Компетентностно – ориентированный урок
по русскому языку для 3 класса по теме
«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»
Выполнила:
Зайцева Вера Васильевна,
учитель начальных классов
МБОУ « средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3»
2013
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
(Структура урока по Л. Г. Петерсон)
Предмет Русский язык Класс 3
Место урока по теме | ||
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих | Первый урок по теме | |
Тип урока | Формы, приемы, методы | |
Урок открытия новых знаний
| Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная. Приемы: диалог, повтор с расширением, противоречие между имеющимися знаниями и необходимыми, создание алгоритма, беседа, комментирование, КОЗ, прием незаконченного предложения, «Цепочка», рефлексия в цвете. Методы: исследовательские, наблюдение, обмен мнениями, сравнение. | |
Цель урока | Задачи урока через результаты | |
Деятельностная цель: организовать совместную исследовательскую деятельность учащихся с целью ознакомления с особенностями написания имён существительных с шипящим звуком на конце.
Образовательная цель: исследовать роль мягкого знака – показателя грамматической функции. | Образовательная: формулируют правило написания имен существительных с шипящим звуком на конце и применяют его на практике.
Развивающая: планируют учебную деятельность, разрабатывают проект и алгоритм, исследуют, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы и обобщают.
Воспитательная: договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, используют самооценку для личностного роста и развития. | |
Предполагаемый результат | ||
Знать | Уметь | |
Знать грамматическую функцию мягкого знака | Уметь правильно записывать существительные с шипящими на конце слова | |
Компетенции/аспекты | Педагогические технологии | Оборудование |
Информационная (поиск, обработка, использование информации) Коммуникативная (коммуникация как взаимодействие, групповая коммуникация, интериоризация). Учебно-познавательная (умение планировать свою деятельность, действовать по плану, использовать информацию для решения учебной задачи, исследовать, использовать знания в нестандартной ситуации, оценивать себя, вносить необходимые коррективы после процедуры оценки) | Технология деятельностного метода обучения
| Учебник: Зеленина Л.М., Хохлова Т. Е. Русский язык: 3 класс. М.: Просвещение, 2010 Карточки с заданиями. Презентация. ТСО Листы самоконтроля.
|
ХОД УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/ аспект | Формы контроля/тип контроля | Результат | ||||
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности – 2 минуты | ||||||||
I этап:
Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
| Учитель при входе в класс детям раздает разноцветные листочки.
Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку, обеспечивает мотивацию учения, создает условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.
— Добрый день, ребята! Чтобы видеть все вокруг, Другу руку протяни —
-По ходу урока я вам предлагаю заполнять лист самоконтроля. Слайд 2.
| Заходят в класс и рассаживаются по группам, в зависимости от полученного листочка (желтый, розовый, оранжевый, голубой). Получается четыре группы.
Учащиеся выполняют самооценку готовности к уроку, настраиваются на предстоящую работу.
Учащиеся знакомятся с листом самоконтроля. |
Коммуникативная: групповая коммуникация |
Внешний контроль Самоконтроль |
Мотивация обучающихся к учебной деятельности
| |||
Актуализация и пробное учебное действие – 8 минут | ||||||||
II этап:
Актуализиро вать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала. Активизиро вать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала. Зафиксировать необходимость введения нового правила. | Учитель организует подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществлению и фиксации индивидуального затруднения.
— Прочитайте слова, написанные у вас на листочках. Объясните пропущенные орфограммы: Кон…ки, друз…я, вороб…и, ладон…, роял…, лист…я. -По какому признаку можно разделить слова на две группы?
-Мы определили две роли мягкого знака. Слайд 3.
-В каких случаях не нужно писать мягкий знак? -Почему?
-Звук [Ч’] относят к группе шипящих. А какие шипящие звуки вы ещё знаете?
— Подберите к словам печной, мощный однокоренные существительные женского рода в начальной форме с нулевым окончанием. -Запишите их на листочках. -Подберите к словам молодёжный, сухой однокоренные существительные женского рода в начальной форме с нулевым окончанием. -Запишите их на листочках.
-Проверим, как вы записали слова.
-Почему у вас встречается разное написание слов? Докажите свою точку зрения.
-Обратимся к учебнику и посмотрим, как правильно записывают данные слова.
-Что вы увидели?
— Можете объяснить почему?
| Учащиеся актуализируют имеющиеся способы действия, пытаются самостоятельно выполнить пробное учебное действие, фиксируют затруднения в выполнении пробного учебного действия и его обосновании.
Читают и объясняют орфограммы (по «цепочке» в группе)
Делят на группы. В словах первой группы мягкий знак обозначает мягкость согласного, второй группы – разделительный мягкий знак.
Роли мягкого знака: 1. Показатель мягкости 2.Разделительный Ь
В сочетаниях ЧК, ЧН.
