Урок русского языка в 6 классе

Общее понятие о прилагательном. Повторение изученного в 5 классе.

Цели: углубить сведения о прилагательном, о роли прилагательного в речи; формировать умение использовать имена прилагательные в речи;

— развивать творческие способности учащихся;

— прививать интерес к предмету.

Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация

1. Словарный диктант.

Восхитительная картина, поразительная чистота, ароматным ландышем, о прескучном рассказе, в придорожной пыли, золотистым лучом, пренеприятное событие, в приморском городе, заботливой дочери, разноцветного знамени, безызвестного героя, о сверхинтересном случае.

2. Синтаксическая пятиминутка.

Вдруг подул холодный ветер, и по небу со всех сторон поползли свинцово-серые грозовые тучи. Ослепительной змейкой блеснула молния, а над головой оглушительными раскатами прокатился гром.

— Составить схемы предложений.

— Все прилагательные подчеркнуть как члены предложения. Сделать вывод.

— Какие суффиксы участвуют в образовании прилагательных холодный, ослепительной, грозовые?

Какие еще суффиксы прилагательных вы знаете, приведите примеры.

(-ист-,-чив-, -лив-, -енн-, -оньк-, -еньк-)

III. Формирование новых понятий и способов действия

Имя прилагательное

Я слово замечательное,-

Сказало прилагательное,-

Я равного себе не знаю:

Я признаки обозначаю.

Без признаков предмета нет –

Об этом знает целый свет.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь

Меня вам надо знать, беречь!

1. Упр. 598, прочитать текст без прилагательных и с прилагательными. Сделать вывод.

2. Чтение теоретического материала § 37

IV. Применение. Формирование основных навыков и умений

1. Чтение грамматической сказки и перевод ее на язык науки.

Родились Прилагательные с покладистым характером, и с удовольствием согласовывались они с Существительным, да вот незадача: не было у Прилагательных собственных рода, числа и падежа. «Что если нам попросить их у Существительного, хотя бы на время?»- догадались как-то Прилагательные. Существительному пришлись по душе скромные просители, захотело они иметь новых друзей и поделилось грамматическими значениями рода, числа и падежа. Так и живут до сих пор Прилагательные. Вместе — служба, вместе и дружба

2. Рабочая тетрадь, задание 104. Вставь пропущенные буквы.

С надежн…м врач…м, со старательн…й учениц…й, о ловк…м спортсмен…, прежн..… подругу, об умел…м мастер…, за метк…м стрелком, у аккуратн…й девочк…, со строг…м юнош…й, о проворн…м школьник…, со старш…м братом, о младш…й сестре, с хорош…м товарищ…м, об опасн…м наводнен….. .

3. Рабочая тетрадь, задание 102. Вставь пропущенные буквы. Выдели окончания прилагательных.

Чудесна бел..… земля Арктик…! Вокруг лишь бе…крайн…..поля, снежн..… шапки, бел..… вершины круч… .

Непроглядна черн..… ноч… в этом крае. Только видны в небе разноцветн..… сияния: зелен….., син….., красн..…

Вверху слышны чудесн..… ш…рохи, ш…пот, словно в небе ш…пчутся звезды. А это скрипит, тр…щит мороз. Но бе…конечн..… ноч… проходит. Скоро п…явится краешек ж…лт..…солнца. Снег еще багров..… и тускл….. . Но все рады празднику солнца.

4. Рабочая тетрадь, задание 107. Прочитай сказку и выполни задание.

Обида.

Однажды на светлой, солнечной лужайке собралось несколько существительных: Небо, Дорога, Сказка, Песня. Стали они высказывать свои обиды на школьников, что дали им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться.

— Я во всех сочинениях голубое и безоблачное, — вздыхало Небо.

— А ко мне привязалось слово «ровная»,- чуть не плакала Дорога.

— Эх, подруга! Тебе ещё ничего. Тебя хоть иногда и извилистой величают, а я всегда интересная, — безнадежно говорила Сказка.

— А я только звонкая, — сказала Песня.

— Что тут будешь делать? – вздохнули все вместе.- Может быть, ребята нам помогут?

Подбери к данным существительным как можно больше интересных прилагательных.

Небо _________________________________________________________________

Дорога________________________________________________________________

Сказка _____________________________________________________________

Песня ___________________________________________________

5. Словарная работа. Запись в словарь трудных слов.

Кораллы — ярко-красный, розовый или белый камень, известковое отложение животных.

Янтарь — окаменевшая смола хвойных растений (от светло-желтого до темно-красного цвета).

От существительных кораллы, янтарь образовать прилагательные и составить с ними предложения.

Гавань – прибрежная часть водного пространства, используемая для стоянки, причала и ремонта судов.

Изморозь (мороз) — род инея, рыхлый снежный покров, образующийся из оседающих частиц влаги при морозе.

Изморось (моросит) – очень мелкий моросящий дождь.

Составить с этими словами словосочетания или предложения.

V. Этап информации о домашнем задании

§ 37, упр. 601, 603

Подобрать загадки, в которых используются прилагательные.

VI. Подведение итогов урока.

VII. Этап рефлексии

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here