Тема урока:
Подготовила и провела:
г. Камышин
Тема: «Парные согласные звуки з-с ».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели урока: познакомить с новой парой согласных звуков з-с; учить различать их.
Задачи урока:
Обучающие: содействовать овладению учащимися системой знаний о парных согласных, учить анализировать звуки, формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные звуки, правильно обозначать их на письме.
Коррекционно-развивающие: способствовать коррекции и развитию фонематического слуха, коммуникативной культуры учащихся, осуществлению самоконтроля и самооценки, формированию интереса к изучению родного языка.
Воспитывающие:, воспитывать положительную мотивацию к учению.
Оборудование:
-
учебник « Русский язык» 2 класс автор В.В. Воронкова
-
сигналы
-
схемы-опоры
-
карточки с индивидуальными заданиями
-
цветные карандаши
-
презентация
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1. Организационный этап. Психологический настрой. | Подготовить учащихся к работе на уроке. | Проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания школьников, мотивация учения. Прозвенел для нас звонок, Значит, в класс пришёл урок! Урок русского языка. -Перед вами 2 котенка: покажите какое у вас сейчас настроение – весёлое или грустное? -Я рада, что у вас хорошее настроение. Приготовьтесь хорошо работать, красиво писать, не забывая о правилах поведения на уроке. -Откройте тетради, запишите число.
| Проверяют готовность рабочего места к уроку.
Дети выбирают и показывают картинки.
Дети записывают в тетради число. |
2. Актуализация опорных знаний.
1)Минутка чистописания. Пальчиковая гимнастика.
2). Словарная работа
| Закрепление умения правильно сидеть при письме (правильная посадка, положения тетради, ручки и др.);
Отработка навыка правильного начертания строчных букв.
Запись слов, постановка ударения, подчёркивание орфограмм.
| —Сегодня на уроке мы будем подниматься по этой лестнице знаний и к концу урока постараемся подняться до верхней ступеньки. -Начинаем урок, как обычно, с минутки чистописания, но сначала подготовим пальчики к письму. Возьмите шишку и перекатывайте её между ладонями. (Открываю на доске строчные буквы) б — ? в — ? д — ? г — ? — Прочитаем хором написанные буквы. Что вы знаете о звуках, которые обозначают эти буквы? -Какие звуки называются звонкими? (На доске прикрепляется опора: ЗВОНКИЕ С ГОЛОСОМ -Назовите пары для этих букв. (Учитель вписывает парные согласные). -Какие это звуки? Как они произносятся? (На доске прикрепляется опора ГЛУХИЕ БЕЗ ГОЛОСА -Запишем эти буквы в тетради на следующей рабочей строке парами через чёрточку. -Каким карандашом подчёркиваем звонкие согласные? Глухие согласные? Подчеркните. Многие из вас старались написать буквы красиво, а это значит, что мы можем подняться на первую ступеньку лестницы. (Прикрепляю девочку и мальчика на первую ступеньку). -Запишите слово «Словарь» на следующей рабочей строке. У доски работает Румянцев Влад. (На доске словарные слова в картинках) -Посмотри на картинки. Какие слова будем писать? Запиши слова, назови ударные и безударные гласные. -А теперь проверим, правильно ли мы написали, посмотрите на экран. (Слайд 1,2, 3,)
-Подчеркнём парные звонкие и глухие согласные, которые мы знаем.
-Покажите сигналами какой это звук.
— Молодцы, вы правильно записали все словарные слова и правильно подчеркнули звонкие и глухие согласные. -Поднимаемся на вторую ступеньку лестницы.
|
Дети перекатывают шишку в ладонях.
Это парные звонкие согласные. Звуки, которые произносятся с голосом.
п ф т к Глухие согласные. Без голоса.
Дети записывают буквы парами. Звонкие – зелёным, глухие – синим.
Корова, диван, картон. Ко–ро-ва- ударная «о», безударные «о,а»; ди-ван — ударная «а», безударная «и»; кар-тон- ударная «о», безударная «а».
Дети подчёркивают. |
3. Постановка проблемы. Определение темы, задач урока. | Самостоятельно делать выводы, открывать новые знания.
| (Слайд 4,5) -Посмотрите на картинки, что изображено?
