Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Семьинская основная общеобразовательная школа»
Урок
русского языка в 8 классе
Составил: учитель русского языка
Карпеева Л.А.
2013 – 2014 уч.г.
Конспет урока
Тема: «ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИХ УПОТРЕБЛЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ»
Цель: повторить виды односоставных предложений, выяснить, как «работают» односоставные предложения в художественном тексте, как помогают они создавать художественный образ; формировать у учащихся умение обнаруживать односоставные предложения в авторском тексте.
Ход урока
I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
«Затеси» Виктора Астафьева — это короткие рассказы-воспоминания, раздумья о жизни, о природе, о любви, бытовые зарисовки. В них звучит страстный призыв писателя к ответственности человека за все, что происходит на земле и в его личной жизни.
Что же такое затесь? Затесь — сама по себе вещь древняя и всем ведомая. Это стес, сделанный на дереве топором или другим каким острым предметом. Делали его первопроходцы и таежники для того, чтобы белеющая на стволе дерева мета была видна издалека, и ходили по тайге от меты к мете, часто здесь получалась тропа, затем дорога, и где-то в конце ее возникали зимовье, заимка, затем село и город…
Сегодня мы с вами, ребята, постараемся увидеть, почувствовать, как удается «творить чудеса» великим писателям, проследим, как у В.Астафьева в «Затесях» «работают» односоставные предложения.
— Какие предложения называются односоставными?
(Односоставные предложения — это особый тип простого предложения. В них имеется один главный член.)
— Назовите типы односоставных предложений.
(К односоставным предложениям относятся определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, назывные).
Односоставные предложения могут выступать и самостоятельно, и в составе сложных предложений.
Каждый из этих типов предложений имеет свои структурные и смысловые особенности, сферу распространения и стилистического использования.
II. РАБОТА С МИНИАТЮРАМИ В.П. АСТАФЬЕВА.
1.Прочитайте миниатюру.
Мелодия
Пестрый лист. Красный шиповник. Искры обклеванной калины в серых кустах. Желтая хвойная опадь с лиственниц. Черная, обнаженная в полях земля под горою. Зачем так скоро?!
-
Встретились ли в миниатюре односоставные предложения? Какие преобладают?
(В этой миниатюре все предложения односоставные. Пять назывных, одно безличное).
-
Какова роль назывных предложений в данном тексте?
(Назывные предложения утверждают наличие, существование предметов, явлений, состояний в настоящем времени. В тексте они позволяют лаконично изобразить картины осенней природы. Автор сосредотачивает наше внимание на отдельных предметах, тем самым выделяя их в пейзаже. Эти детали представляются нам особенно важными, помогают воссоздать картину в целом. Все лишнее, ненужное опускается).
-
Миниатюра называется «Мелодия». Как вы думаете, почему автор дал ей такое название.
Поможет нам ответить на вопрос значение этого слова.
Мелодия — благозвучная, приятная для слуха последовательность звуков.
Здесь же, в тексте, мы чувствуем, что автор увидел необычное, приятное для глаза сочетание красок осенней природы. Этот осенний пейзаж — своеобразная мелодия цвета.
Яркие, контрастные краски осенней природы создают запоминающуюся картину, которая звучит в душе, как мелодия.
—А можете ли вы определить настроение этой мелодии?
В ней присутствует и очарование осенней красотой, и грусть оттого, что эта красота быстротечна и скоро пропадёт, а лирический герой не хочет этого, он не готов ещё принять то, что будет потом. «Зачем так скоро!?» — недоумевает он.
2. Миниатюра «Предел»
-
Прочитайте миниатюру, обратите внимание, как в тексте ощутимо передана человеческая боль таким коротким словом: предел. И это одно назывное предложение.
Ночь. Темнота. Давно ветер не звучит за окном.
Терпение кончилось. Предел. Надо помогать себе. Высыпаю горький порошок в рот. Половину мимо. Слезы застревают в ростках бороды, смывают перхоть порошка.
Провал. Забытье.
— Какие предложения называются назывными?
— Назовите все назывные предложения в тексте. Какая информация передаётся в этих предложениях?
(Первые два предложения лаконично передают обстановку, в которой оказался человек, а остальные назывные предложения — внутреннее состояние больного человека.)
— Почему в миниатюре «Мелодия» употреблены распространенные назывные предложения, а в данном тексте – нераспространённые?
