«Современный урок в условиях реализации ФГОС ООО»

Урок русского языка во 2-ом классе

ТЕМА: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

Автор: Учитель начальных классов

МКОУ «СОШ№1 с.п.Шалушка

Чегемского района КБР

Соблирова Сафят Амербиевна

Тема: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

Цель: формировать общее представление о неодушевлённых и одушевлённых именах существительных. Развивать умение различать их.

Ход урока

1.Организационный момент

Ну-ка, милый мой дружок!

Ты готов начать урок?

Всё ль в порядке на столе?

Есть порядок в голове?

Чтобы получить знания

Понадобятся терпение и старание.

2.Мотивирование к учебной деятельности.

-Есть ли у нас это терпение?

-А старание?

-Для вас у меня есть сюрприз. Хотите узнать какой?

-Мы сегодня будем смотреть сказку, по ходу вспоминать орфограммы, а ещё должны получить новые знания.

-Есть ли желание получить новые знания?

3.Постановка цели и задачи урока

-Тогда откройте книгу на странице 48 и прочтите тему урока. ( Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.)

-Что — же сегодня мы должны понять? ( Что такое одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.)

— А ещё, ребята, мы должны научиться их различать.

4.Составление плана работы.

-Для того, чтобы составить план работы, нам нужно вспомнить, что мы обычно делаем на уроках русского языка?

После согласования приходим к единому плану работы. План фиксируется на доске:

План:

1.Каллиграфическая минутка.

2.Словарная работа.

3.Повторение пройденных орфограмм.

4.Новые знания: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

5.Рефлексия урока.

5.Актуализация знаний.

— Мы собираемся смотреть сказку. Как пишется это слово? (Сказка — сказать)

5.1Каллиграфическая минутка.

Сейчас попробуем каллиграфически правильно записать слово сказка. Обращается внимание на правильное письмо букв и их соединение.

Дети пишут слово сказка три раза в тетради.

— Главный персонаж сказки В.Сутеева «Мешок яблок — заяц.

5.2 Словарная работа.

-Посмотрите по орфографическому словарю правописание слов заяц, мешок, яблоко?

Индивидуальная работа. После выяснения опасных мест дети по памяти записывают эти слова в тетради.

Самопроверка по образцу. Фиксирование результата в личном журнале. (Дети за каждое, правильно выполненное задание, ставят себе знак (+) и за неправильное(-).)

Образец личного журнала см. в аннотации.

5.3 Повторение изученных орфограмм и подготовка к получению новых знаний.

Теперь посмотрите на доску. Для того, чтобы получить новые знания, по ходу просмотра сказки, мы должны открыть слова, спрятанные под вопросами Кто? и Что? А для этого нам нужно вспомнить пройденные орфограммы.

-Вы согласны с таким решением?

-А теперь слушаем начало сказки:

Жил был заяц — отец большого семейства. Было у него четыре сыночка и лапочка дочка. Отправился заяц в лес за яблоками для своих зайчат.

А что дальше случилось — узнаем, если посмотрим сказку:

Показ 1 эпизода: заяц набрал мешок яблок для своих зайчат, встречает медведя и угощает его.

.Что вы можете сказать про зайца? (Заяц добрый, весёлый, заботливый.)

— К какой части речи эти слова относятся?

-Докажите.

— Какие части речи ещё знаете?

-С кем заяц поделился яблоками? ( С медведем.)

-А как бы вы поступили на месте зайчика?

-Под каким вопросом спряталось слово-медведь? (Под вопросом – Кто?)

Открывается слово-медведь.

-Какую орфограмму видите в слове медведь? (Мягкий знак в конце слова.)

Слайд №1

Работа в парах.

-Найдите среди этих слов лишнее слово:

Пень, листья, просьба, деньки.

-Докажите, что слово листья лишнее.

-Как распознать мягкий знак-показатель мягкости и разделительный мягкий знак?

Результат выполнения этой работы заносится в личный журнал(+ или -)

Показ 2 эпизода: заяц встречает белочек и делится с ними яблоками.

-Под каким вопросом найдём слово – белочки?

Открывается слово белочки под вопросом Кто?

-Какая орфограмма в слове белочки? ( Буквосочетание- ЧК)

Слайд№2

Индивидуальная работа.

-В каком слове мягкость указанного согласного звука обозначается мягким знаком?

Ту[ч`]ка, кры[л`]цо, мо[щ`]но.

-Почему в словах тучка и мощно нет мягкого знака.

Дети вспоминают правописание буквосочетаний с шипящими звуками.

Самоанализ (+ или -)

Показ 3 эпизода: Заяц встречает ёжика, который безуспешно ищет грибы. Добрый заяц не может пройти мимо и делится с ним то- же.

-С кем же встретился заяц?

-Под каким вопросом спряталось слово-ёжик?

Открывается это слово.

-Какая орфограмма в слове ёжик? (Гласная и в буквосочетании жи.)

-Как пишутся слова с буквосочетаниями жи, ши? Слайд№3

-Сколько букв и звуков в слове — ЁЖИК. (4 буквы и5 звуков.)

-Объясните свой ответ.

-Найдите аналогичное слово среди записанных в тетради словарных слов. (Яблоко.)

