МОУ «Урусовская СОШ»

Урок русского языка в 8 классе

по теме «Функции инфинитива в предложении»

Учитель русского языка и литературы

Родькина Надежда Николаевна

Тема урока : Функции инфинитива в предложении.

Цели урока:

Обучающие: дать представление о роли инфинитива в процессе работы над предложением; учить определять инфинитив как член предложения, повторить словосочетание, однородные члены, готовить к ГИА

Развивающие: развивать критическое мышление, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения со сверстниками.

Ход урока

I.Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте! Я рада встрече с вами и думаю, что сегодняшний урок принесет вам новые открытия, а наше общение будет полезным и интересным.

II. Орфоэпическая минутка.

Учитель: Начнем урок с орфографической минутки. На доске записаны слова:

Соб…рать, гуси…ый, суф..икс, обв..нять, кожа..ый, стад..он, грус..ный, об..жаться, здра..ствуй.

Задание: 1)вставить пропущенные буквы, из них сложить слово.

2) запишите слово с чередующейся гласной

3) составьте со словом кожаный словосочетание, построенное на основе согласование, замените его синонимичным со связью управление

III. Стадия вызова.

Учитель: Скажите, какое слово получилось?

Учитель: На какие вопросы отвечает инфинитив? ( отвечают на вопросы что делать? что сделать?)

Учитель: В 6 классе мы с вами изучали морфологические признаки инфинитива. В 8 классе мы изучаем синтаксис. Как вы думаете, что сегодня мы будем изучать об инфинитиве? (Синтаксические функции инфинитива, или каким членом предложения может быть инфинитив.)

Учитель: Сформулируйте тему нашего урока. (Синтаксические функции инфинитива.)

Учитель: Определите цель нашего урока. На какой вопрос мы будем искать ответ? (Мы должны найти ответ на вопрос «Каким членом предложения может быть инфинитив?)

Прием «Бортовой журнал»

Учитель: Сегодня на уроке вы исследователи, а исследователи, как правило, ведут журналы наблюдений. Мы тоже с вами будем вести такой журнал. Давайте заполним левую колонку нашего журнала. Запишите свои предположения о синтаксической функции инфинитива.

Предположения

Новая информация

(Учащиеся заполняют журнал в парах, записывая свои предположения.)

Учитель: Предположения записаны. Что дальше? (Ученики высказывают свое мнение по поводу дальнейшей работы.)

Учитель: Я согласна с теми, кто считает, что предположения нужно проверить.

IV. Стадия осмысления.

Прием «Фишбоун».

Учитель: Сформулируйте главный вопрос нашего урока. (Каким членом предложения может быть инфинитив?)

Учитель: Запишем вопрос на доске – это голова рыбы.

Учитель: Дальше будем работать с предложениями, которые распечатаны на листочках. Сначала прочитаем все предложения. (Ученики по желанию читают предложения.)

  1. Читать – значит применять в жизни прочитанное. (А. Дистервег.)

  2. Книги вводят нас в лучшее общество, знакомят нас с величайшими умами всех времен, учат жить. (С.Смайлс.)

  3. Хорошая книга – беседа с умным человеком. Читатель получает от неё

знания и обобщение действительности, способность понимать мир. (А. Толстой.)

  1. Книги – наши последние друзья, которые нас не обманывают, всегда остаются с нами не попрекать нас своей старостью, а скрашивать её. (Э.Фагэ.)

Учитель: Какой мыслью объединены все предложения? (Книга играет большую роль в жизни человека.)

Учитель: Спасибо! Хочется, чтобы книги были вашими друзьями и постоянными спутниками.

Учитель: План работы с предложениями (он есть на доске) таков:

  1. Прочитать предложение.

  2. Записать предложение в тетрадь.

  3. Подчеркнуть грамматическую основу.

  4. Найти в предложении инфинитив.

  5. Определить, каким членом предложения является инфинитив.

Учитель: Как определить, каким членом предложения является слово? (Нужно к этому слову задать вопрос от того слова, к которому оно относится, и по вопросу определить, какой это член предложения.)

( Учащиеся выполняют эту работу самостоятельно.)