КОСА КОЗА (Слайд 6) коса-коза -Чем отличаются эти слова?
-Какие это согласные? -Изучали ли мы эту пару согласных? -Ребята, как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? -Сегодня мы познакомимся со следующей парой согласных звуков и букв З-С. (На доску вывешиваю предложения) —Научимся: 1. Различать парные согласные звуки 3 – С. 2. Обозначать парные согласные нужной буквой. Мы определили тему урока и выяснили, чему должны научиться. Поднимаемся на следующую ступеньку.
|
Коса и коза.
В слове «коса»-согласный «с», а в слове «коза»-согласный «з».
Парные. Нет. Находить в словах буквы з-с. |
4. Изучение нового материала. 1) Открытие новых знаний.
2) Закрепление — Упражнение в различении парных звуков. | Местоположение букв з-с в словах.
| -Запишите посередине строки з-с. -Приложите ладошку к горлышку и произнесите звук з. Дрожит горлышко? Значит, какой звук з? (Прикрепляю колокольчик к звонкому согласному З) —Теперь произнесите звук с. Какой он?
— Глухой звук произносится без голоса, поэтому мы к нему ничего не прикрепляем. (Обращаю внимание на место парных согласных з-с на ленте букв). -Сейчас я буду говорить вам слова, если услышите в слове звук «з», покажите колокольчик, если услышите звук «с» -ничего не показываете. Слова: зайка, слон, зима, осень, свет, загадка. Молодцы, вы справились с этим заданием. |
Да. Звонкий.
Глухой. |
— Игра «Найди меня» | Учиться предметно-практическим действиям посредством выполнения упражнений. | -А сейчас поиграем в игру «Найди меня». -У каждого из вас карточка со словом, вы должны прочитать слово, записать его на доске, найти в слове согласный звук з или с, определить какой он звонкий или глухой и правильно подчеркнуть. -Задание понятно? Работаем по цепочке. Слова: Замок, бусы, сон, зубы, масло, зонт. -Молодцы, вы хорошо работали, всё правильно написали и объяснили. Поднимаемся на следующую ступеньку.
|
|
Физминутка (музыкальная). | Снятие усталости и физического напряжения. | -А теперь немного отдохнём. Встаньте все и выполняйте движения под музыку. (Слайды 7-11)
-Садитесь. -А теперь сделаем массаж пальчиков. |
Дети повторяют движения.
(Массаж большого, указательного и третьего пальцев, «одеть колечки», «помыть руки».) |
5.Проверка первичного восприятия нового материала. (Дифференцированная работа). | Умение работать самостоятельно. | — Продолжаем работать. У кого красный кружок – выполняют упр. 29 стр. 42. -У кого зелёный кружок – работают по карточке №1. (Списать слова, подчеркнуть звонкий согласный зелёным карандашом, глухой-синим). Слова: Зоя, звонок, суп, сок, роза, усы. —У кого синий кружок работает по карточке №2.
(В стихотворении найти и подчеркнуть букву з.) Проверка: сильные-взаимопроверка, средние-вслух, у Дайсанова С. проверяет учитель. —Вы все справились с заданиями. Поднимаемся на следующую ступеньку. | Румянцев Влад, Ермилов Игорь Тонких Артём, Сухова Рита
Дайсанов Серёжа
|
6. Домашнее задание
|
| Стр.41 упр.26 (Учитель объясняет, как выполнить упражнение). |
|
7. Итог урока, релаксация. |
Развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки. | -Чему мы сегодня учились? -Дайте характеристику звуку з, звуку с. -Я довольна вашей работой. Вы сегодня все постарались, поэтому мы смело можем подняться на самую верхнюю ступеньку. -У меня есть волшебная кисточка, которая оценит вашу работу на уроке. (Провожу по полоске, выявляется слово -«Молодцы»!!! — А в подарок вам картинка котёнка, которого вы выбрали в начале урока. Слайд 12 Спасибо!!! | Находить в словах буквы з-с. Звук з –согласный, звонкий, звук с— согласный, глухой.
|