-Кто запомнил, куда положил ёжик яблоки? (В лукошко.)

-Под каким вопросом записаны эти слова? (Под вопросом Что?)

Самоанализ.(+ или -)

Показ 4 эпизода: зайчик встречается с кротом и угощает его то — же.

Дети находят слово крот под вопросом Кто?

-Какая орфограмма в слове крот? (Глухой звук « Т» в конце слова.)

Слайд№4

Групповая работа.

В какой строчке во все слова надо вписать букву д?

Пала.ка, отме.ка, гря.ка.

Дога.ка, сосе.ка, яго.ка.

-Объясните свой ответ.

-Какими способами проверки пользовались для правописания парных по глухости-звонкости согласных в конце слова и перед согласными?

-Какое слово будет проверочным для слова — мешок (Мешок — мешки)

-Под каким вопросом записано это слово? ( Что?)

Самоанализ. (Запись в личном журнале +или -)

Показ 5 эпизода: добрый Заяц делится яблоками с козлятами. Ворона смеётся над добротой зайца: «Заяц яблоки раздаёт, раздаёт. А дома у них кушать нечего, зайчата голодные сидят».

-Кто вам больше нравится, ворона или заяц?

-Объясните, почему?

-Под каким вопросом ищем слово — козлята?

-Какая орфограмма в этом слове?(Буква о)

Слайд№5

В каком из данных слов надо вписать букву «а».

К . злята, тр.ва, в.рона.

Дети вспоминают правописание безударных гласных в корне.

Самоанализ.

Теперь задание на сообразительность.

Показ последнего эпизода: заяц вернулся домой ни с чем.

Он еле-еле убежал от волка и видит, что зайчата вовсе не голодные. Сидят они за столом, полным разными гостинцами и так много в этом доме любви, веселья и доброты. А ворона же, никому не нужная, сидит и плачет.

— Кто же зайцу помог в трудную минуту?

-Как вы понимаете слово доброта?

Слайд№6

-Какой пословицей выражена главная мысль сказки?

(Выбрать одну пословицу из двух)

Худо тому, кто добра не делает никому.

На добрый привет добрый и ответ.

— А какую пословицу вы бы адресовали вороне? (Худо тому, кто добра не делает никому)

-Теперь тема для размышления: добры ли вы сами к окружающим?

Физминутка.

Звучит песня Барбариков «Что такое доброта» и дети выполняют танцевальные движения.

6.Первичное усвоение новых знаний.

-Какие пункты нашего плана выполнены, а какие ещё — нет.

Для того, чтобы понять новую тему, нужно ответить на два вопроса и открыть оставшиеся слова.

-Кто пишет сказки? (Сказочник)

-А кто больше всех любит сказки? (Дети)

Теперь посмотрите на открытые нами слова.

КТО?

ЧТО?

сказочник

доброта

дети

лукошко

медведь

белочки

ёжик

яблоко

крот

мешок

коза

-К какой части речи относятся все слова?(К существительному)

-Докажите.

-Как вы понимаете слово одушевлённые? (Есть душа, живые)

— Под каким вопросом находятся одушевлённые имена существительные?(Кто?)

-Теперь выясним, что обозначают одушевлённые имена существительные?

Каким одним словом можно заменить слова: сказочник, дети? (Люди)

-Каким одним словом заменим слова: медведь, белочки, ёжик, крот, козлята? (Животные)

-Значит, что обозначают одушевлённые имена существительные? (Людей и животных.)

— Дайте полный ответ: что такое одушевлённые имена

существительные? (Вопрос кто? мы задаём к именам существительным, которые обозначают людей и животных. Такие имена существительные называются одушевлёнными.)

-Посмотрите на слова второго столбика. На какой вопрос они отвечают? (Что?)

— Они обозначают людей и животных?

— Что такое неодушевлённые имена существительные? (Вопрос что? мы задаём к именам существительным, которые не обозначают людей и животных. Такие имена существительные называются неодушевленными.)

-Что общего и чем различаются имена существительные одушевлённые и неодушевлённые?

7.Первичная проверка понимания темы.

Открывается электронное приложение к учебнику на теме: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Слайд№7

Работа в парах: Распределите данные слова на одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Договоритесь — кто из вас будет записывать одушевлённые, а кто неодушевлённые имена существительные.

Самопроверка. После завершения работы дети по одному выходят к интерактивной доске и рассаживают слова в корзины. Это сверяется со своей работой в тетради.

Результат заносится в личный журнал. (+или-)

8.Первичное закрепление.

-Что оказалось для вас трудным?

-В чём заключалась трудность?

9.Включение в систему знаний и повторение.

Групповая работа. Откройте учебник на странице 49 и найдите упражнение 83.

Попробуйте определить границы предложений и выписать одушевлённые имена существительные. Найдите нераспространённое предложение и подчеркните в нём главные члены. Прежде чем писать — ответ согласуйте между собой. Оценивается групповая работа.

Взаимопроверка по образцу. Фиксация результатов в личном журнале.

слайд№8

10.Инструктаж по выполнению домашнего задания.(стр.49,упр.81)

11.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Было интересно…………….

Было трудно………………….

Мне захотелось……………..

Я узнал, что…………………….

Самооценка. (Использование результатов в личном журнале.)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here