Конспект урока по русскому языку по программе «Школа России» к учебнику В. П. Канакиной. 3 класс.
Тема: ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С УДВОЕННЫМИ СОГЛАСНЫМИ.
Цель : формировать умение находить и правильно писать слова с удвоенными согласными.
УУД:
личностные | регулятивные | коммуникативные | |
умение находить орфограммы в указанных словах, разбирать слова по составу | формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе | умение принимать и сохранять учебную задачу в течение урока, развитие умения целеполагания, анализа информации | умение принимать роль в учебном сотрудничестве с одноклассниками и учителем |
Ход урока
1. Орг. Момент. Мотивация к учебной деятельности
— Девиз урока: ВСЁ РАЗВЕДАТЬ, ВСЁ УЗНАТЬ,
СВОИХ ОШИБОК НЕ СКРЫВАТЬ! (Слайд 1)
Вы согласны с этими словами? Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка.
2. Актуализация знаний.
Игра «Найди лишнее слово» Цель: развитие мышления
1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
2. Труд, ложка, вода, легко, узкий.
3. Золотой, варенье, садовник, зима, пирог.
4. Местность, областной, честно, счастливый, заря.
— Запишите «лишние» слова, выделите орфограммы.
Прочитайте скороговорку. Вставьте пропущенные буквы.
Журч..ли руч..и и урч..ли,
Журч..ли шмели над руч..ями.
— Какие орфограммы встретились в словах? Прочитайте быстро.
Упражнение «Говори наоборот» Цель: развитие мышления, воображения.
Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный .
— Как называются эти слова?
3.Самоопределение к деятельности.
— Послушайте сказку про девочку Аллу. ( ЧТЕНИЕ СКАЗКИ)
— Сформулируйте тему урока.
Правописание слов с двойными согласными
— А какие цели мы должны перед собой поставить? (Учиться писать слова с двойными согласными
4. Работа по теме
Работа по учебнику с. 121 упр. 233
— Прочитайте. Найдите слова, которые одинаково произносятся, но имеют разное значение.
— Объясните лексическое значение каждого слова. Выполните задание к упражнению.
Взаимопроверка.
-
Физминутка: «Слова в движении»
Если слова с удвоенной согласной, то выполняем приседания.
Если слова с непроизносимой согласной, то поднимаем руки вверх.
(Русский, Алла, класс, рассол, ванна, хоккей, килограмм, группа)
(Солнца, лестница, известный, грустный)
-
Игра «Фотограф». Выборочный диктант. (5 минут)
– А теперь я предлагаю вам сыграть в игру «Фотограф». Вам предлагается сфотографировать глазками слова из предложения, где есть удвоенная согласная буква
— Обозначьте удвоенные согласные, проверьте написанное, обменяйтесь тетрадками, если есть ошибки, исправьте.
— Теперь проверим написанное вместе.
– Молодцы, а теперь вертикальной чертой обозначим перенос этих слов.
-
Отгадай загадки.
— В чем заключается особенность этих слов-отгадок?( В них пишется удвоенная согласная.
— Какой напрашивается вывод?
— Когда пишется удвоенная согласная?
ВЫВОД. Удвоенная согласная пишется там, где слова тянутся долго.
-
Самостоятельная работа ПО КАРТОЧКАМ
РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ
— И сегодня вы поработаете самостоятельно по закреплению темы «Удвоенные согласные». Для этого вам предлагается выполнить ряд заданий по карточкам.
Карточка №1 (задание на «3»)
Прочитай слова. Спиши. Подчеркни удвоенные согласные буквы. Запомни, как пишутся эти слова. Выдели орфограммы.
Жужжит, касса, сумма, жжёт, ванна, Анна, Жанна, коллекция, дрожжи, Римма.
Карточка №2 (задание на «4»)
Прочитай текст. Выпиши из текста слова с удвоенными согласными. Запомни, как они пишутся. Раздели эти слова для переноса.
В нашем классе все ребята чем-то увлекаются. Филипп собирает коллекцию марок. Алла любит отгадывать кроссворды. Вокруг неё всегда группа ребят. Кирилл — хоккеист. Инна играет в настольный теннис. Римма ходит в бассейн. А Вова увлекается булочками и творожной массой с изюмом. У него всегда отличный аппетит!
Карточка №3 (задание на «5»)
Прочитай. Вставь вместо точек слова, подчеркни удвоенные согласные.
1.Дети нашего ……………… — это дружный …………………………… .
2. После взлёта самолёт медленно убирает ……………………….. .
3. По широкому ……………………….. мчались машины.
4. Тенистая ……………………….. привела нас к домику с …………………. .
5. Осенью вся наша семья болела ………………………… .
6 . ……………………….. стояли на перроне вокзала.
Слова для справок: шасси, класс, шоссе, коллектив, аллея, терраса, грипп, пассажиры
11. Рефлексия учебной деятельности.
«Исправь ошибки»
— Найти ошибки.
— Проговорить вслух друг другу написание слов
Зачем опять учить слова,
Ведь я учил уже вчера?!
И я уверен, что на «пять»
Смогу их, без сомненья, написать:
Аллея, касса, сонн и вана,
Перрон, шоссе, хокей, коллонна,
Гррупа, русккий, акурратно.
Ну что, друзья, тут непонятно?
— С какой целью мы выполняли все эти задания?( Научиться писать слова с удвоенными согласными.)
— С написанием какой орфограммы познакомились на уроке?
-. На следующем уроке мы продолжим нашу тему и узнаем новое об удвоенных согласных. Будем учиться грамотно и безошибочно писать слова с удвоенными согласными.
-Ребята, оцените себя.
Нарисуйте зелёный круг – «я активно участвовал на уроке, с заданиями легко справлялся»
Нарисуйте синий круг – «на уроке не все задания для меня были лёгкими, но я справился».
Нарисуйте красный круг – «задания были очень сложными для меня. Нужна помощь»
12. Домашнее дифференцированное задание.
Сочинить рассказ о спорте с использованием слов с двойными согласными или выучить запоминалку и записать её по памяти.
Элла, Нона, ванна, класс,
ссора, теннис и рассказ,
миллион, шоссе, программа,
грипп, аллея, телеграмма,
Мы слова такие слышим
и с двойной согласной пишем.