Учитель: Работа, я вижу, выполнена, начинаем совместную деятельность.

Каким членом предложения является инфинитив в первом высказывании?

(В этом предложении инфинитивом выражены главные члены – подлежащее и сказуемое. Поэтому в предложении есть тире.)

Учитель: Это вам было известно? (Да)

Учитель: Кто прокомментирует второе предложение? (Во втором высказывании инфинитив является дополнением, т.к. отвечает на вопрос чему?).

Учитель: Все так думают? (Несколько учеников считают, что инфинитив входит в состав глагольного сказуемого.)

Учитель: Кто объяснит товарищам, почему это дополнение? (Жить – это дополнение, потому что обозначает действие другого лица, если проще, то учат книги, а жить будете вы. Если бы инфинитив входил в состав сказуемого, то бы обозначал действие лица, названного подлежащим.)

Учитель: Очень хорошо!

Учитель: Чем является инфинитив в третьем предложении? (В третьем предложении инфинитив является определением, потому что отвечает на вопрос какую? Способность (какую?) понимать.)

Учитель: Все согласны с мнением товарища? (Согласны все.)

Учитель: Осталось ещё одно предложение. Какую синтаксическую функцию выполняет инфинитив в нем? (В этом предложении инфинитив является обстоятельством, потому что отвечает на вопрос зачем? Это обстоятельство цели.)

Учитель: Какой вывод мы можем сделать?

Учитель: Запишем вывод – это хвост рыбы.

Инфинитив может быть любым членом предложения.

Теперь вам необходимо поработать с текстом и выполнить следующие задания:

1. Укажите в третьем высказывании слово с безударной гласной

(способность)

2. Из записанных предложений найдите предложение с однородными дополнениями, подчеркните их

3. В последнем предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения.

Работа с карточками. для девочек

Подчеркните инфинитив как член предложения

Какое же счастье для человека, что ему дана возможность дружить с книгой и пользоваться ее неиссякаемой мудростью! Книги, как ничто другое, могут предостеречь мыслящих людей, молодое поколение, помогут распознать зло, научат добру.

Саше

1.Я быстро стал спускаться с холма (составное глагольное сказуемое).

2.Надо уважать старость (составное глагольное сказуемое).

3.Бегать по эскалатору запрещается

V. Стадия рефлексии.

Учитель: Вернемся к началу урока. О чем вы должны были узнать на уроке? На какой вопрос искали ответ? (Ученики дают ответы.)

Учитель: А сейчас закончите заполнение правой колонки в своем журнале наблюдений. Запишите, что вы узнали нового, подтвердились ли ваши предположения. (Учащиеся записывают свои наблюдения, сопоставляют части журнала.

Учитель: Работа закончена. Кто хотел бы высказаться? (Ученики по желанию рассказывают о своих предположениях и открытиях.)

Приём «Синквейн».

Учитель: Заканчивая разговор об инфинитиве, предлагаю вам написать синквейн. На парте у вас есть памятки по его составлению. Вспомните. (Ученики быстро прочитывают памятку.)

Учитель: Составьте синквейн в паре с соседом. (Ученики работают 3 минуты).

Учитель: Кто желает представить свой синквейн классу? (Ученики по желанию читают синквейн, выбирается самый удачный.)

Пример синквейна.

Инфинитив

трудный, необходимый.

Дополняет, разъясняет, определяет.

Интересен инфинитив в предложении!

Речь.

Учитель: Наверное, данным синквейном можно закончить урок.

Как вы думаете, есть ещё у инфинитива секреты? (Ученики высказывают предположения.)

Учитель: Через несколько уроков мы будем изучать односоставные предложения, будет ещё одна встреча с инфинитивом и не менее интересная, чем сегодня.

Задание на дом: выписать из художественных произведений предложения

Использованная литература

  1. Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику С.Г. Бархударова и др. «Русский язык: 8 класс». – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.

  2. Егорова Н.В. , Горшкова В.Н. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 8 класс. – М.: ВАКО, 2011.

  3. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л.А. Тростенцовой «Русский язык. 8 класс»/О.А. Нури. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here