Звук [Ч’]- всегда мягкий и не нужен показатель мягкости.
[Щ’], [Ж], [Ш].
Называют родственные имена существительные: печь, мощь.
Записывают слова.
Называют родственные имена существительные: молодёжь, сушь.
Записывают слова.
На доску прикрепляют листочки с записанными словами.
Объясняют, почему не написали мягкий знак в словах. Звуки [ч’] и [щ’] всегда мягкие, а звуки [ж] и [ш] всегда твердые и им не нужен мягкий знак- показатель мягкости согласного. Другое мнение: видел (а) в книгах, что эти слова написаны с мягким знаком.
Упражнение № 55, стр. 73.
-Все эти слова записаны с мягким знаком на конце.
— Нет. Учащиеся фиксируют индивидуальное затруднение.
|
Информационная: обработка информации, передача информации.
Коммуникативная: коммуникация как взаимодействие.
Учебно-познавательная: использование информации для решения учебной задачи.
|
Внешний контроль Самоконтроль Взаимоконтроль
| Актуализация учебных знаний и умений. Выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения. | |||
Выявление места и причины затруднения- 2 минуты | ||||||||
III этап: Организовать выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявить место и причины затруднения. | Учитель организует рефлексию пробного действия.
-Давайте проанализируем, почему не можем объяснить правописание данных слов?
— Какую же роль выполняет здесь Ь? | Учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий, и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения — те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи.
Объясняют ранее изученные орфограммы. Делают вывод, что в данном случае они не работают. — Не знаем? |
Коммуникативная: коммуникация как взаимодействие.
|
Самоконтроль
| Фиксация во внешней речи места и причин затруднений.
| |||
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения – 5 минут | ||||||||
IV этап: Организовать работу по определению цели и согласованию темы урока; построить проект, направлен ный на реализацию цели.
| Учитель организует работу по определению цели и темы урока, построению проекта будущих учебных действий.
— Как бы вы сформулировали цель урока?
— Уточним тему урока. Слайд 4
-Предложите проект выхода из затруднения.
Слайд 5. | Учащиеся определяют цель урока — устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели.
Цель: Мы должны узнать, почему в этих словах после шипящих пишется мягкий знак.
Тема урока: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих». Учащиеся предлагают, что необходимо сделать, чтобы выяснить, почему в данных словах пишется мягкий знак. В ходе диалога выстраивается проект преодоления затруднения.
Проект 1. Прочитать слова. 9. Сформулировать правило.
|
Информационная: обработка информации, передача информации
Коммуникативная: коммуникация как взаимодействие.
Учебно-познавательная: использование информации для решения учебной задачи, планирование
|
Самоконтроль Внешний контроль
| Формулировка цели, темы урока, построение проекта, направленного на реализацию затруднения.
| |||
Реализация построенного проекта – 8 минут | ||||||||
V этап: Организовать коммуникативное взаимодейст вие для построения нового способа действия, устраняющего причину затруднения и зафиксиро вать новый способ действия в вербальной и знаковой форме.
| Учитель организует обсуждение вариантов, предложенных учащимися, и создает условия для реализации построенного проекта.
-Я предлагаю вам реализовать на практике построенный проект. -Для этого вам необходимо поработать в группах. Выберите в каждой группе ведущего исследователя. Внимательно “шаг за шагом” выполняйте работу. Слайд 6.
Работа с учебником (правило). -Сверимся с учебником, где авторы приводят правило. (стр. 73)
-Какую роль в данном случае выполняет мягкий знак? Слайд 7.
Учитель организует работу по составлению алгоритма. -А как быть, если слова писать на слух? Ваши действия? (Необходимо составить план действий – алгоритм).
Слайд 8 | Учащиеся устанавливают закономерности, делают выводы, формулируют правило и составляют алгоритм, фиксируют преодоление возникшего раннее затруднения.
Работа в группах. Предлагаются карточки для исследовательской работы. Слова для исследования: душ, ночь, тишь, плащ, вещь, ключ.
Каждая группа оформляет выводы на листах формата А4.
Ведущие исследователи представляют результат работы группы. Обсуждают, защищают свои выводы и предложения. Формулируют правило.
Читают правило в учебнике и сравнивают его с собственной формулировкой.
Мягкий знак – указывает на род имени существительного. (достраивают таблицу: Роль мягкого знака)
В ходе обсуждения “шаг за шагом” на доске появляется совместно выработанный алгоритм.
Идет озвучивание алгоритма детьми, повторение новой роли мягкого знака. | Учебно-познавательная: исследовательская деятельность.
Коммуникативная: коммуникация как взаимодействие, групповая коммуникация, интериоризация.
Информационная: сбор информации, обработка информации, передача информации. |
Взаимоконтроль ( работа в группе) Самоконтроль
| Построение способа действия, которое оформляется вербально и знаково.