(В первом тексте назывные предложения являются распространенными: автору необходимо как можно полнее нарисовать картину осенней природы. Это достигается благодаря согласованным и несогласованным определениям, относящимся к подлежащим. Во втором тексте автор отдает предпочтение нераспространенным назывным предложениям. Они являются удобной формой передачи личного состояния автора).
-
Как вы думаете, ребята, могут ли быть назывные предложения отрицательными?
( Назывные предложения бывают только утвердительными.)
-
Какие предложения соответствуют назывным в прошедшем и будущем времени?
(В прошедшем и будущем времени им соответствуют двусоставные предложения. Сравни:Ночь. — Была ночь. — Будет ночь.)
3. Подготовьтесь к выразительному чтению миниатюры «Приветное слово».
Холодно. Ветрено. Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес.
Иду. Кашляю. Скриплю. Надо мной пустынно шумят березы, никак не разрождающиеся листом, сережками лишь обвешанные и щепотками зеленых почек осененные. Настроение мрачное. Думается в основном о конце света.
Но вот навстречу по вытоптанной тропинке чешет на трехколесном велосипеде девочка в красной куртке и красной шапочке. За ней мама коляску катит с малышом.
-
Длястуй, дядя! — сияя чернущими глазами, кричит девочка и шурует дальше.
«Здравствуй, маленькая! Здравствуй, дитятко мое!» — хочется крикнуть и мне, да не успеваю.
Мать в синем плащике, наглухо застегнутом, — боится застудить грудь, поравнявшись со мной, устало улыбнулась:
-
Ей пока еще все люди — братья!
Оглянулся — мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему
березняку, приветствует всех, всем радуется.
Много ль человеку надо? Вот и мне сделалось легче на душе.
В этом тексте большинство предложений односоставные. Какие типы односоставных предложений, которые здесь встречаются, вы можете назвать?
-
Распределите односоставные предложения по типам.
( Определенно-личных — 6 предложений, безличных — 7, одно назывное предложение).
-
Выпишите определенно-личные предложения. Определите лицо глагола, которым выражено сказуемое.
( Иду. Кашляю. Скриплю. Длястуй, дядя! Здравствуй, маленькая! Здравствуй, дитятко мое! В составе сложного: да не успеваю).
— Как вы определили, что эти предложения определённо – личные?
г
(Определенно-личными предложениями называются односоставные предложения, в которых главный член выражен глаголом в личной форме, указывающей на определенное действующее лицо — 1 или 2. В этих предложениях из личной формы глагола видно, что действие совершается определенным лицом: иду, кашляю, скриплю, не успеваю — только я – 1 лицо).
— Объясните роль определённо — личных предложений.
(Важно передать действие, а лицо его производящее легко восстанавливается по форме сказуемого и контексту. Они дают возможность избежать повторения личных местоимений. М.В. Ломоносов, говоря о таких предложениях, отмечал, что «.. .умолчание» местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к «украшению и важности служит». Определённо – личные предложения также делают повествование динамичным, непринужденным, так как все внимание сосредотачивается на действии, самом важном для автора. Особая экспрессия достигается употреблением ряда определенно-личных предложений.)
-
Как вы понимаете слово скриплю? Если затрудняетесь, обратитесь к толковому словарю.
(Это слово имеет лексическое значение «продолжать жить, еле поддерживая свое существование», употребляется обычно в разговорной речи).
— А сейчас мы посмотрим, как в тексте «Приветное слово» «трудятся» безличные предложения. В .Бабайцева писала: «Безличные предложения, включающие несколько семантико-грамматических разновидностей, — самая пестрая и наиболее употребительная группа односоставных предложений».
— Какие предложения называются безличными?
( Безличными называются односоставные предложения, сказуемое которых не допускает при себе подлежащего, не сочетается с именительным падежом. Невозможно ответить на вопрос в форме именительного падежа, кто производит действие или кто испытывает состояние, названное в предложении).
— Выпишем безличные предложения, обозначим в них грамматическую основу.
(Холодно. Ветрено. Приходится на прогулку прятаться в лес. Думается в основном о конце света. Хочется крикнуть и мне. Много ль человеку надо? Вот и мне сделалось легче на душе.)
— Безличные предложения очень часто встречаются в художественной речи. Чем можно объяснить эту распространенность?
(Выразительностью предложений. Это лаконичная форма обозначения состояния природы или окружающей среды. С помощью безличных предложений можно дать выразительную характеристику физического или нравственного состояния человека. Безличные предложения позволяют передать субъективное восприятие действительности, смягчая при этом категоричность высказывания, делая повествование более лиричным. (Ср.: я хочу крикнуть. —Хочется крикнуть и мне..)
