Урок русского языка в 4 классе по теме «Общие признаки имён прилагательных»

Урок обобщения и систематизации

Цель: осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению, создать условия для формирования УУД:

Личностные: формирование эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, к процессу познания, формирование желания больше узнать.

Метапредметные:

Регулятивные:самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; определять цель учебной деятельности; правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов;

Коммуникативные: Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Воспитывать стремление овладевать навыками совместной работы в коллективе;

Познавательные:ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Ход урока.

1) Самоопределение к деятельности (мотивация учебной деятельности учащихся)

— Ребята, какую отметку вы хотели бы получить сегодня? Что нужно сделать, чтобы достичь этой цели? ( правильно отвечать, красиво писать, работать на уроке и …)

— Прочитайте предложение.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

— Как называется это предложение? Что оно обозначает?

— Попробуйте переделать это предложение, чтобы в нём говорилось о школе.

Без труда не получишь знаний в школе.

2) Постановка темы и целей урока.

а) Запись числа и классной работы.

— Найдите значение выражений и назовите число.

1 ряд

17.000 : 1 * 10 : 10.000 =

2 ряд

170 : 1 * 100 : 1000 =

3 ряд

170 : 1 * 1.000 : 10.000 =

б) Чистописание.

— Прочитайте сочетания букв.

ая ое ый ой ее ий яя

Что они вам напоминают? О какой части речи продолжаем сегодня говорить?

Тема: Продолжаем изучать имя прилагательное. (проговаривают обучающиеся)

На какие группы можно разделить?

Запишите соблюдая схему.

ж.р м.р. с.р

По плану определите цели урока.

План:

1. Вопросы. Что обозначает?

2. Значение в речи.

3. Член предложения.

4. Род, число, падеж.

3) Обобщение и систематизация знаний.

а) Определение личных затруднений.

Работа с оценочным листом.

План

Начало урока

Конец урока

1

Вопросы. Что обозначает?

2

Значение в речи.

3

Член предложения.

4

Род, число, падеж.

б) Работа в группах. Выясняем значение имён прилагательных, на какие вопросы отвечают, каким членом предложения являются.

Задание для 1 группы

Прочитайте слова. Определите часть речи. Докажите свою точку зрения.

Умная, общительную, хитрое, смышлёная, осторожные, белобокие, длиннохвостая.

Вывод: Эти слова являются именами прилагательными так как отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначает признак предмета.

— Как вы думаете кто подходит под это описание? (сорока)

Задание для 2 группы

Восстановите загадку. Сделайте вывод о значении имён прилагательных в речи.

Трещит на весь …………… лес,

Сверкая …………. боком.

Расскажет много вам чудес

……………. – ( …………….. )

? зелёный белым болтливая

Вывод: Имена прилагательные уточняют нашу речь и украшают её . Мы узнали, что речь идёт о сороке.

Задание для 3 группы

Составьте предложение, разберите по членам. Каким членом предложения является имя прилагательное?

любит предметы хитрая птица блестящие

Вывод: Имена прилагательные в предложении является второстепенным членом – определением. Речь идёт о сороке.

в) Выступление теоретика. ( интересные факты из жизни сороки)

г) Род имён прилагательных.

Хитрая птица любит блестящие предметы.

— Найдите в предложении сущ. в единственном числе. С каким прилагательным оно связано. Выпишите словосочетание.(в тетрадь)

Птица ( какая?) хитрая

— Определите род им. сущ. и выделите окончания у прилагательного.

— Замените слово птица на слова человек, дело. Определите род им. сущ. и выделите окончания у прилагательного.

— Что меняется у прилагательного, от чего это зависит?

Вывод: Род имён прилагательных зависит от рода имён сущ – х. У прилагательных ж.р. окончания ая , яя; м.р. – ой, ый, ий; с.р. – ое, ее, ёе.

д) Парная работа с проверкой на карточках

Сладкое пирожное.

Рогатый олень.

Голубая лента.

Проверь и оцени работу

4) Физкультминутка

ж.р. все подпрыгивают

м. р. поднимаем руки вверх

с.р. все приседают

Красивая, умный, большое, пушистая, сладкое, храбрый.

5) Продолжение обобщения и систематизации знаний

а) Число имён прил — х.

Сладкое пирожное.

Рогатый олень.

Голубая лента.

— О каком кол-ве предметов идёт речь ? Можем изменить число , что получилось? (дети записывают что получилось)

Сладкие пирожные.

Рогатые олени.

Голубые ленты.

— Что изменилось у прилагательных? ( окончания ) От чего это зависит? Сделайте вывод об окончаниях прил ., роде прил. во множ. числе.

Вывод:Число имён при-х зависит от числа имён сущ-х. У прил-х мн. ч. род не определяется.

б) Падеж имён прилагательных.

— Послушайте стихотворение.(на карточке)

Как-то раз с большого клена

Оторвался лист зеленый,

Закружилась голова у зеленого листа.

Ветер бросил лист на мост.

В тот же миг веселый пес

Шмыг — к зеленому листу.

Лапой — хвать зеленый лист,

Ветер вмиг с листом зеленым

Над землей взметнулся снова.

Я пишу в саду под клёном

Стих о том листе зеленом.

— Какие словосочетания повторяются?

— Давайте определим падежи существительных, которые сочетаются с прилагательным зелёный.

— Что изменилось у им. прил.? ( окончания) Почему?

Вывод: Имена прл-е изменяются по падежам или склоняются.

6) Составление алгоритма. (работа в паре)

Найти словосочетание существительное + прилагательное.

Определить род, число, падеж существительного.

По существительному определить род, число, падеж прилагательного.

7) Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

1 уровень

Определи род и число прилагательных.

Зимний день, родное село, лесная тропинка.

2 уровень

Определи род , число и падеж прилагательных.

Белка переб..жала дорогу, м..хнула пуш..стым хв..стом и ок..залась на мохнатой ёлк.. .

9) Работа с оценочным листом (устные высказывания ребят)

10) Рефлексия

Мне было трудно …………

Урок был ………………

Теперь я умею …………..

У меня всё …………..

Мне нужно ещё ……….

Задание для 1 группы

Прочитайте слова. Определите часть речи. Докажите свою точку зрения.

Умная, общительную, хитрое, смышлёная, осторожные, белобокие,

длиннохвостая.

Вывод.

Задание для 2 группы

Восстановите загадку. Сделай вывод о значении имён прилагательных.

Трещит на весь …………… лес,

Сверкая …………. боком.

Расскажет много вам чудес

……………. – ( …………….. )

? зелёный белым болтливая

Вывод.

Задание для 3 группы

Составьте предложение, разберите по членам. Чем является имя прилагательное в предложении?

любит предметы хитрая птица блестящие

Вывод.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here