Юферева Екатерина Сергеевна
МБОУ г. Владимира «СОШ № 44»
Учитель начальных классов
Предметная область Русский язык,
УМК «Перспективная Начальная Школа»,
проблемный урок
Тема: Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук
Цель: Формирование образовательных компетенций (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) учащихся 2 класса в предметной области «Русский язык» по теме «Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук»
Задачи урока:
-
Задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
-
формирование уважительного отношения к иному мнению;
-
формирование умения понимать причины успеха в учебной деятельности;
-
развитие познавательного интереса, учебной мотивации.
-
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
-
регулятивные УУД: формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность.
-
познавательные УУД: формирование умения работать с информацией; овладение операциями мышления (анализ, синтез).
-
коммуникативные УУД: формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать свою точку зрения.
-
Задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
-
Определение связи конечной буквы основы слова на шипящий с родом этого слова;
-
Обучение умению делать правильный вывод о работе мягкого знака;
-
формирование умения дифференцировать слова с основой на шипящий по родам;
-
совершенствование навыков работы с Обратным словарём.
Этап урока | Цель | Содержание, деятельность учителя |
| Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
1. | Организационный | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
Начинается урок. Слово «мы» Сильней, чем «я». Мы – семья И мы – друзья.
Давайте посмотрим, с каким настроением каждый из вас пришёл сегодня в школу.
Ну а чтобы на уроке всё получилось, что нам для этого нужно? (Быть внимательными, не отвлекаться.)
И сегодня мы с вами будем работать в группах.
|
| Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Отвечают на вопросы учителя. | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: — выражение положительного отношения к процессу познания, проявление желания узнавать новое.
|
2. | Актуализация
| Упражняться в умении различать слова-названия предметов мужского и женского рода. | Анишит Йокоповна дала Маше с Мишей очень сложное задание. Без вашей помощи им не справиться. Поможем ребятам? Поэтому сегодня на уроке мы с вами будем настоящими исследователями, которые будут выдвигать и доказывать свои гипотезы.
Учитель организует игру по уточнению и конкретизации первичных знаний.
Ну а для начала Анишит Йокоповна предлагает такое задание игру «Хлопни-топни». Если я называю слова-названия предметов женского рода, то вы хлопаете. Если я называю слова-названия предметов мужского рода, то вы топаете.
Мороз, девочка, книга, дядя, облако, стол, конь, луна, волк.
Молодцы!
|
|
На слух определяют принадлежность слов к мужскому и женскому роду | Познавательные: Анализ, классификация объектов
|
3. | Постановка учебной проблемы.
Задание на новый материал.
Проверка задания.
| Подведение детей к осознанию учебной проблемы | Учитель распределяет роли учащихся для работы в группах.
Ну а теперь приступим к нашим исследованиям. У исследователей есть своя лаборатория и научные сотрудники. Поприветствуйте друг друга. У каждого сотрудника есть своя задача. Поднимите руку те, у кого задача быть организатором. Поднимите руку те, у кого задача быть оформителем. Поднимите руку те, у кого задача быть чтецом. Поднимите руку те, у кого задача быть докладчиком. Ну а остальные ребята — это другие сотрудники лаборатории. У каждого из вас есть свои обязанности. Прочитайте их. Чтобы исследование прошло успешно, какие правила нужно соблюдать?
Правила работы в группе
Учитель проводит параллель с ранее изученным материалом.
-Прочитайте слова на доске. Бога[ч ], бро[ш ], вра[ч], малы[ш], до[ч ], цареви[ч], мя[ч], но[ч].
-Что вы можете о них сказать? -На какие вопросы отвечают эти слова. (кто? что?) -Значит, это слова-названия … (предметов) -Определите род каждого слова-названия предмета.
Учитель формулирует задание.
А теперь запишите эти слова, заменив звуки на конце слов буквами.
Учитель организует коллективную проверку выполнения задания.
-Давайте посмотрим, что получилось у каждой группы. Организаторы, пригласите первых научных сотрудников. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ: разные написания слов в каждой группе.
|
| Принимают свою роль в группе.
Повторяют правила работы в группе.
Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют задание в группе.
Организаторы от каждой группы представляют свой вариант выполнения задания. | Личностные: — готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;
Личностные: Умение слушать и слышать.
Коммуникативные: — умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
|
4. | Выход на учебную проблему
Побуждение к осознанию противоречия.
Побуждение к проблеме.
Тема.
| Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока | Учитель в позиции консультанта-фасилитатора побуждает детей к формулировке и принятию темы, цели, учебных задач урока.
Скажите, ребята, задание было одно? -А выполнили его как? (по-разному)
-Почему так получилось? Чего мы пока не знаем? (Мы пока не знаем, как пишутся слова-названия предметов мужского и женского рода с основой на шипящий.)
Значит, чему будем учиться? (Будем учиться писать слова-названия предметов мужского и женского рода с основой на шипящий.)
Правильно, ребята. Прочитайте тему нашего урока. «Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий».
|
| Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют тему, цель, учебные задачи урока. | Регулятивные: — постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно. Познавательные: — постановка и решение проблемы; — установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений
Личностные: — развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: — умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
|
5. | Решение учебной проблемы.
Выдвижение гипотез.
Проверка гипотез.
Открытие нового знания. Вывод.
| Подведение детей к самостоятельному выводу способа проверки орфограммы
Проверка понимания способа действия | Учитель организует самостоятельную работу с учебником в группах.
Сейчас каждая группа будет выполнять упражнение 117, стр.152. Каждый чтец прочитает задание для своей группы.
Учитель побуждает к высказыванию собственного мнения.
Ребята, какое предположение вы можете сделать о написании слов мужского и женского рода, основа которых оканчивается на –ч или –чь?
Учитель организует самостоятельную работу с учебником в группах.
Чтобы проверить ваши гипотезы, выполним упражнение 118.
Учитель организует выступление групп, обмен мнениями. Итак, на какие 2 группы вы поделили слова-названия предметов? Организаторы пригласите своих научных сотрудников.
Итак, ребята, как же надо писать слова-названия предметов с основой на шипящий? Расскажут нам докладчики. (В словах-названиях предметов м.р. с основой на шипящий мягкий знак не пишется. В словах-названиях предметов ж.р. с основой на шипящий пишется мягкий знак.)
|
| Выполняют упражнение в тетради.
Формулируют собственное мнение и аргументируют его.
Выполняют упражнение в тетради.
Один человек объясняет выполнение упражнения группы у доски.
Формулируют собственное мнение и аргументируют его.
| Коммуникативные: — умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
Познавательные: — выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства
Познавательные: — классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)
Регулятивные: — оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
|
6. | Творческое воспроизведение знаний.
| Освоение нового способа действия | Учитель побуждает к выполнению самостоятельной работы.
Анишит Йокоповна приготовила для вас последнее задание. У вас на партах лежат 2 конверта с заданиями. В 1 конверте задание более сложное, во 2 конверте задание более лёгкое. Подумайте и выберете задание, которое будете выполнять. Каждый исследователь из группы записывает по одному слову.
|
| Выполняют задание по группам | Коммуникативные: — умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, взаимодействовать в группе сверстников. Познавательные: — выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от ситуации |
7. | Рефлексия | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания. | Учитель организует беседу, связывая результаты урока с его целями.
Итак, ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке? Чему учились?
Учитель выдаёт листы самооценки, даёт инструктаж по их заполнению.
А сейчас каждый из вас на своём листе самооценки оценит свою работу на уроке. |
| Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Заполняют листы самооценки. | Регулятивные: — оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; — осуществлять итоговый контроль Личностные: — оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.
|