4. Работа с миниатюрой «Долбят гору».
— Прочитайте текст. Выпишите неопределённо – личные предложения, подчеркните грамматическую основу, определите форму глагола – сказуемого (самостоятельно).
Подрубили, обнажили пригородную Базайскую гору. Огородами ее стиснули. Электропроводами опутали. Дачами опятнали. Карьером изуродовали.
В юности, еще в войну, мы, фэзэушники, слабые от долгой зимы, полуголодной житухи, карабкались на ту крутую гору за первыми подснежниками и затихали в теплом поднебесье. Нам хотелось жить, любить, надеяться на лучшее. Целые районы с готовой землей заброшены, порастают дурьем. Неужели вам мало места, люди? Неужели ради огородного участка нужно сносить леса, горы, всю святую красоту?
Так ведь незаметно и себя под корень снесем.
— Как вы думаете, почему в неопределенно-личных предложениях производитель действия не обозначен?
(Здесь важно всей конструкцией предложения подчеркнуть неопределенность действующего лица. Говорящий не считает нужным его называть. Однако его отсутствие не создает неполноты предложения. В данном тексте писателю важно показать, что люди сделали с горой, подчеркнуть, как изуродована природа)
5. Обратимся к миниатюре «Лунный блик».
— Прочитайте миниатюру. Найдите обобщённо — личное предложение.
(Последнее предложение)
Ночью впереди теплохода на голубой воде росчерком играл лунный блик. Он серебрился, фосфорно зеленел, ширился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой.
Верилось, с нетерпением ждалось: вот-вот настигнет теплоход живую тень луны, сомнет ее, срежет плугом носа.
Но проходили минуты, прошел час, другой, а отблеск далекой луны все бежал и бежал перед теплоходом, без усилия опережая напряженно работающую машину.
И было в этой ночной картине что-то похожее на жизнь, казалось, вот-вот поймаешь, ухватишь смысл ее, разгадаешь и постигнешь вечную загадку бытия.
— Почему в последнем предложении 2 -е лицо воспринимается как обобщённое?
(В последнем предложении 2-е лицо воспринимается как обобщенное. Здесь автор не противопоставляет себя другим лицам, а как бы объединяется с ними, действие может совершить любой человек. В этом заключается обобщающий характер данной конструкции).
A.M. Пешковский по этому поводу писал так: «Чем интимнее какое- либо переживание, тем труднее говорящему выставить это напоказ перед всеми, тем охотнее он облекает его в форму обобщения, переносящую это переживание на всех, в том числе и на слушателя, который в силу этого более захватывается повествованием, чем при чисто личной форме».
Обобщенно-личные предложения — продуктивный тип предложений, это удобная форма выражения общих положений, советов или описания действий, которые относятся ко всем людям.
III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
На примере миниатюр В.П. Астафьева мы посмотрели особенности употребления односоставных предложений в тексте и увидели, что односоставные предложения очень распространены. Они могут быть как самостоятельными, так и входить в состав сложных. Односоставные предложения придают речи выразительность, лаконичность, экспрессию, они делают нашу речь с точки зрения синтаксиса богатой и разнообразной.
Приложение
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
С одним главным членом сказуемым
Неопределённо-личные | Обобщённо-личные | Безличные | |
Сказуемое выражено глаголом 1 или 2 лица единственного или множественного числа. Приветствую тебя, пустынный уголок. Уходим завтра в море. Завтра принесёшь мне книгу? Напишите другу письмо. Синонимичны по смыслу двусоставным предложениям. | Сказуемое выражено глаголом множественного числа 3 лица или глаголом прошедшего времени. Дни поздней осени бранят обыкновенно. В соседней комнате разговаривали и пели. | Указывают на обобщённое лицо. Действие отнесено к любому лицу или группе лиц. Сказуемое выражено глаголом 2 лица или 3 лица множ. числа. Чаще — пословицы. Что посеешь, то и пожнёшь. Встречают по одёжке, а провожают по уму. | Нет и не может быть подлежащего. Сказуемое выражено:
Светает. Не догнать мне его. На улице темно. У меня нет времени. |
С одним главным членом подлежащим – НАЗЫВНЫЕ
| |||
Сообщение о предмете или явлении, которое есть в настоящем. Зима! Вот и лето. Это утро.
|