Формулировка правила
Алгоритм решения учебной задачи
| |||
Физминутка – 2 минуты | ||||||||
Физминутка Создать условия для психоэмоциональной разгрузки | Учитель организует проведение физминутки
-Потрудились – отдохнём, Нужно, без сомнения. Дружно быстренько встаём, Выполним движения.
Приплыли тучи дождевые: – Лей, дождь, лей! Дождинки пляшут, как живые: – Пей, рожь, пей! И рожь, склоняясь к земле зелёной, Пьёт, пьёт, пьёт. И тёплый дождик неугомонный Льёт, льёт, льёт.
-Назовите из текста физминутки слова, в которых пишется “ь”.
-Какую функцию выполняет эта буква в каждом из этих слов?
| Учащиеся выполняют физминутку
Дети стоят, вытянув руки вперёд, ладонями вниз. После первой строки начинают свободно встряхивать кистями рук. Затем, продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх. Потом снова поворачивают руки ладонями вниз.
Называют слова: дождь, рожь, пьёт, льёт, склоняясь.
Мягкий знак: показатель мягкости, разделительный, показатель грамматической формы.
| Коммуникативная: коммуникация как взаимодействие.
Информационная: обработка информации. | Самоконтроль |
| |||
Первичное закрепление c комментированием во внешней речи – 5 минут | ||||||||
VI этап: Организовать усвоение детьми нового способа действия при решении задач с проговариванием во внешней речи. | Учитель организует работу по первичному закреплению Выполнение упражнения №59, стр. 74.
| Учащиеся выполняют комментированное письмо с проговариванием “шагов” алгоритма. | Учебно-познавательная: использование информации для решения учебной задачи.
| Самоконтроль Внешний контроль | Усвоение детьми нового способа действий по алгоритму. | |||
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 5 минут | ||||||||
VII этап: Организовать самостоятельное выполнение каждым обучающимся заданий на новый способ действий; организовать самопроверку обучающимися своих решений по эталону.
| Учитель организует выполнение КОЗ и рефлексию выполненного КОЗ для коррекции.
КОЗ 1 Детям предлагается выполнить компетентностно-ориентированное задание.
— Какие затруднения возникли в ходе выполнения задания? — К какому этапу проекта следует вернуться, чтобы устранить ошибки?
| Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется рефлексия выполненного КОЗ и индивидуальная коррекция.
При необходимости возвращаются на тот этап проекта, на котором возникло затруднение. | Информационная: переработка и использование информации для решения учебной задачи.
Учебно-познавательная: самоконтроль, самооценка.
|
Самоконтроль
| Определение уровня усвоения нового способа действий (перевод в оценку). | |||
Включение в систему знаний и повторение – 5 минут | ||||||||
VIII этап: Организовать включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного для введения в последующем новых способов действий | Учитель организует работу учащихся по включению нового знания в систему знаний.
Детям предлагается выполнить задание. Слайд 9
Вставь по смыслу слова на изученную орфограмму. У берега шумит _____. Под корнями старой сосны бьёт____. Кругом _____ и прохлада. Вот белеет душистый ______. ____солнца играет в капельках росы.
Подчеркни мягкий знак – показатель грамматической формы. | Учащиеся выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Учащиеся записывают полученные предложения. При необходимости в группе оказывают консультацию друг другу (в подборе слова или написании орфограммы).
После выполнения задания осуществляют взаимоконтроль, проводится рефлексия. | Учебно-познавательная: применение знаний в нестандартной ситуации
Информационная: переработка и использование информации для решения учебной задачи. |
Самоконтроль Взаимоконтроль ( работа в группе) | Умение выделять в системе знаний изученную единицу. | |||
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока – 3 минуты | ||||||||
IX этап: Организовать рефлексию и самооценку учащихся, обсудить и записать домашнее задание. | Учитель организует работу по рефлексии и самооценке деятельности учащихся на уроке, объяснят домашнее задание с элементами выбора и творчества. — Вот подошел к концу наш урок. Я предлагаю вам игру «Цепочка». Каждый должен написать слово существительное с шипящей на конце и передать ее другому, а тот, кто пишет, одновременно проверяет слово предыдущего ученика, последнее слово проверяет первый ученик.
-Соберем из лепестков цветок и посмотрим, какое у вас настроение.
Рефлексия — Сделать вывод о том, как вы работали на уроке, вам помогут листы самоконтроля.
Слайд 10 Продолжи предложения: — Сегодня на уроке я … — Самым полезным интересным для меня было … — Мне это необходимо для … -Я встретился с трудностью при … -У меня хорошо получилось …
Слайд 11 — Оценку за урок вы поставите сами, посчитав количество «+» в первой строке. 9-10 «+» – Отлично 7-8 «+» — Хорошо 5-6 «+» — Удовлетворительно 0-4 «+» — Слабо
В качестве домашней работы я предлагаю вам разные задания. Каждый выберет себе задание в зависимости от уровня сложности.
