Урок русского языка

по теме

«Упражнения в распознавании однокоренных слов».

2 класс

УМК Школа 2100

Учитель Нечаева Е. В.

2010 г.

ЦЕЛИ УРОКА:

  • развитие умения распознавать однокоренные слова, выделять корень, учитывая два их признака: сходство по смыслу и наличию одинакового корня;

  • создать условия для развития орфографической зоркости;

  • содействовать развитию психических процессов: внимания, памяти, воображения; продолжить работу по развитию речи;

  • активизировать познавательную деятельность;

  • воспитание любознательности при получении знаний и интереса к изучению родного языка.

  1. Чистописание.

декабрь

декабрьский

-Что можно сказать о словах? Чем знаменит месяц декабрь?

Сегодня на уроке вас ждут зимние задания. Выполняя их, мы будем открывать картинку и узнаем, что за сказка спрятан. Готовы?

  1. Словарная работа. На доске записаны слова:

_зык, громк_, вет_р, граждан_, гр_жданин, т_традь.

Задание: списать слова, вставив пропущенные буквы.

Записать в тетрадь последнюю , букву каждого слова.

к о р е н ь

— О чём пойдёт речь на уроке?

— Что называется корнем? Родственными словами?

3. Работа с деформированным предложением.

закружила з_ма снегом, зам_ла л_сные тр_пинки

-Составить предложение. Вставить пропущенные орфограммы. Как проверить? Какие правила написания предложения вспомним? Запишите предложение.

-Когда нам пригодилось умение подбирать родственные слова?

Как доказать, что слова в предложении связаны?

4.По зимним лесным тропинкам идём дальше.

-Прочитайте стихотворение.

Снежная картина.

Проплясали по лесам

______ ные метели.

_____ ири ______ овикам

Песню просвистели.

У за______ енной реки

В ______ ном переулке

Звонко носятся ______ки,

Режут лёд _______урки.

-Что необычного?

-Кто догадался, какие слова пропущены?

— Выписать слова, выделить корень.

— Что происходит в корне слов?

5. Зима пригласила в гости своих друзей холод и мороз. Помогите расселить гостей по домам. Запись в тетрадях по рядам. Проверка.

зима мороз холод

Зимушка, зимний, холодильник, холодок, заморозки, морозец, зимовать, морж, разминка, похолодало, морозный, сосулька, лёд.

-Кто из гостей остался на улице? Почему?

Физкультминутка:

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покружились, повертелись.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

6. Какая же зима без зимних забав? Чем можно заниматься зимой?

Работа в парах.

-Помогите снеговикам построить горку из родственных слов.

 

 

ж

и

 

 

 

н

я

 

 

 

н

и

к

 

 

 

н

и

ц

а

-Запишите слова, которые у вас получились. Назовите корень.

6.Открылась наша картинка. Что за сказка?

Следующее задание от Снежной Королевы.

Вспомните, чем занимался Кай у неё во Дворце?

Работа в группах.

— Составьте мозаику, придумав родственные слова.

Проверка. Назовите, что получилось. Как связано со сказкой7

7. Отступила Зима. Ушла, но оставила вам в подарок снежинки с заданиями.

Дифференцированные задания. 3 уровня сложности.

1 уровень .Найти лишние слова, объяснить.

вода светлый лист

водный свет листочек

водитель светить листопад

водичка светло лисий

проводник светлячок листик

водоём

2 уровень. Вставь пропущенные слова, выдели корень.

Мой папа заядлый ______________ . Он может поймать и маленькую ______________, и большую __________________ . Папа приносит _________ домой, а мама варит _________________ суп.

3 уровень. Выделить корень. Дописать 2 родственных слова.

Море, моряк, морской, приморский, заморский, _________________ , _____________ .

Проверка.

-Сегодня мы закончили тему «Корень слова». Что узнали? Проверьте свои знания.

8. Тест.

Выберите правильный ответ:

1.Корень это:

а) общая часть родственных слов;
б) общая часть слов.

2. Родственные слова это:

а) слова, которые сходны по смыслу;
б) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.

  1. В какой строчке корень выделен правильно?

а) Хитрец, хитрый, хитрюга, хитрить;
б)
Хитрец, хитрый, хитрюга, хитрить.

  1. Подчерните лишнее слово:

Летать, лето, летчик.

9. Самооценка.

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что _______

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Наиболее трудным мне показалось _______________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Я думаю, это потому, что ________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Самым интересным было _______________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ___________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее _

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Я бы хотел попросить своего учителя _____________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here