило целиком: (слайд № 14)

1. Разделительный Ъ знак пишется после …, которые оканчиваются на …, перед …

2. Разделительный Ъ знак перед гласными … и показывает, что эти гласные обозначают по 2 звука …

Работа по учебнику. (слайд № 15)

— Откройте учебник на странице 113 и найдите упражнение № 107. Прочитайте задание. Выполните самостоятельно.

— Проверьте. Почему в слове съела написали Ъ, а в слове прощенья – Ь?

— А сейчас давайте выполним задания, которые предлагает ворона (тесты).

  1. Итог урока (слайд № 16, 17)

— Итак, чем сегодня занимались на уроке?

— Когда в словах будем писать разделительный Ь знак? А когда – разделительный Ъ знак?

  1. Задание на дом (слайд № 18)

— Откройте учебник на странице 114, найдите упражнение № 109. Прочитайте задание.

— Объясните, как будите выполнять (если дети затрудняются, объясняет учитель).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here