Ресурсный центр «Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Зеленовская средняя общеобразовательная школа»
Фроловского муниципального района Волгоградской области
МБОУ «Зеленовская СОШ»
Конспект урока по русскому языку
в 3 «А» классе
«Работа окончаний у слов,
называющих действия, в прошедшем времени»
(Система Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова)
подготовила
учитель начальных классов
Скачкова Татьяна Михайловна.
п. Пригородный
2013
Цель урока: создать условия для формирования понимания УУД в процессе изучения работы окончаний слов, называющих действия в прошедшем времени.
Задачи урока:
Образовательные: формировать умение находить и указывать работу окончаний слов, называющих действия, учить обосновывать свой выбор.
Воспитательные: формировать у учащихся коммуникативные умения работать в паре, в группе, расширять знания по содержательной линии «Православная художественная культура».
Развивающие: продолжить формирование умения распознавать окончания у слов, называющие действия, извлекая информацию из схем, иллюстраций, текста.
Оборудование, оформление и техническое оснащение урока:
Доска, учебники, тетради, мультимедийное оборудование, карточки, компьютерная презентация, схема-модель.
Методы: словесный, наглядный, метод решения учебной задачи.
Объём: 1час.
Тип урока: решение частных учебных задач.
Ход урока.
1.Организационный момент.
-Ребята! Если вы любите наблюдать, исследовать, если цените русский язык и вам нравится учиться — этот урок для вас. Улыбнитесь друг другу, и с хорошим настроением начинаем урок.
2.Актуализация опорных знаний.
Цель: актуализировать знания, которые понадобятся для открытия нового знания.
-Какую учебную задачу мы решали на прошлом уроке?
(Выясняли, какую работу выполняют окончания слов, называющих действия.)
-Так какую же работу они выполняют?
(Указывают на число слова, а в единственном числе ещё и на род.)
Слайд 3.
Вывод о работе окончаний прошедшего времени.
Р. (ед.ч.)
пр. вр. Ч.
3.Решение конкретно-практической задачи с выходом на постановку учебной задачи.
Цель: учить детей разграничивать область своего знания и незнания, осознавать постановку учебной задачи (УУД — регулятивные, познавательные, коммуникативные)
—Мы выяснили, какие окончания бывают в словах, называющие действия.
—А давайте разберёмся, какие орфограммы встречаются в этих окончаниях?
? — Учебная задача
Слайд 4.
а) Проверка орфограмм в окончаниях прошедшего времени по закону письма.
-Запишите в столбик изменения прошедшего времени слова гулять и выделите в них окончания.
Гулял цвёл
гулял а цвел а
гулял о цвел о
гулял и цвел и
-Выделите в них окончания. В каких из этих окончаний есть орфограммы?
(Гуляла, гуляло, гуляли).
-Проверьте, не нарушают ли эти орфограммы закон письма (для этого рядом запишите изменение слова цвести.)
-Как же обозначаются фонемы в окончаниях прошедшего времени?
Вывод: гласные фонемы в окончаниях прошедшего времени обозначаются по закону письма.
4.Решение учебной задачи
Цель: добиться открытия детьми нового способа действия, выделять общую учебную задачу (УУД — регулятивные, познавательные, коммуникативные ).
а) — А сейчас проверьте орфограммы в изменениях прошедшего времени в высказываниях. Запишите:
На безоблачном небе сиял_ солнце.
На безоблачном небе сиял_ луна.
-Можно ли для проверки каждой из этих орфограмм подставить в высказывание другое слово с тем же окончанием в сильной позиции (например, цвела или цвело)?
(Да.)
-Почему в первое высказывание вы подставили, изменение цвело, а не цвела? Какое другое слово помогло вам подставить нужное изменение?
(Оно).
-Какого рода это изменение в первом высказывании? (Среднего рода)
-А во втором? (Женского рода)
б.) «Сворачивание» действия проверки орфограмм в окончаниях прошедшего времени.
(Общеклассное обсуждение).
Сияло (оно) — средний род- солнце.
Сияла (она) — женский род- луна.
-Как вы думаете, если сумели определить род слова в прошедшем времени, стоит ли
5.Самостоятельная работа.
Цель: закрепить навык правописания окончаний заменять его «проверочным» словом?
(Нет).
-Какой вывод можете сделать?
Вывод: достаточно определить род слова, на который указывает слово, называющее действующее лицо или предмет.
-Что мы сейчас с вами сделали?
(Решили учебную задачу)
-Что выяснили из учебной задачи?
(Способ решения)
Физкультурная минутка.
-Ребята! Вы узнали, как проверять окончания у слов, называющих действия. А хотите проверить свои знания?
-( Да.)