Слайд12 Домашнее задание: I уровень. Выполнить упр. № 60, стр. 75 II уровень. Составить и записать три предложения со словами на изученную орфограмму. III уровень. Подобрать две загадки, отгадками которых будут слова на изученную орфограмму. | Учащиеся соотносят цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируют степень их соответствия, оценивают уровень достижения поставленной цели, намечают цели дальнейшей деятельности.
Ученик записывает (на выбранном по цвету настроения лепестке) существительное с шипящей на конце, передает соседу. Сосед проверяет, оставляет себе. Сам пишет и передает соседу.
Прикрепляют лепестки, чтобы получился цветок «настроения».
По листу самоконтроля делают вывод о том, как работали на уроке, устно отвечают на вопросы рефлексии.
Выставляют оценку.
Выбирают домашнее задание в зависимости от уровня усвоения материала.
| Учебно-познавательная: самооценка, планирование.
Коммуникативная: коммуникация как взаимодействие.
|
Взаимоконтроль Самоконтроль
| Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности. |
Приложения к уроку
I этап Мотивация к учебной деятельности
Лист самоконтроля
На каждом этапе оцени свою работу и поставь в нужной строке знак + .
1 этап | 2 этап | 3 этап | 4 этап | 5 этап | Физ. минутка | 6 этап | 7 этап | 8 этап | 9 этап | Итого | |
Выполнил (а) без ошибок |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выполнил (а) с ошибками |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Испытывал (а) серьезные затруднения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка за урок: отлично, хорошо, удовлетворительно, слабо.
Подчеркни свою оценку.
II этап Актуализация и пробное учебное действие
Задание: вставь пропущенные буквы и объясни орфограмму.
Кон…ки, друз…я, вороб…и, ладон…, роял…, лист…я.
Таблица: Роль мягкого знака
Мягкий знак
Показатель мягкости
Разделительный
IV этап Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Проект
1. Прочитать слова.
2. Определить, к какой части речи они относятся.
3. Какие звуки слышатся на конце слов.
4. Определить род.
5. Разделить слова по родовому признаку.
6. Записать слова в два столбика.
7. Понаблюдать, где пишется мягкий знак, где не пишется.
8. Сделать вывод.
9. Сформулировать правило.
V этап Реализация построенного проекта
Слова для исследования: душ, ночь, тишь, плащ, вещь, ключ.
Таблица: Роль мягкого знака
Мягкий знак
Разделительный
Показатель рода
Алгоритм решения учебной задачи
VI этап Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Компетентностно ориентированное задание
-
Компетенция
Учебно-познавательная: самоконтроль, самооценка.
Информационная: переработка и использование информации для решения учебной задачи.
Стимул
В глубокой древности у существительных мужского рода на конце стоял Ъ, а существительные женского рода оканчивались Ь. В современном русском языке это правило утратило свою силу.
Задачная формулировка
Вставь Ь в соответствии с правилами современного русского языка. Распредели имена существительные в таблицу.
Источник информации
Карточка со словосочетаниями.
Скорая помощ…, острый нож…, тяжелый багаж…, дорогая вещ…, железный обруч…, тёмная ноч…, верный товарищ…, колючий ёрш…., ночная тиш…., золотая брош….
Бланк выполнения задания
Женский род
Мужской род
Инструмент проверки
Модельный ответ.
Скорая помощь, острый нож, тяжёлый багаж, дорогая вещь, железный обруч, тёмная ночь, верный товарищ, колючий ёрш., ночная тишь, золотая брошь.
Женский род
Мужской род
помощь
нож
вещь
багаж
ночь
обруч
тишь
товарищ
брошь
ёрш
Шкала оценки:
За каждое правильно написанное слово — 1 балл.
Правильно записаны слова в таблицу – 2 балла
Максимальное количество — 12 баллов.
Перевод в 5-балльную оценку:
11-12 баллов – «5»
9-10 баллов – «4»
7-8 баллов –«3»
0- 6 баллов – «2»
VII этап Включение в систему знаний и повторение
Задание: Вставь по смыслу слова на изученную орфограмму.
У берега шумит _____. Под корнями старой сосны бьёт____. Кругом _____ и прохлада.
Вот белеет душистый ______. ____солнца играет в капельках росы.
Подчеркни мягкий знак – показатель грамматической формы.
IX этап Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока
Рефлексия
— Сегодня на уроке я …
— Самым полезным интересным для меня было …
-Я встретился с трудностью при …
— Мне это необходимо для …
-У меня хорошо получилось …
Критерии перевода в оценку.
9-10 «+» – Отлично
7-8 «+» — Хорошо
5-6 «+» — Удовлетворительно
0-4 «+» — Слабо.