МБОУ СОШ № 3 г. Липецка им. К.А. Москаленко
План конспекта урока по русскому языку
В 3 классе по теме:
«Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне».
Подготовила:
Учитель: начальных классов
Жигулина Е.В.
г. Липецк
3 класс Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне
ЦЕЛЬ: научить детей писать слова с непроизносимой согласной в корне.
ТИП УРОКА: усвоение новых знаний.
ЗАДАЧИ :
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – открыть новое знание: чтобы проверить слово с непроизносимым согласным звуком, нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчетливо; сформировать умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне (л.т, в, д);
РАЗВИВАЮЩАЯ – развивать орфографическую зоркость, внимание, развивать общеучебные умения:
а) умение самостоятельно добывать знания;
б) умение ставить и решать учебную задачу;
в) умение осуществлять взаимоконтроль, самоконтроль, самооценку;
г) умение действовать и работать в паре;
д) умение наблюдать, классифицировать, обобщать;
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ– прививать интерес к предмету, уважение к родному языку, воспитывать настойчивость, упорство, дисциплинированность.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: активный .
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: работа в парах, групповая работа, коллективная.
ОБОРУДОВАНИЕ: тетради, учебник, карточки, компьютер, проектор, доска.
Этапы урока | Ход урока | Формирование ууд |
1. Психологический настрой. | Ребята, на уроке мы внимательно слушаем вопросы учителя и ответы одноклассников .Давайте будем помогать друг другу в сложных ситуациях. |
.
|
2.Организационный момент. | — Итак, начинаем урок русского языка. Какие основные учебные умения помогут на уроке? (Умение слушать, слышать, думать).
Иногда согласные Играют с нами в прятки. Они не произносятся Но пишутся в тетрадке.
| Познавательные УУД
На основе анализа объектов делать выводы.
Обобщать и классифицировать по признакам.
|
3.Каллиграфическая минутка. |
Что происходит в корне слова? Определите орфограмму в корне слова? — Какова же тема нашего сегодняшнего урока?
| Регулятивные УУД
Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Личностные результаты Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
4. Тема: «Правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова».
|
Задание по карточкам. — У каждого из вас есть карточки со словами. Нужно для слов из первого столбика найти проверочное слово из второго столбика и соединить. Будьте внимательны, в каждом столбике могут быть лишние слова. Почему они лишние вы должны будете объяснить.
солнце яростная участник солнышко лестница участие яростный яростно чувство устная праздник честь честная ярость устный уста частник часть — К каким словам первого столбца не подобрали проверочных слов из второго столбца? — Почему? Можно ли к ним подобрать проверочные слова? Почему? Правильно, нет проверочных слов, т.к. они – словарные слова. Посмотрим словарь великого русского учёного, профессора Сергея Ивановича Ожегова. Лестница – сооружение в виде ряда ступеней для подъёма и спуска. — Как мы произносим это слово? Как пишем? — Следующее словарное слово праздник. — Любите ли вы праздники? Почему? Какой праздник будет через месяц? — В словаре Ожегова «праздник» — день торжества установленный в честь или в память какого-нибудь выдающегося события. — Как мы произносим это слово? А как пишем? -Ещё одно новое словарное слово – чувство. В словаре Ожегова «чувство» — это способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия. — Какие чувства испытывали вы? (Испытывали радость? Когда? Чувство страха? Когда?) — Знакомо ли вам чувство любви? — Какие однокоренные слова к слову яростный, устный не являются проверочными?(яростная, яростно, устная) Почему? — Почему не являются проверочными к слову честный слова частник и часть? (они не однокоренные) Вывод: — Что нужно знать и помнить, чтобы писать слова с изучаемой орфограммой? Значит, для того, чтобы узнать пишется непроизносимый согласный или нет, нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот звук произносится. А если в проверочном слове нет непроизносимых согласных, то в проверяемом эту согласную не пишем. Есть такое стихотворение: И ужасно, и опасно Букву т писать напрасно! Вот чудесно! Вот прекрасно! Почему это чудесно! Потому что интересно! — Почему в этих словах не пишем букву т? | Коммуникативные УУД
Развиваем умение слушать и понимать других.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Оформлять свои мысли в устной форме.
|
5. Составление алгоритма проверки непроизносимых согласных. |
Зачем нужен этот алгоритм? (чтобы правильно писать слова.) |
|
6.Закрепление темы.
| Задание: — Устно замените имена прилагательные близкими по значению словами с непроизносимой согласной. Печальный рассказ (грустный), знаменитый писатель (известный), красивая девочка (прелестная), шумное торжество (праздник), весёлый народ (радостный), удачная находка (счастливая), хмурые дни (ненастные). Задание — У каждого из вас карточка с фразеологизмом. Объясните значение. У меня на сердце камень. Переживание за кого-то Сердце кровью обливается. Искренне, с любовью Скажу, положа руку на сердце. Плохо, тяжело на душе Подарил от чистого сердца. Искренне, честно, без утайки 1. Работа с текстом. — Какие предложения вы выписали?
| Коммуникативные УУД Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные УУД
Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
На основе анализа объектов делать выводы.
Обобщать и классифицировать по признакам.
Ориентироваться на развороте учебника.
Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
|
7. Итог урока. | — Подведём итог урока. Вернёмся к целям. Какое открытие мы сегодня сделали?
| Регулятивные УУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД На основе анализа объектов делать выводы. |