Урок русского языка во 2 классе

Тема урока: Правописание слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЩН.

Автор разработки: учитель начальных классов МОУ гимназии № 13 г. Волгограда

Фаустова Елена Олеговна

Цель: обобщение знаний учащихся о способах обозначения мягкости согласных, о правописании слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЩН.

Задачи:

  • развивать умение правильно писать слова с буквосочетаниями чк, чн, нщ и другими знакомыми орфограммами, подбирать однокоренные слова, слова-синонимы, объяснять значения слов;

  • способствовать развитию любознательности.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

  2. Минутка чистописания.

— Ребята, отгадайте загадку:

Летит орлица

По синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча)

— Обведите фигурку (шаблон) тучи и выполните штриховку ( )

III. Словарная работа.

  1. — Из словаря в учебнике подберите слова на каждую букву слова «туча», запишите и прокомментируйте их написание.

Т – тетрадь

У – улица

Ч – человек

А – артист

Посмотрите, сколько словарных слов вы вспомнили. Во время работы мы к ним еще вернемся.

  1. – Образуйте от слова ТУЧА однокоренное слово, которое обозначает маленький предмет.

( Тучка)

— С помощью какой части слова вы образовали это слово? (С помощью суффикса к )

  1. Звуко – буквенный анализ слова.

ТУЧ КА — ТУЧ КА — 5б.,5зв.

— Что мы знаем про звук Ч с первого класса? ( Звук Ч всегда мягкий)

  1. – Запишите под диктовку предложение со словом ТУЧКА.

Собрались тучки в кучку.

Какая знакомая орфограмма повторилась в предложении? (ЧК).

  1. Актуализация знаний учащихся.

— На доске написаны слова, прочитайте их.

НОЧКА РЕЧКА НОЧНОЙ РЕЧНОЙ

— Какие буквосочетания встречаются в этих словах? ( ЧК, ЧН )

— Вспомните, какое правило помогает правильно написать эти слова?

— Как вы думаете, над какой темой мы будем углубленно работать? ( правописание ЧК, ЧН).

— Мы должны будем научиться распознавать слова с этими буквосочетаниями и не делать

ошибки при написании таких слов.

— Запишите данные слова в тетрадь и обозначьте орфограмму ЧК, ЧН.

V. Постановка проблемы и поиск ее решения.

1. — Как вы считаете, есть ли еще буквосочетания, в которых не пишется Ь? (Предположения)

— Прочитайте слова и объясните их значения:

ХИЩНЫЙ ОВОЩНОЙ МОЩНЫЙ

— Как вы думаете, почему в этих словах не пишется Ь? (Звук Щ всегда мягкий)

— Какое буквосочетание можно выделить? ( ЩН )

— Как теперь будет звучать это правило? (дети озвучивают свои варианты)

2. — Верно ли вы вывели правило, проверим на стр. 116. (правило читается вслух)

— Запишите эти слова в тетрадь, обозначьте орфограмму ЩН

— Итак, мы выяснили, что не только сочетания ЧК и ЧН, но и ЩН пишется без Ь.

— Почему? (Буквы Ч и Щ обозначают всегда мягкие согласные звуки)

VI. Физминутка.

3. – Прочитайте слово по транскрипции: ГОН Щ ИК

— Какие согласные звуки мягкие? Почему?

— Какое буквосочетание еще можно выделить? ( НЩ )

— Как будет звучать правило? ( ЧК, ЧН, ЩН, НЩ пишутся без Ь)

— Почему эти сочетания пишутся без Ь? ( Звуки Ч и Щ всегда мягкие)

— Прочитайте слова с сочетанием НЩ, запишите их и обозначьте орфограмму:

ГОНЩИН ОБМАНЩИК КАМЕНЩИК

— Значения каких слов вам не понятны?

VII. Закрепление изученного материала.

  1. — Вернемся к словарным словам. Образуем от них однокоренные слова с буквосочетаниями ЧК, ЧН. Запишите их и обозначьте орфограмму.

ТЕТРАДЬ – ТЕТРАДОЧКА

УЛИЦА – УЛОЧКА – УЛИЧНЫЙ (фонарь)

ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕЧНЫЙ (отзывчивый)

АРТИСТ – АРТИСТИЧНЫЙ (способный быть артистом)

— Какая орфограмма повторилась? (ЧК, ЧН)

  1. Упражнение №196, стр. 116 (4 и 5 предложение 2 человека записывают на доске)

  1. Давайте проверим, как вы можете на слух определять слова с буквосочетаниями

ЧК, ЧН, ЩН. ( Слова записываются в 3 столбика)

ЧК ЧН ЩН

внучка дачник хищный

птичка сочный овощной

лисичка ручной мощность

уточка вечный хищница

— Значения каких слов вам не понятны?

— Как вы написали эти слова? (без Ь )

VIII. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

— Верны ли были ваши предположения?

— В каких буквосочетаниях не пишется Ь? Почему?

— Значения каких слов вы узнали?

IX. Домашнее задание.

Используемая литература:

  1. Р. Н. Бунеев, М. В. Бунеева, учебник «Русский язык» 2 класс.

  2. Е. М. Минскин, «Всегда всем весело», Издательство «Молодая гвардия», 1969.

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 13

Конспект урока

по русскому языку во 2 классе

с использованием технологии проблемного обучения

Тема урока:

Правописание слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЩН.

Разработала и провела:

учитель начальных классов

Фаустова Е.О.

2011 – 2012 учебный год

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here