Интегрированный урок Русского Языка и литературного чтения (3-кл)

Тема: Обобщение знаний о признаках имени существительного как части речи

Цель: Обобщить знания детей о признаках имени существительного как части речи. Развивать навыки сознательного использования разных форм имени существительного в речи. Обогощать словарь обучающихся. Прививать любовь к русскому языку.

Языковый материал отрывки из произведений А.С.Пушкина

Форма проведения: Урок-путешествие по городу Существительные

Ход урока:

Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

Знакомство с картой-схемой, по которой будем путешествовать.

I Центр города- площадь

— Работа над значением существительных, как часть речи.

— Что обозначает имя существительное.

— На какие вопросы отвечает.

Работа над текстом.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах

Мимо острова крутого

Мимо города большого

Пушки с пристани палят

Кораблю пристать велят

— Откуда эти строки

-Какие литературные приемы использует автор

-Найдите родственные слова

-Почему об одном и том же слове Пушкин использует слова корабль и кораблик

-Выписать существительные поставить их в начальную форму.

Словарная работа (историзмы)

Разобрать по составу

Гонец, светлица, душегрейка

— Чем интересны эти слова

-Что они обозначают. (Зачитать по словарю)

II. Улицы Собственная и Нарицательная.

От парка отходят группы улиц. Давайте побываем на них.

— Почему так названы

-Какие существительные называются собственными

-Какие нарицательными.

Назовите имена собственные из сказок Пушкина.

(Собств. – обознач. единственные в своем роде предметы, выделяя их из группы других однородных предметов. Нариц.- обобщенные названия класса одинаковых предметов и явлений)

Князь …и..о…, королевич Е…и…е… царевна ..е…е…, работник …а…а

-Какие имена собственные здесь спрятались? Из каких они сказок?

-Почему автор дал своим героям такие имена?

Лебедь- прозвище для молодой пригожей женщины.

Балда — бестолковый, недалекого ума, глупый.

Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. Имена давались по роду занятий, по черте, характера по внешнему признаку.

-Выписать имена собственные.

-Найдите лишнее слово. (Елисей- 3 слога)

-Какие из этих имен собственных могут быть нарицательными?(балда, лебедь)

Иногда в сказках нарицательные имена становятся собственными.

III. Улицы Одушевленные и Неодушевленные.

— Почему так называется.

— Какие существительные относятся к одушевленным и какие к неодушевленным?

— Работа с отрывком

Белка песенки поет

Да орешки все грызет.

А орешки непростые

Все скорлупки золотые.

Ядра – чистый изумруд

Слуги белку стерегут.

— Какие литературные приемы использовал автор.

Выписать из отрывка 1в — одушевленные, 2в — неодушевленные существительные.

— Найдите слова, имеющие ласковое значение.

— Что придало им такое значение.

— Какое еще значение придают суффиксы.

— Для чего служат суффиксы.

— Какая еще часть слова служит для образования новых слов.

IV. Улицы мужского, женского и среднего рода.

-Как определяется род существительного.

-Работа с отрывком.

«И тихая луна, как лебедь величавый,

Плывет в серебристых облаках».

(стих «Воспоминание о Царском селе»)

-Что Пушкина связывало с Царским селом ?

-Какие литературные приемы использует Пушкин?

-Почему сравнивает луну с лебедем.

( Часто наблюдали в парке за лебедями, которые плавали в пруду и любимым развлечением мальчиков лицеистов было бросать им кусочки булки ).

-Письмо по памяти.

-Распределить по родам существительным.

-К какому роду отнести слово лебедь?

(Во времена Пушкина употреблялось в мужском и среднем роде. В современном языке победила форма мужского рода, но не исчезло и употребление в женском роде).

-Могут ли быть существительные общего рода.

Старика старуха забранила :

Дурачина ты, простофиля !

Не сулил ты взять выкупа с рыбки !

Хоть бы взял ты с неё корыто.

Наше-то совсем раскололась.

-Найдите существительное общего рода.

-Почему старуха назвала старика простофилей (несообразительный человек)

-Найдите синонимы к словам забранила и раскололась.

-Что такое синонимы.

V.Улицы Множественного и Единственного числа.

Как определить число существительных

«Сказка ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок!»

Объясните, что этим хотел сказать Пушкин?

Объясните значение слов урок, намёк.

Определите число имён существительных.

Найти лишнее слово

молодцы в множественное число

ложь – употребляется только в единственном числе

— Что общего в этих словах (парная согласная в корне)

— А могут ли существительные употребляться только во множественном числе

Найти в отрывке существительные, которые употребляются только в единственном числе или только во множественном числе

1) Я там был мёд, пиво пил –

И усы лишь обмочил.

2) Впредь тебе, невежа, наука:

Не садись не в свои сани.

3)В сени вышел царь-отец.

— Из каких произведений

— Какое выражение стало крылатым

Выборочный диктант:

1 вариант – существительные единственного числа

2 вариант – существительные множественного числа

1. Корабельщики дивятся, на кораблике толпятся.

2. Избушка там, на курьих ножках стоит без окон, без дверей.

3. Мы объехали весь свет: торговали соболями, черно-бурыми лисами.

4. По равнинам Окияна едет флот царя Салтана.

— Объяснить орфограммы в выписанных словах.

— Вдоль города идёт дорога. Как вы думаете, почему она из разных линий. ( Имена существительные могут быть разными членами в предложении; выполнять разную синтаксическую роль)

— Запись предложений и разбор по частям речи и по членам предложения.

Живёт Балда в поповом доме,

Спит себе на соломе…

Итог урока.

Что повторяли?

— Почему признаки существительных в карте схеме обозначены разным цветом?

(Постоянные или непостоянные)

Оценки за урок

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here