«Современный урок в условиях реализации ФГОС ООО»
Урок русского языка во 2-ом классе
ТЕМА: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
Автор: Учитель начальных классов
МКОУ «СОШ№1 с.п.Шалушка
Чегемского района КБР
Соблирова Сафят Амербиевна
Тема: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
Цель: формировать общее представление о неодушевлённых и одушевлённых именах существительных. Развивать умение различать их.
Ход урока
1.Организационный момент
Ну-ка, милый мой дружок!
Ты готов начать урок?
Всё ль в порядке на столе?
Есть порядок в голове?
Чтобы получить знания
Понадобятся терпение и старание.
2.Мотивирование к учебной деятельности.
-Есть ли у нас это терпение?
-А старание?
-Для вас у меня есть сюрприз. Хотите узнать какой?
-Мы сегодня будем смотреть сказку, по ходу вспоминать орфограммы, а ещё должны получить новые знания.
-Есть ли желание получить новые знания?
3.Постановка цели и задачи урока
-Тогда откройте книгу на странице 48 и прочтите тему урока. ( Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.)
-Что — же сегодня мы должны понять? ( Что такое одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.)
— А ещё, ребята, мы должны научиться их различать.
4.Составление плана работы.
-Для того, чтобы составить план работы, нам нужно вспомнить, что мы обычно делаем на уроках русского языка?
После согласования приходим к единому плану работы. План фиксируется на доске:
План:
1.Каллиграфическая минутка.
2.Словарная работа.
3.Повторение пройденных орфограмм.
4.Новые знания: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
5.Рефлексия урока.
5.Актуализация знаний.
— Мы собираемся смотреть сказку. Как пишется это слово? (Сказка — сказать)
5.1Каллиграфическая минутка.
Сейчас попробуем каллиграфически правильно записать слово сказка. Обращается внимание на правильное письмо букв и их соединение.
Дети пишут слово сказка три раза в тетради.
— Главный персонаж сказки В.Сутеева «Мешок яблок — заяц.
5.2 Словарная работа.
-Посмотрите по орфографическому словарю правописание слов заяц, мешок, яблоко?
Индивидуальная работа. После выяснения опасных мест дети по памяти записывают эти слова в тетради.
Самопроверка по образцу. Фиксирование результата в личном журнале. (Дети за каждое, правильно выполненное задание, ставят себе знак (+) и за неправильное(-).)
Образец личного журнала см. в аннотации.
5.3 Повторение изученных орфограмм и подготовка к получению новых знаний.
—Теперь посмотрите на доску. Для того, чтобы получить новые знания, по ходу просмотра сказки, мы должны открыть слова, спрятанные под вопросами Кто? и Что? А для этого нам нужно вспомнить пройденные орфограммы.
-Вы согласны с таким решением?
-А теперь слушаем начало сказки:
Жил был заяц — отец большого семейства. Было у него четыре сыночка и лапочка дочка. Отправился заяц в лес за яблоками для своих зайчат.
А что дальше случилось — узнаем, если посмотрим сказку:
Показ 1 эпизода: заяц набрал мешок яблок для своих зайчат, встречает медведя и угощает его.
.Что вы можете сказать про зайца? (Заяц добрый, весёлый, заботливый.)
— К какой части речи эти слова относятся?
-Докажите.
— Какие части речи ещё знаете?
-С кем заяц поделился яблоками? ( С медведем.)
-А как бы вы поступили на месте зайчика?
-Под каким вопросом спряталось слово-медведь? (Под вопросом – Кто?)
Открывается слово-медведь.
-Какую орфограмму видите в слове медведь? (Мягкий знак в конце слова.)
Слайд №1
Работа в парах.
-Найдите среди этих слов лишнее слово:
Пень, листья, просьба, деньки.
-Докажите, что слово листья лишнее.
-Как распознать мягкий знак-показатель мягкости и разделительный мягкий знак?
Результат выполнения этой работы заносится в личный журнал(+ или -)
Показ 2 эпизода: заяц встречает белочек и делится с ними яблоками.
-Под каким вопросом найдём слово – белочки?
Открывается слово белочки под вопросом Кто?
-Какая орфограмма в слове белочки? ( Буквосочетание- ЧК)
Слайд№2
Индивидуальная работа.
-В каком слове мягкость указанного согласного звука обозначается мягким знаком?
Ту[ч`]ка, кры[л`]цо, мо[щ`]но.
-Почему в словах тучка и мощно нет мягкого знака.
Дети вспоминают правописание буквосочетаний с шипящими звуками.
Самоанализ (+ или -)
Показ 3 эпизода: Заяц встречает ёжика, который безуспешно ищет грибы. Добрый заяц не может пройти мимо и делится с ним то- же.
-С кем же встретился заяц?
-Под каким вопросом спряталось слово-ёжик?
Открывается это слово.
-Какая орфограмма в слове ёжик? (Гласная и в буквосочетании жи.)
-Как пишутся слова с буквосочетаниями жи, ши? Слайд№3
-Сколько букв и звуков в слове — ЁЖИК. (4 буквы и5 звуков.)
-Объясните свой ответ.
-Найдите аналогичное слово среди записанных в тетради словарных слов. (Яблоко.)