Слайд 5.
-Посмотрите на слайд. Прочитайте слова.
Блестит, заскрипели, лепил, катается, подморозило, метёт,
полетела, злится.
— Запишите слова, которые имеют следующие части:
Ø
о
a
¬ ͡ ˄˄ , ¬ ͡ ^^ , ¬ ͡ ^˄ , ͡ ^^
—Как будете работать? — Сделаем сами.
-Укажите работу окончаний у данных слов.
Проводится взаимопроверка.
-Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг у друга. Оцените. Уважительно относитесь к мнению соседа.
6. Работа с учебником.
Цель: закрепить способ проверки орфограмм в окончаниях прошедшего времени.
-Выполняя работу дома, вы узнали о чуде, которое сотворили безвестные талантливые мастера. Что же это за чудо?
Храм, церковь, колокольня.
— Трудно представить старинную деревню без деревянной церкви. Жизнь православных христиан на Руси была тесно связана с жизнью храма. Прочитайте, где и как строили храмы на Руси.
а) — Откройте учебник, (3класс, ч.2., стр.69)
-Договариваясь с мастерами о постройке храма, люди говорили им, какую именно церковь они должны построить?
(Нет. Сама природа подсказывала строителям эту форму).
Слайд 5,6.
-Какие слова помогли вам понять, где и как строили храмы на Руси?
(Слова, называющие действия в прошедшем времени)
-Какое задание вы предлагаете выполнить?
(Записать слова, называющие действия прошедшего времени и указать работу окончаний.)
-Как будете работать?
(В паре.)
-Помните о контроле, оценке действия своего партнёра.
Проверка выполненной работы.
б)- А сейчас прочитайте последний абзац текста и задание .
(Дети читают последний абзац текста и задание .)
-Итак, заданий три. Первое и второе по изученному материалу, а вот третье посложнее.
-Как будете работать?
Групповая дифференцированная работа.
(Дети делятся на группы.)
-Работая в группе, помните об умении слушать, принимать точку зрения партнёров, отстаивать свою.
-Какое задание выбрала первая группа? — Выписать слова в инфинитиве.
-Какое задание выбрала вторая группа? — Выписать слова с личными
окончаниями.
-А третья группа? — Выписать слова с окончаниями
прошедшего времени. Выделить
окончания.
Каждая группа защищает свою работу. (Выдвигают и обосновывают гипотезы.)
Оценка работы каждой группы.
-Ребята! В тексте есть словосочетание рубить храм . Какое значение имеет в этом словосочетании слово рубить?
(Рубить, значит строить).
Слайд 7,8.
Строительство храмов продолжается и сейчас. В 1983году в нашем городе был построен Храм Рождества Богородицы, а в 2001году напротив железнодорожного вокзала был построен небольшой храм в честь святого великомученика и целителя Пантелеймона. Величина его была недостаточна, чтобы вместить всех желающих, поэтому в 2006-2008г. рядом с храмом был построен Новый Богоявленский собор с детской площадкой вокруг него. Освящён собор в 200
Слайд 9,10.
А в 2006 году близь квартала «Заречный» Был открыт третий в мире Бронзовый монумент «Ангел Мира». Рядом построена часовня святых Петра и Февронии. Очень оригинальна архитектура — два купола в виде венчальных венцов.
-Посещая храм, помните!
Прежде, чем зайти в собор
Головной сними убор
Злые мысли отгони
Не нужны тебе они.
Там дух Божий обитает
Благодатью нас питает.
-Ребята! Представьте, что у вас в ладонях чаша, наполненная благодатью и добром. Осторожно перелейте часть своей благодати, доброты нашим гостям.
Подарите окружающим добро!
5.Итог урока.
Цель: способствовать формированию рефлексии (УДД — регулятивные, коммуникативные)
-Итак, какую учебную задачу мы сегодня решали на уроке?
-Кому было трудно? Кому легко?
-Чем будем заниматься на следующем уроке?
( Выделять окончания у слов, называющих действия и указывать их работу.)
Домашнее задание: с.72, упр.220.
-Оцените себя, как работали на уроке.
(Сигнальные карточки +,?, -.) Спасибо за урок!
Литература.
1.Восторгова Е. В., Некрасова Т. Н. Методический комментарий к учебнику русского языка для 3 класса. Пособие для учителя начальных классов. — Москва: Вита – Пресс, 2011.
2.Репкин В.В, Восторгова Е.В. Некрасова Т. В. Русский язык. Учебник для 3 класса начальной школы. — Москва: Вита – Пресс, 2008.
3. Ладыженская Т.В. Речевые секреты. Книга для учителя начальных классов. — Москва: Просвещение,1992