УРОК – ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ТЕМА: «Правописание слов с парными согласными в корне».

УМК «Школа России».

2 КЛАСС

УЧИТЕЛЬ: Панкратова Ирина Сергеевна

Цели урока: 1. развивать умение проверять написание слов с парными

согласными в корне;

2. развивать учебно – познавательную и коммуникативную

компетенции

2. развивать орфографическую зоркость, память, внимание и

речь учащихся;

3. формировать умение давать определение какому-либо

понятию;

4. Воспитывать искренность, сдержанность, любовь к родному

языку.

Цели урока: 1. умение находить и проверять слова с парными

согласными в корне;

2. способность выделять различные значения многозначного

слова ЯЗЫК;

3. понимание пословиц и умение объяснить их смысл.

ХОД УРОКА.

  1. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.

Как всегда начинаем наш урок с минутки чистописания. Чтобы узнать буквы, написание которых мы сегодня повторим, вам нужно отгадать загадки и назвать первые буквы в их отгадках.

  • Шевельнулись у цветка

Все 4 лепестка

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

(бабочка)

  • Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит.

(дятел)

  • Днём он спит.

Ночью летает,

Прохожих пугает.

(филин)

* По мере отгадывания загадок записываю на доске буквы

б д ф

— Какой общий элемент у этих букв?

— Запишите эти буквы.

— Что ещё объединяет эти буквы?

(Они обозначают парные согласные)

Запишем теперь эти согласные с их парами: сначала звонкий, а потом глухой.

б д ф бп дт вф

— Какими ещё парами можно продолжить ряд?

б д ф бп дт вф гк жш зс

Кто догадался, какова тема нашего урока?

— А зачем мы учим парные согласные, запоминаем правило их проверки?

(Потому, что звонкие парные согласные на конце слов и перед глухими согласными оглушаются)

— Как проверить парный согласный звук в корне слова?

— Чему же мы должны научиться сегодня на уроке?

  1. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ МИНУТКА.

Для начала давайте проверим, как же вы умеете пользоваться правилом. Приготовьте сигнальные карточки.

(Дети поднимают сигнальные карточки и объясняют написание парных согласных)

ска?ка кру?ка

ша?ка язы?

клю? око?ко

парус

— Найдите среди этих слов слово с непроверяемой гласной в корне. (язык)

Остановимся на его лексическом значении.

  1. МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВА,

— Это слово необычное. У него много значений. Давайте вспомним и назовём эти значения.

— Для чего нужен язык человеку?

    • Язык – это орган во рту человеку, с помощью которого определяется вкус пищи и образуются звуки речи.

— Какое значение имеет слово язык, когда употребляется в словосочетаниях русский язык, английский язык?

    • Язык – это система грамматических средств, средство общения людей между собой.

— В фильмах о войне часто звучат такие фразы: захватили языка,

привели языка.

Какое значение имеет слово язык в данных фразах?

    • Язык – это человек, от которого можно получить нужные сведения.

— Какие ещё значения этого слова вы можете назвать?

    • Язык – это часть ботинка;

    • Язык – это металлическая часть в колоколе, который, ударяясь о стенку, производит звук;

    • Язык – это пламя костра.

— Вспомним пословицы с этим словом.

(Дети работают в группах, собирают из рассыпавшихся слов

пословицы:

      • На языке мёд, а под языком лёд.

      • У короткого ума язык длинный.

      • Не спеши языком, торопись делом.

      • Язык до Киева доведёт.

После того, как пословицы собраны, группы читают и объясняют смысл своей пословицы.)

— Запишите пословицы в тетрадь.

— Найдите и подчеркните парные согласные, которые надо проверять.

— Какие проверяемые безударные гласные здесь встретились?

  1. ФИЗМИНУТКА.

Лёгкие прыжки: раз, два, три.

Мягкие шажки: раз, два, три.

Вот и вся зарядка.

Тихая посадка.

  1. ПРОВЕРКА ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ.

— Назовите слова из нашей физминутки, в которых встречается парный согласный в корне, который надо проверять.

( По мере ответов детей записываем в тетрадь:

лёгкие – лёгок, лёгенький

прыжки — прыжок

мягкие – мягок, мягенький

шажки – шажок

зарядка – зарядочка

посадка – посадить)

  1. ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ.

— А сейчас я посмотрю, как вы научились писать и проверять в словах сомнительные парные согласные. Прочитайте на доске словосочетания. Постарайтесь их запомнить. (Даю 1-2 минуты).

детская кроватка

тёплый шарф

нелепая ошибка

деревянная лошадка

утренние заморозки

чёрный жемчуг

  • Через 1-2 минуты закрываю имена сущ-е. Дети работают на карточках, дописывая к именам прилагательным соответствующие имена сущ-е.

— Что объединяет все записанные вами имена сущ-е?

— Подчеркните орфограммы.

  • Открываю шторку. Взаимопроверка в парах.

  1. ТЕСТ.

— Для того, чтобы каждый из вас смог оценить, на сколько им усвоено правописание данной орфограммы, я предлагаю вам выполнить тест.

1. Прочитай текст. Подчеркни слова, в которых парный согласный в корне надо проверять.

Зимой.

Вечером был сильный мороз. Утром Ваня вышел во двор. Кругом был снег. У крыльца большой сугроб. Ветер качал голые дубки и берёзки. Ваня побежал на пруд. На пруду был крепкий лёд.

2. Поставь, где надо букву Т:

Тор_, пара_, са_, кана_, ни_ка, гря_ка, похо_ка, пала_ка, ло_ка.

3. Обведи нужную букву:

обу в/ф ь отсро в/ф ки

вра г/к голу б/п ка

алма з/с подска з/с ка

бага ж/ш кни ж/ш ка

  1. РЕФЛЕКСИЯ.

— А теперь подведём итог нашей работе. На доске вы видите начало предложений. Выберите одно из них и закончите, оценивая свой вклад, свою активность в достижение поставленных в начале урока целей:

1. Сегодня я узнал… 6. Мне захотелось…

2. Мне было интересно… 7. Я выполнял задания…

3. Я понял, что… 8. Мне было трудно…

4. Я научился… 9. Я попробую …

5. Теперь я могу… 10. Меня удивило …

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here