План-конспект урока
«Правописание мягкого знака после шипящих
на конце имен существительных женского рода»
Ф.И.О. Батаева С.А. |
| |
| Место работы: МОБУ СОШ № 73 г. Оренбурга |
|
| Должность: учитель начальных классов |
|
| Предмет: Русский язык |
|
| Класс: 3 |
|
| Тема и номер урока в теме: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода», в теме урок №1 |
|
| Базовый учебник: УМК «Начальная школа XXI века» |
|
-
Цель урока: Познакомить с новой орфограммой “Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных”.
9. Задачи:
— обучающая: Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода через наблюдение и исследовательскую работу учащихся.
-развивающая: Составление алгоритма написания мягкого знака после шипящих на конце существительных
-воспитательные: Воспитывать культуру общения, уважение к предмету, умение работать самостоятельно и коллективно.
Тип урок: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
-
Формы работы учащихся: фронтальная, коллективная, индивидуальная.
-
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, доска.
-
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.)
| |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13. | Оргмомент На уроке я сижу, не кричу и не стучу. Руку тихо поднимаю, если спросят, отвечаю.
Чистописание ть, рья.
Актуализация знаний (повторение изученного о мягком знаке).
Постановка проблемы.
Открытие детьми нового материала.
Возвращение к обозначенной проблеме.
Работа с учебником (правило).
Составление алгоритма.
Первичное закрепление.
Физминутка
Закрепление
Домашнее задание
Рефлексия.
|
№1
№2
№3
№4
| Приветствует учащихся, создаёт положительный эмоциональный настрой на восприятие учебного материала.
Выполняет показ на доске написания сочетаний.
Прочитайте слова (запись на доске). Объясните пропущенные орфограммы: Кон…ки, друз…я, вороб…и, ладон…, роял…, лист…я. По какому признаку можно разделить слова на две группы? (В словах первой группы мягкий знак обозначает мягкость согласного, второй группы – разделительный мягкий знак). Выполните самостоятельную работу на персональном компьютере. Контролирую
выполнение самостоятельной работы.
Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи. Предлагаю вам слово дочь К какой группе вы бы отнесли данное слово. Почему? Давайте понаблюдаем за словом. Произнесите последний звук. Какой он? (Согласный, шипящий, мягкий). Что вы можете сказать о написании слова? (На конце слова после буквы Ч написан мягкий знак). А теперь в слове дочь я закрою мягкий знак. Прочитайте слово, послушайте звук на конце. (Звук произносится так же, как и с мягким знаком на конце). Попробуйте сделать вывод. (Мягкий знак как бы не нужен, но он есть, слово нельзя отнести ни к одной группе). Куда определим данное слово? (Слово дочь отнесем в третью группу). Аналогичная работы со словом рожь. (Дети делают вывод, что звук [Ш] – шипящий, твердый, а мягкий знак есть, значит, слово нельзя отнести ни к первой, ни ко второй группе. Относят его к третьей группе). Возникает проблемная ситуация. Постановка проблемы учащимися и её фиксация с помощью знака “?”. Какая возникла трудность? (Дети затрудняются сказать, почему в словах дочь и рожь после шипящих пишется мягкий знак). Фиксация проблемной ситуации на доске Дочь Глушь Сформулируйте цель урока.
Предлагаю вам поработать в группах. Выберите в каждой группе ведущего исследователя. Внимательно читайте задания и “шаг за шагом” выполняйте работу. Работа в группах. (Предлагаются карточки для исследовательской работы). Карточка 1. Прочитайте слова. 2. Определите, какие это части речи. 3. Какие звуки слышатся на конце слов? 4. Определите род. 5. Запишите слова в два столбика по родам 6. Понаблюдайте, где пишется мягкий знак, где не пишется. 7. Сделайте вывод, используя ЦОР.
