Урок русского языка
по теме
«Упражнения в распознавании однокоренных слов».
2 класс
УМК Школа 2100
Учитель Нечаева Е. В.
2010 г.
ЦЕЛИ УРОКА:
-
развитие умения распознавать однокоренные слова, выделять корень, учитывая два их признака: сходство по смыслу и наличию одинакового корня;
-
создать условия для развития орфографической зоркости;
-
содействовать развитию психических процессов: внимания, памяти, воображения; продолжить работу по развитию речи;
-
активизировать познавательную деятельность;
-
воспитание любознательности при получении знаний и интереса к изучению родного языка.
-
Чистописание.
декабрь
декабрьский
-Что можно сказать о словах? Чем знаменит месяц декабрь?
Сегодня на уроке вас ждут зимние задания. Выполняя их, мы будем открывать картинку и узнаем, что за сказка спрятан. Готовы?
-
Словарная работа. На доске записаны слова:
_зык, громк_, вет_р, граждан_, гр_жданин, т_традь.
Задание: списать слова, вставив пропущенные буквы.
Записать в тетрадь последнюю , букву каждого слова.
к о р е н ь
— О чём пойдёт речь на уроке?
— Что называется корнем? Родственными словами?
3. Работа с деформированным предложением.
закружила з_ма снегом, зам_ла л_сные тр_пинки
-Составить предложение. Вставить пропущенные орфограммы. Как проверить? Какие правила написания предложения вспомним? Запишите предложение.
-Когда нам пригодилось умение подбирать родственные слова?
Как доказать, что слова в предложении связаны?
4.По зимним лесным тропинкам идём дальше.
-Прочитайте стихотворение.
Снежная картина.
Проплясали по лесам
______ ные метели.
_____ ири ______ овикам
Песню просвистели.
У за______ енной реки
В ______ ном переулке
Звонко носятся ______ки,
Режут лёд _______урки.
-Что необычного?
-Кто догадался, какие слова пропущены?
— Выписать слова, выделить корень.
— Что происходит в корне слов?
5. Зима пригласила в гости своих друзей холод и мороз. Помогите расселить гостей по домам. Запись в тетрадях по рядам. Проверка.
зима мороз холод
Зимушка, зимний, холодильник, холодок, заморозки, морозец, зимовать, морж, разминка, похолодало, морозный, сосулька, лёд.
-Кто из гостей остался на улице? Почему?
Физкультминутка:
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покружились, повертелись.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
6. Какая же зима без зимних забав? Чем можно заниматься зимой?
Работа в парах.
-Помогите снеговикам построить горку из родственных слов.
| ж | и |
|
|
| |
|
|
| н | я |
|
|
|
|
| н | и | к |
|
|
|
| н | и | ц | а |
-Запишите слова, которые у вас получились. Назовите корень.
6.Открылась наша картинка. Что за сказка?
Следующее задание от Снежной Королевы.
Вспомните, чем занимался Кай у неё во Дворце?
Работа в группах.
— Составьте мозаику, придумав родственные слова.
Проверка. Назовите, что получилось. Как связано со сказкой7
7. Отступила Зима. Ушла, но оставила вам в подарок снежинки с заданиями.
Дифференцированные задания. 3 уровня сложности.
1 уровень .Найти лишние слова, объяснить.
вода светлый лист
водный свет листочек
водитель светить листопад
водичка светло лисий
проводник светлячок листик
водоём
2 уровень. Вставь пропущенные слова, выдели корень.
Мой папа заядлый ______________ . Он может поймать и маленькую ______________, и большую __________________ . Папа приносит _________ домой, а мама варит _________________ суп.
3 уровень. Выделить корень. Дописать 2 родственных слова.
Море, моряк, морской, приморский, заморский, _________________ , _____________ .
Проверка.
-Сегодня мы закончили тему «Корень слова». Что узнали? Проверьте свои знания.
8. Тест.
Выберите правильный ответ:
1.Корень это:
а) общая часть родственных слов;
б) общая часть слов.
2. Родственные слова это:
а) слова, которые сходны по смыслу;
б) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.
-
В какой строчке корень выделен правильно?
а) Хитрец, хитрый, хитрюга, хитрить;
б) Хитрец, хитрый, хитрюга, хитрить.
-
Подчерните лишнее слово:
Летать, лето, летчик.
9. Самооценка.
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что _______
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Наиболее трудным мне показалось _______________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Я думаю, это потому, что ________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Самым интересным было _______________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ___________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее _
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Я бы хотел попросить своего учителя _____________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________