-Кто запомнил, куда положил ёжик яблоки? (В лукошко.)
-Под каким вопросом записаны эти слова? (Под вопросом Что?)
Самоанализ.(+ или -)
Показ 4 эпизода: зайчик встречается с кротом и угощает его то — же.
Дети находят слово крот под вопросом Кто?
-Какая орфограмма в слове крот? (Глухой звук « Т» в конце слова.)
Слайд№4
Групповая работа.
В какой строчке во все слова надо вписать букву д?
Пала.ка, отме.ка, гря.ка.
Дога.ка, сосе.ка, яго.ка.
-Объясните свой ответ.
-Какими способами проверки пользовались для правописания парных по глухости-звонкости согласных в конце слова и перед согласными?
-Какое слово будет проверочным для слова — мешок (Мешок — мешки)
-Под каким вопросом записано это слово? ( Что?)
Самоанализ. (Запись в личном журнале +или -)
Показ 5 эпизода: добрый Заяц делится яблоками с козлятами. Ворона смеётся над добротой зайца: «Заяц яблоки раздаёт, раздаёт. А дома у них кушать нечего, зайчата голодные сидят».
-Кто вам больше нравится, ворона или заяц?
-Объясните, почему?
-Под каким вопросом ищем слово — козлята?
-Какая орфограмма в этом слове?(Буква о)
Слайд№5
В каком из данных слов надо вписать букву «а».
К . злята, тр.ва, в.рона.
Дети вспоминают правописание безударных гласных в корне.
Самоанализ.
Теперь задание на сообразительность.
Показ последнего эпизода: заяц вернулся домой ни с чем.
Он еле-еле убежал от волка и видит, что зайчата вовсе не голодные. Сидят они за столом, полным разными гостинцами и так много в этом доме любви, веселья и доброты. А ворона же, никому не нужная, сидит и плачет.
— Кто же зайцу помог в трудную минуту?
-Как вы понимаете слово доброта?
Слайд№6
-Какой пословицей выражена главная мысль сказки?
(Выбрать одну пословицу из двух)
Худо тому, кто добра не делает никому.
На добрый привет добрый и ответ.
— А какую пословицу вы бы адресовали вороне? (Худо тому, кто добра не делает никому)
-Теперь тема для размышления: добры ли вы сами к окружающим?
Физминутка.
Звучит песня Барбариков «Что такое доброта» и дети выполняют танцевальные движения.
6.Первичное усвоение новых знаний.
-Какие пункты нашего плана выполнены, а какие ещё — нет.
Для того, чтобы понять новую тему, нужно ответить на два вопроса и открыть оставшиеся слова.
-Кто пишет сказки? (Сказочник)
-А кто больше всех любит сказки? (Дети)
Теперь посмотрите на открытые нами слова.
ЧТО? | |
сказочник | доброта |
дети | лукошко |
медведь |
|
белочки |
|
ёжик | яблоко |
крот | мешок |
коза |
|
-К какой части речи относятся все слова?(К существительному)
-Докажите.
-Как вы понимаете слово одушевлённые? (Есть душа, живые)
— Под каким вопросом находятся одушевлённые имена существительные?(Кто?)
-Теперь выясним, что обозначают одушевлённые имена существительные?
Каким одним словом можно заменить слова: сказочник, дети? (Люди)
-Каким одним словом заменим слова: медведь, белочки, ёжик, крот, козлята? (Животные)
-Значит, что обозначают одушевлённые имена существительные? (Людей и животных.)
— Дайте полный ответ: что такое одушевлённые имена
существительные? (Вопрос кто? мы задаём к именам существительным, которые обозначают людей и животных. Такие имена существительные называются одушевлёнными.)
-Посмотрите на слова второго столбика. На какой вопрос они отвечают? (Что?)
— Они обозначают людей и животных?
— Что такое неодушевлённые имена существительные? (Вопрос что? мы задаём к именам существительным, которые не обозначают людей и животных. Такие имена существительные называются неодушевленными.)
-Что общего и чем различаются имена существительные одушевлённые и неодушевлённые?
7.Первичная проверка понимания темы.
Открывается электронное приложение к учебнику на теме: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Слайд№7
Работа в парах: Распределите данные слова на одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Договоритесь — кто из вас будет записывать одушевлённые, а кто неодушевлённые имена существительные.
Самопроверка. После завершения работы дети по одному выходят к интерактивной доске и рассаживают слова в корзины. Это сверяется со своей работой в тетради.
Результат заносится в личный журнал. (+или-)
8.Первичное закрепление.
-Что оказалось для вас трудным?
-В чём заключалась трудность?
9.Включение в систему знаний и повторение.
Групповая работа. Откройте учебник на странице 49 и найдите упражнение 83.
Попробуйте определить границы предложений и выписать одушевлённые имена существительные. Найдите нераспространённое предложение и подчеркните в нём главные члены. Прежде чем писать — ответ согласуйте между собой. Оценивается групповая работа.
Взаимопроверка по образцу. Фиксация результатов в личном журнале.
слайд№8
10.Инструктаж по выполнению домашнего задания.(стр.49,упр.81)
11.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Было интересно…………….
Было трудно………………….
Мне захотелось……………..
Я узнал, что…………………….
Самооценка. (Использование результатов в личном журнале.)