Обсуждение, защита своих выводов и предложений у доски ведущими исследователями. (В ходе обсуждения происходит “открытие” нового знания – мягкий знак после шипящих пишется на конце имен существительных только женского рода). Формулирование темы урока детьми.
Почему же в словах дочь и рожь на конце слов после шипящих написан мягкий знак? (После ответа детей знак вопроса, фиксирующий проблему на доске, убирается). Какова роль мягкого знака?
Сверимся с учебником, где авторы приводят правило (чтение правила по учебнику, сравнение собственной формулировки с формулировкой учебника).
А как быть, если слова писать на слух? Ваши действия? (Необходимо составить план действий – алгоритм). (В ходе обсуждения “шаг за шагом” на доске появляется совместно выработанный алгоритм).
Работа со словосочетаниями. Запись на доске: красивая брош (?) золотая рож (?) серебристый ландыш (?) новая вещ (?) Запишите словосочетания, объясните орфограмму, обозначьте графически.
Называю имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если существительного женского рода, вы хлопаете ладонями над головой, если услышите существительное мужского рода, хлопаете ладонями за спиной. Слова: ёж, дичь, печь, мышь, кирпич, тишь, борщ, ералаш, ландыш, полночь, багаж.
А сейчас каждый поработает самостоятельно, выполняя задания используя ЦОР.
по выбору с. 139, упр.3, 4, выучить алгоритм
Какое открытие вы сегодня сделали? Что было трудным (интересным, легким)? Оценивание: поставьте баллы себе и каждому в группе — В заключение мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Поднимите соответствующую звёздочку: 1. Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую). 2. Если иногда были трудности, сомнения – розовую. 3. Если не разобрались в теме – голубую. | Настраиваются на работу.
Выполняют работу в рабочих тетрадях, соблюдая каллиграфию
Дети выполняют самостоятельную работу на компьютерах
Дети работают фронтально, отвечают на вопросы, делают вывод, формулируют цель урока. (Мы должны узнать, почему в словах после шипящих пишется мягкий знак).
Дети делают вывод, используя ЦОР Формулируют тему урока.
Проговаривают правило: (Указывает на женский род имен существительных с шипящими на конце).
Читают вывод в учебнике, сравнивают с собственным выводом.
Коллективно составляют алгоритм действий и записывают на доске.
Озвучивают алгоритм, повторяют новую роли мягкого знака.
Работают коллективно, записи делают в рабочих тетрадях, Комментируют и проговаривают “шаги” алгоритма).
Выполняют упражнение на внимание.
Выполняют самостоятельную работу на персональном компьютере используя ЦОР
Записывают д/з в дневник
Отвечают на вопросы учителя, оцениваю себя. |
1 мин
2мин
3 мин
5мин
6мин
3мин
5мин
5мин
3мин
1 мин
8мин
1мин
2мин
|
Приложение к плану-конспекту урока
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1.
2.
3.
4.
| ЦОР Русский язык «Роль «ь»
ЦОР Русский язык «Нужен ли «ь»
ЦОР Русский язык «Распредели слова «ь» и без «ь»
Русский язык «Когда пишем «ь» №193669 | ЦОР Интерактивное задание для самостоятельной работы Карточка ресурса
ЦОР Интерактивное задание для самостоятельной работы
ЦОР Интерактивное задание: Распредели слова: с «Ь» и без «Ь» Практическое задание
ЦОР Интерактивное задание для самостоятельной работы |
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6583815a-74f8-48fd-8963-bced1c8a8084/%5BNS-RUS_4-08%5D_%5BIA_085%5D.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/978305ed-830e-4f90-b220-de9e561d5d47/%5BNS-RUS_4-08%5D_%5BQS_087%5D.html
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ca8e9e7-7f0f-4c11-8675-59e2870c89b7/%5BNS-RUS_4-08%5D_%5BQS_086%5D.html
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9243dabd-2745-4fa1-b53d-ce837c37b584/%5BNS-RUS_4-08%5D_%5BQS_089%5D.html
|